25 ноября
Загрузить еще

Глава Минздрава Максим Степанов: Я точно знаю, как сделать так, чтобы не заболеть

Глава Минздрава Максим Степанов:  Я точно знаю, как сделать так, чтобы не заболеть
Фото: Григорий Константинов

Оправдывает ли себя карантинное деление страны, будет ли продолжаться медицинская реформа, сколько денег из госбюджета тратится на тестирование власть имущих, почему президент считает, что у нас лучше лечат ковид, чем в Европе? На эти и другие вопросы "КП в Украине" ответил министр здравоохранения Максим Степанов.

Адаптивный карантин себя оправдал

- Максим Владимирович, самый обсуждаемый вопрос в соцсетях - зачем страна уходила весной на жесткий карантин? Тогда заболевших насчитывалось намного меньше, чем сейчас…

- Эта мера была мегаоправданная. Весной весь мир столкнулся с абсолютно новой болезнью, которую (А) никто не понимал, как лечить; (Б) при том что уже тогда  было понятно, что этот вирус – с высоким распространением. На тот момент наша система не была готова ко встрече с ним. И если бы тогда мы получили по 1000 заболевших в день, произошел бы коллапс медицины. Мы не пережили бы даже первую волну, если бы не разорвали цепочку передачи инфекции, чтобы подготовить систему медицины.

Напомню, весной локдаун итальянской системы здравоохранения случился при 5-6 тысячах больных в сутки. У нас сегодня около 8 тысяч. Да, нам тяжело, но у нас нет локдауна.

- Насколько оправдано, на ваш  взгляд, деление областей и городов на зоны: желтая, оранжевая, красная?

- Более чем оправдано. Адаптивный карантин - это выверенная, четкая, управляемая стратегия. Мы точно понимаем, что у нас происходит в каждом городе, в каждом районе. Есть масса примеров, когда регион попадал на красный уровень, а потом через какой-то период  он возвращался на оранжевый, так как падала заболеваемость. Адаптивный карантин себя полностью  оправдал.

- Даже несмотря на то, что далеко не все и не везде выполняют карантинные рекомендации  Кабмина? Вы же сами критиковали  руководство некоторых городов.

- Критикую и продолжаю критиковать, хочу добиться полного выполнения требований. В городах и районах, где их действительно придерживаются, - заболеваемость падает.

- Какой областной центр похвалите, где живут самые дисциплинированные граждане?

- Кропивницкий. Там все на желтом уровне. Еще Тернополь - он сначала попал в красную зону, потом там начали соблюдать  правила, и он перешел на оранжевый уровень.

- А Одесская? Это же ваш регион, вы там возглавляли ОГА.

- Ситуация в Одесской - как и в Харьковской, Днепропетровской, Донецкой, Сумской, Житомирской областях - достаточно напряженная: много пациентов, очень большое количество госпитализаций.

Наш принцип – не может быть вопросов, на которые нет ответов, - подчёркивает министр. Фото: Григорий Константинов 

О выборах я не думаю

- Опыт руководства областью  вам пригодился в нынешней ситуации? И что из вашей работы  оказалось востребованным  в самом регионе в нынешних  условиях ковида?

- Проект, реализованный мной в Одесской области - телемедицина, сейчас очень помогает. Там проводится огромное количество консультаций заболевших ковидом. В Одесской области я, будучи главой ОГА, выбрал основные приоритеты своей работы: медицина, строительство дорог, образование. Медицине я уделял наибольшее количество времени и сил, потому что это жизнь и здоровье. Поэтому - да, когда я возглавил министерство, благодаря опыту в Одесской области у меня было полное понимание состояния медицины во всей стране и первоочередных задач.

- Кстати, вас можно поздравлять с победой на местных выборах?

- Меня больше интересует победа над коронавирусом. О выборах я вообще не думаю. У меня  все мысли заняты исключительно медициной и ковидом.

- Зачем вы тогда пошли на выборы?

- Есть командная работа с президентом, с соответствующей политической  силой. Считаю, что достаточно важно  иметь представителей на всех  уровнях, в том числе и в местной власти. В нашей сегодняшней  - децентрализованной - системе управления строить, в том числе и медицинскую, систему невозможно исключительно из Киева. Необходимо взаимопонимание на всех уровнях. Это укладывается в логику государственного менеджмента.

Жалуйтесь на горячую линию

- Уже понятно, что в скором времени во многих регионах будут разворачивать мобильные госпитали. Кто за это отвечает - центральная или местная  власть?

- Задача государства - обеспечить ресурс. А уже на местах будет происходить непосредственное выполнение работ. Регионы подали заявки, мы их верифицировали. Общая сумма, которая будет выделена Киеву, Донецкой области и Одессе, - 239 млн гривен. 

