Загрузить еще

Костусев, Пундик и Волошенков пили водку прямо из каски

Костусев, Пундик и Волошенков пили водку прямо из каски
Фото: Ветераны отметили 9 мая. Фото Алексея Кравцова

Полевая кухня, горячая каша с армейской тушенкой и конечно «фронтовые сто грамм» - все это уже давно стало неизменным атрибутом традиционного фронтового привала, ежегодно проводимого на мемориале 411-й батареи.

– Мы уже много лет подряд здесь, на месте боевой славы отдаем дань памяти нашим героям, – сказал городской голова Алексей Костусев. – Я рад, что нам судьба предоставила возможность лично поблагодарить героев, даровавших нам жизнь и мирное небо над головой. Я счастлив, что сегодня утром вручил инвалидам войны тридцать ордеров на квартиры. Мне очень приятно, что депутатский корпус вернул в герб города Звезду Героя и что мы собрались сегодня под красным знаменем победы, с которым в руках сражались за правое дело наши деды и отцы.

В солнечный день здесь собрались одесские ветераны Великой Отечественной войны – люди, сумевшие несмотря ни на что, выстоять и победить. Старшина-окопник, командир артиллерийского расчета Григорий Балановский – человек, прошедший всю войну и видевший ее ужасы с расстояния выстрела сорокапятки, узнал о Победе, на улицах Берлина. 

 

Обед для ветеранов

– На самом деле, война была совершенно не такая, какой ее показывают вам в кино, человеческая жизнь тогда ничего не стоила – рассказывает Григорий Балановский. –Это был просто кошмар. Особенно, когда мы Сталинград обороняли. Я не знаю, почему мне так повезло, как сумел уцелеть в этой мясорубке. Ведь воевал я с сорокапяткой (45милиметровое противотанковое орудие) эти пушки в армии называли «Прощай Родина» за то, что расчет погибал быстро. До сих пор помню, как был счастлив, когда узнал, что мы победили, хотя для многих, в том числе и меня война тогда не закончилась – с немцами в некоторых местах до середины июля 45-го воевали.

Когда закончилась война, Дмитрию Васильевичу Синявскому было всего 16 лет. За год до этого, в дни освобождения Одессы он, будучи пятнадцатилетним мальчишкой, подавал снаряды на Красноселкинском рубеже.

 

Праздничный митинг

– О победе я узнал, когда по Дерибасовской шел на работу в порт – вспоминает Дмитрий Синявский. – Эту радостную весть сообщили по радио. В память четко врезалось то, что на улице, сейчас кажется, что в считанные секунды выбежали сотни человек. Откуда-то появились цветы. Все смеялись и танцевали. Вспоминаю тот день и плачу. Никогда после я не видел такого количества счастливых лиц.

Вряд ли тогда Дмитрий мог повстречаться с трехкратным кавалером ордена Славы, снайпером Семеном Уземским, на личном счету которого более 80-ти немецких солдат и офицеров. А сегодня они, как и все, кто собрался здесь, –  боевые товарищи – прошедшие с тех пор годы стерли разницу в возрасте ветеранов.

«Фронтовые» из каски.

Какой же привал без традиционных ста грамм? Вот и на 411-й в этот раз, отдавая дань памяти предкам, не раз опрокидывали традиционные. А Алексей Костусев предложил председателю областного совета Николаю Пундику и заместителю губернатора Дмитрию Волошенкову выпить прямо из армейской каски. Те не отказались. Ветеранам же этот жест пришелся по душе.

 

Встреча с ветеранами

– Ну, скажите, кто же будет на войне какие-то рюмки или стаканы с собой таскать, – говорит ветеран Сергей Возданов. – Там и без них немало чего носить приходилось. А когда на привалах командир разрешал опрокинуть по сто, из чего пить то? Вот так, прямо из одной каски все и пили. Нам, воевавшим, приятно, что это не забыли.

Хоть всех и припекало горячее солнышко, не забыли и костре – традиционном спутнике и верном друге солдата.

– А как же без костра – говорит служившая во время войны санитаркой Клавдия Михайловна. – Это наш главный друг и союзник был. Тепла же не было. Где бы мы не находились всегда разводили костер, пели песни, когда ты возле него все тягости и невзгоды уходят куда-то на второй план. Как будто бы их и нет вовсе.

 

Фронтовые сто грамм

Несмотря на почетный возраст, – самому молодому ветерану сегодня далеко за 80 – многие в этот день не отказали себе в удовольствии станцевать под любимые военные песни.

Фото Алексея Кравцова