Обвалы происходят из-за дождей
На днях на трассе Севастополь - Ялта произошло ЧП из-за сошедшего оползня. Огромный валун весом почти в три тонны скатился прямо на проезжую часть, снес каменные ограждения и лишь чудом не задел автомобили. Спасатели говорят, что подобные случаи происходят не часто, тем не менее они несут серьезную угрозу.
- В первую очередь оползни опасны для дорог и безопасности автомобильного движения, - сообщили "КП" в пресс-службе крымского главка ГСЧС. - Из серьезных недавних происшествий стоит вспомнить оползень, сошедший летом 2013 года недалеко от Симеиза (Большая Ялта). Тогда, к счастью, никто не пострадал, но движение было приостановлено на длительное время. Транспорт пришлось пустить в объезд. Чаще всего оползни происходят осенью и весной, когда на полуострове много дождей. Вода заливается в трещины массивов, что и приводит к камнепадам.
Сейчас на территории Крыма зафиксировано 1576 действующих оползней, из них 79 считаются опасными. Чтобы избежать возможных камнепадов, над укреплением участков, наиболее подверженных обвалам, круглый год работают специалисты.
"Если не укреплять - уйдем под воду"
Но, как говорят в ведомствах, ответственных за безопасность дорог, на предотвращение всех оползней попросту не хватает денег.
- Финансирование дорожных укреплений напоминает поглощение денег своеобразной черной дырой, - рассказали "КП" в Республиканском комитете Крыма по транспорту и связи. - В предотвращение происшествий, связанных с камнепадами, вкладываются огромные средства, но оползни продолжают сходить. Тем не менее, если перестать укреплять опасные участки, Крым просто сползет в море. Так что трата огромных средств оправдана, кроме того, выделяемых денег действительно не хватает.
Ежегодно по окончании зимы региональные службы дорог составляют список опасных участков автомобильных трасс, а также высчитывают сумму средств, необходимую для поддержания борьбы с оползнями. Документ рассматривают в Кабинете Министров Украины, после чего там решают вопрос о выделении денег. В Крымской службе автомобильных дорог говорят, что от полуострова уже несколько лет в правительство страны отправляют одну и ту же запрашиваемую сумму - порядка 250 миллионов гривен. Но выделить на борьбу с камнепадами такие средства Кабмин не в состоянии: с 2009-го по 2013 год финансирование в общей сложности составило 280 миллионов гривен. Кстати, самая опасная зона, подверженная постоянным сходам оползней, находится на участке трассы Севастополь - Ялта. Так, жители поселка Гончарное (Большая Ялта) уже давно привыкли к постоянным камнепадам, а участок трассы, прилегающий к их населенному пункту, даже закрыли, причем еще в 1998 году. Укрепительные работы в этом месте просто не помогают.
А как у них?
Об опасности предупреждает гаджет
Несколько лет назад в Таиланде придумали, как сохранить туристический поток и курортный потенциал, а главное, обезопасить людей от опасности быть погребенными под очередным обвалом. В наиболее подверженных оползням регионах у большинства холмов установили электронные гаджеты, которые сообщают в соответствующие службы об уровне осадков и возможного камнепада. Как только прибор получает данные о превышении нормы, спасатели тут же заблаговременно реагируют и эвакуируют людей из опасного района.