- Какая ситуация с заболеваемостью коронавирусом в небольших городах и населенных пунктах? Как пройти тест на коронавирус жителям сел, поселков? Далеко не везде есть лаборатории.

- Если появились симптомы коронавирусной болезни - температура, заложенность  носа, сильная головная боль, сильное  недомогание, пропало обоняние - нужно звонить своему семейному доктору. Врач определяет состояние и принимает решение о вызове мобильной бригады, которая возьмет тест на ковид. Это прописано в стандарте, который национальная служба здоровья разослала всем семейным врачам. Все обратившиеся могут ссылаться на министра здравоохранения о данном алгоритме.

Если по какой-то причине не дозвонились до семейного врача либо у вас его нет, нужно обратиться на горячую линию облгосадминистрации. Помимо этого, сейчас мы запустили в работу горячую линию именно по вопросам, касающихся исключительно COVID-19. Это единый номер для всей страны - 0-800-60-20-19. Работают на ней 150 операторов. В том числе таким образом мы будем заставлять реагировать на конкретные случаи органы местной власти. У нас - децентрализованная система. Поскольку семейный врач работает в коммунальном предприятии, которым руководит, орган местного самоуправления, например, мэрия.

По словам министра, в городах, где карантинных правил придерживаются, уровень заболеваемости, падает. Фото: Григорий Константинов

Низкий процент летальности

- Президент недавно сказал - в Украине очень хорошо лечат ковид. На чем основано это заявление? Неужели лучше, чем в США, где большое количество умерших, но и большое количество тестов?

- Есть такой показатель как процент летальности. Причем в статистику по умершим от ковида заносим как с диагностированным коронавирусом при жизни, так и после смерти. Причиной летального исхода может стать инфаркт, но если был ковид, такой случай попадает в нашу официальную статистику. У нас 1,8% летальности. Ниже, чем во многих европейских странах.

- Но и тестов у нас делают  меньше, чем во многих европейских  странах.

- Мы сейчас увеличиваем количество тестирования, оно повлияет на то, что и количество заболевших  станет больше, но процент летальности от тестирования не увеличится.

- Общались с патологоанатомом и похоронными агентствами, так вот, говорят, что мертвых  не тестируют.

- Посмертно делают тестирование, если при жизни диагноз COVID-19 установлен не был, а симптоматика была.

- В соцсетях иногда встречаю вопрос, наверное, к вам - почему на брифингах говорите сначала количество заболевших, умерших и лишь потом - уже выздоровевших? Это не вселяет  оптимизма.

- Оптимизм… Когда количество больных с каждым днем начнет уменьшаться - тогда появится оптимизм. У нас с каждым днем идет возрастание количества заболевших... Вы вспомните два месяца назад свое состояние, когда мы ставили "рекорды": было до двух тысяч. А сейчас мы говорим о 9-10 тысячах.

- Озвучивать цифры ежедневно  в прямом эфире - это требования  ВОЗ или наше ноу-хау?

- Министерство демонстрирует принцип максимальной открытости. Люди должны знать, что происходит. Мы же на  этих брифингах не только цифры  озвучиваем, а все, что делает Министерство здравоохранения, отвечаем  на все вопросы. Наш принцип - не может быть вопросов, на которые нет ответов.

На тестирование властей в бюджете денег нет

- В вашем окружении еще есть люди, которые не верят в ковид?

- В нашей стране дураки припасены  еще надолго, они встречаются  везде.

- С какой периодичностью вы проходите тест на ковид?

- Я проходил тест только тогда, когда в этом возникла необходимость - немного простыл и появилась  симптоматика респираторная.

- Сколько тратится денег из госбюджета на тестирования представителей власти?

- На Максима Степанова из госбюджета деньги не тратятся. На других тоже, такие средства даже в госбюджет не заложены. Перед ковидом все равны, независимо от статуса.

Есть категория обязательно тестируемых - это медработники, сотрудники Нацполиции, Нацгвардии, погранслужбы, управления госохраны.

 - Посоветуйте, что делать людям со всеми признаками ковида, но при отрицательном тесте?

- Мы в наш стандарт внесли  изменения, исходя из которых  поводом для госпитализации и  постановки диагноза "коронавирусная болезнь ковид-19" не есть обязательно только лишь положительный тест ПЛР. Также берутся во внимание клинические симптомы, лабораторные  и инструментальные исследования.

- Можно в больнице ссылаться на этот стандарт?

- Конечно. Это же один из основных  элементов управления - стандарт оказания медицинской помощи. Там ответы на все вопросы: при каких показателях человек должен быть госпитализирован, при каких показателях его выписывают.

