В минувшую среду наши читатели побывали на экскурсии «Особняки Печерска». Напомним, это очередная прогулка в рамках совместной акции «Комсомолки» и проекта «Интересный Киев». Группа с замиранием сердца слушала рассказы нашего гида Елены Царовской о дивных, а порою невероятных событиях, которые происходили за толстыми стенами элитных особняков столицы.
Печерск - район в какой-то степени автономный, он даже ландшафтно возвышается над столичным центром. Именно благодаря его утопающим в зелени особнякам, окружающим их садам и тихим улочкам Киев некогда приобрел славу одного из красивейших городов Европы.
Особняки и дома для богатой знати всегда порождали множество слухов у обычных горожан. Одно из самых красивых строений, за соответствующий цвет прозванное в народе «шоколадным домиком» (Шелковичная, 17), принадлежало купцу Могилевцеву. Есть легенда, что он подарил этот дом своей жене, с которой, кстати, познакомился в поезде, и потому одна из комнат была стилизована под то самое купе, в котором они ехали. Нынче это единственный особняк в Киеве, в котором сохранились настенные росписи и лепнина.
У здания Нацбанка тоже интересная история. Снаружи оно стилизовано под флорентийские палаццо эпохи Ренессанса. К традиционным материалам - оштукатуренному кирпичу, лабрадоритовым колоннам - добавился новый в ту пору железобетон. Именно из него на углах дома сделали фигуры крылатых грифонов, как бы охраняющих финансовую цитадель. Между прочим, при внимательном рассмотрении фасада обнаруживаются любопытные детали - например, рельефные обозначения сфер деятельности, требующих банковского кредита: торговли, промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
А всем известный Дом с химерами Городецкого по праву можно считать одним из самых несчастливых мест в городе. Сам Городецкий жил в постоянных долгах, и потому в июле 1912 года заложил особняк. Но проценты по кредиту выплатить не смог, и дом продали с торгов. Одна из легенд гласит, что, выезжая, Городецкий пожелал всяческих неприятностей его будущим владельцам. И, видимо, пожелал от души, потому что хозяева дома менялись постоянно, а само здание то и дело пребывало в аварийном состоянии.