К примеру, берем ту же выписку. Человек лежит в больнице, ему оказали уже всю медицинскую помощь, и доступен вариант проходить лечение амбулаторно. Но многие продолжают лежать в больнице, пока не получат отрицательный ПЦР-тест. Хочу отметить, это не несет никакой смысловой нагрузки. Более того, для человека, переболевшего ковидом, оставаться надолго в инфекционном отделении - это, как минимум, подвергать себя опасности какого-то нового заражения. В любой больнице есть внутрибольничная инфекция. В личных интересах каждого должно быть одно - пройти лечение и выписаться домой.

- Планируется ли оказание помощи в борьбе с коронавирусом гражданам Украины, проживающим на неконтролируемых территориях?​

- Если они приезжают на территорию, контролируемую Украиной, то им окажут медицинскую помощь в полном объеме, как и любому гражданину. Но вы же понимаете, что на неподконтрольной территории  мы физически не в состоянии  оказать медицинскую помощь.

Максим Степанов признается, что тест проходил только один раз. Фото: Григорий Константинов 

Возродить производство украинских вакцин

- Вы сторонник разработки  отечественной вакцины от коронавируса. И все-таки, стоит ли тратить  на это бюджетные деньги?​​ Может, лучше начать с разработки чего-то более реального, например, с вакцины против гриппа?

- Наша цель - возродить вакцинное  производство. То, что было уничтожено за 30 лет. Речь идет прежде всего  о рутинных вакцинах, которые  находятся в нашем календаре вакцинации, их 10 видов. Также необходимо восстановить собственное производство вакцин от гриппа. Биологическая  защита граждан – это вопрос  национальной безопасности.

Но для успеха необходима коллаборация науки и бизнеса. Бизнес - это наши фармацевтические предприятия. Они должны знать, что государство купит у них эти вакцины. Тогда они будут готовы вкладывать деньги в производство.

А государство за несколько лет должно полностью восстановить систему производства вакцин. Нужны современные лаборатории, ученые. Общался с нашими академиками, с работниками института микробиологии, других институтов, которые говорят: "Я воспитал 47 кандидатов наук, большинство из них уехали за границу". Они не были нужны государству 30 лет. Эту практику пора прекратить. На следующий год закладываем первые деньги - на создание института вакцин с самой современной лабораторией, третьего уровня защиты -BSL-3.

- То есть государство потратит деньги, но зарабатывать на вакцинах  не будет?

- Государство должно финансировать науку, в том числе и разработку вакцин, содержание института вакцин. А промышленное производство - удел частных компаний. Но у них должно быть четкое  понимание, что государство размещает  госзаказ.

Да, я не исключаю, что на первом этапе стоимость наших вакцин может быть немного дороже, чем тех, которые мы покупаем у мировых гигантов. Но мы хотим быть независимы, жить в безопасности, хотим быть уверенными, что у государства есть возможность защитить своих граждан.

-  Вопрос не о ковиде, но о скором будущем - что будет с психиатрией после 1 января? Не планируется ли с нового года закрытие психлечебниц, сокращение числа койко-мест и медперсонала, о которых порой говорят.

- Мы исходим из того, что государство должно платить за оказание конкретной медицинской помощи. Рассчитали - сколько стоит такой  вид помощи, какой стандарт. Собираемся создавать мобильные мультидисциплинарные команды для оказания психиатрической помощи. Хочу отметить, что в разработках нам помогает Ассоциация психиатров.

- И все-таки, не отправят ли больных просто на улицу?

- Это исключено. Что я должен сделать, чтобы все поняли, я - категорический  противник таких мер?

Медреформа продолжается

- Что в целом ждет медицину? Я о медреформе. Больницы в райцентрах продолжат сокращаться и дальше? Ситуация с ковидом никак не повлияет на реформу?

- Она уже повлияла. Вскрыла всю  проблематику, весь хаос, развал, неуправляемость. То, что мы должны реформировать систему здравоохранения - аксиома. Я категорический противник закрытия больниц. Больница может быть перепрофилирована, может быть уменьшена по востребованности, но не уничтожена.

Есть и другие вопросы: какой вид медицинской помощи там нужно оказывать? По какой специализации? Для этого делаем соответствующие мастер-планы по областям и, что важно, честно рассчитываем тарифы. Если операция стоит 10 тысяч гривен, нельзя записать там - 5 тысяч, как это было сделано. Как результат такой политики руководителей в прошлом - сегодня мы имеем в сфере медицины 53% теневых денег.

Мы еще в сентябре подали в бюджетном запросе на Министерство финансов разъяснение, как рассчитывали тарифы на онкологию, на экстренную медицинскую помощь, на первичную медицинскую помощь, на роды и так далее. Объективно рассчитали. Исходя в том числе из зарплат 22-23 тысячи - врачу, 17-18 тысяч - среднему медперсоналу и т.д. На семейных врачей сейчас навалился огромный пласт работы. Поэтому провели работу и увеличили финансирование. Так, в среднем, врач, имеющий 1,5 тысячи деклараций, будет дополнительно получать приблизительно 7,5 тысячи гривен.

- У нас врачей уже сейчас не хватает…

- Да, у нас 50 тысяч врачей пенсионного возраста. Вся талантливая молодежь уезжает из страны. Польша, Германия, Чехия, Венгрия, Румыния все время снижают барьер входа в профессию. И дальше - только хуже. Мы это  уже поняли. Моя цель - чтобы в  следующем году зарплата врача  была старте не меньше 20-23 тысяч гривен. А дальше повышалась, в  зависимости от опыта и профессиональных  успехов.

В стране 14 медуниверситетов только в структуре Министерства здравоохранения. Если построить нормальную систему - выпускники не станут уезжать. Я уверен - одной из составляющих реформированной системы здравоохранения должен стать контроль качества медицинской помощи.  Для того чтобы мотивировать врача выполнять стандарты - должна быть справедливая зарплата.

И еще. Мы должны честно сказать: уважаемые украинцы, у нас есть вот такая-то сумма денег, и мы можем на нее оказать вот такие-то медицинские услуги. А вот на другие - нужны другие источники финансирования. И вы либо платите самостоятельно, но по честно установленным тарифам. Либо через добровольное медицинское страхование. Либо через программы местных бюджетов.

- Что делать при введении добровольной страховой медицины пенсионерам? Если нет денег?

- С 1 апреля 2021 года стартует новая программа гарантий. Страна обязана в полном объеме покрывать  первичную медицинскую помощь: 100% граждан - 100% услуг. Люди должны знать, какую медицинскую помощь им должны оказать на первичном уровне семейные врачи. И в полном объеме покрывать экстренную медицинскую помощь. Это означает, что она приезжает вовремя, на нормальном автомобиле, быстро доставляет в больницу, имея в наличии все необходимые лекарственные средства. 

Если у человека случился инфаркт, он не должен думать о том, не забыл ли кошелек, садясь в скорую, потому что напишут же огромный список лекарств. Нет. Если государство сказало - "мы гарантируем", это значит - гарантируем от начала и до конца.

Пенсионеры тратят большие суммы денег на лекарства. Мы нашли решение - расширение программы "доступные лекарства". И будем расширять ее каждый год. Если в 2020-м она имела 1,5 миллиарда гривен, то на следующий год на нее необходимо потратить более 5 миллиардов гривен. Также мы должны существенно расширить в полном объеме финансирование лечения онкологических заболеваний. Чтобы человек не думал, что ему продать, чтобы хватило денег на лечение. Это обязанность государства.

Максим Степанов признается, что тест проходил только один раз. Фото: Григорий Константинов 

Чуда на Новый год не произойдет

- Не считаете вы, что нынешняя ситуация на рынке фармацевтики сложная? Знаю многих, кто заказывает лекарства из других стран, в том числе из России. Почему  наши лекарства долго проходят  период разрешений?

- У нас нет проблем сейчас с разрешительными процедурами на территории Украины, есть вопрос регистрации. Наши разрешительные процедуры максимально адаптированы к европейским стандартам. Но чтобы лекарственное средство было у нас зарегистрировано, его производитель должен подать  свое досье.

Доходит до того, что я, как министр здравоохранения, обращался к нескольким компаниям и просил: пожалуйста, подайте досье, чтобы зарегистрировать данное лекарство. Но компании-производители, если это лекарство на территории страны используется в малом количестве, просто не хотят его регистрировать.

Еще один вопрос - контроль качества лекарственных средств, которые поставляются в Украину. Я добиваюсь того, чтобы он осуществлялся всегда по самым жестким критериям - это моя принципиальная позиция. Это касается любых лекарственных средств - как произведенных у нас, так и за границей. 

- Как вы думаете, сможем отпраздновать Новый год на главных площадях городов без страха заболеть?

- Я бы этого очень хотел. Ради этого уже полгода живу в Министерстве здравоохранения. Но вы же понимаете, чуда не произойдет, если мы не будем придерживаться правил. Это тот случай, когда все в наших руках.

- Лично вы всегда выполняете правила?

- Не могу себе позволить не выполнять те правила, которые нами же устанавливаются. Я и вся моя семья придерживаемся этих правил. Более того, как любой нормальный человек не хочу болеть.

Я точно знаю, как сделать так, чтобы не заболеть. Приезжаю вечером домой (ехал за рулем). Приехал - обработал руки антисептиком, надел маску, зашел в лифт, поднялся. Прежде чем маску снять - снова обрабатываю руки антисептиком. Это все уже в автоматическом режиме.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Коронавирус по протоколу: разбираемся с врачом в противоречиях в лечении