26 ноября
Загрузить еще

Продюсер Александр РОДНЯНСКИЙ: «Обитаемый остров» - это схватка с Голливудом

Продюсер Александр РОДНЯНСКИЙ: «Обитаемый остров» - это схватка с Голливудом
Фото: Максим Каммерер (Василий Степанов) спасает свою возлюбленную Раду (Юлия Снигирь) из темницы.

Книга братьев Стругацких «Обитаемый остров» оказалась слишком толстой для кинематографа. Ее экранизацию пришлось «пилить» надвое. Зрители, посмотревшие первый «Остров» (он вышел в январе и стал лидером новогоднего проката, собрав под

25 миллионов долларов), разделились на два лагеря: одни объявили его огромной удачей режиссера Федора Бондарчука и отечественного кино в целом, других страшно раздражало все - от качества спецэффектов до улыбки актера Василия Степанова. Обсудить реакцию на «Остров» и вторую часть - «Схватку» - мы решили с его продюсером.

- «Обитаемый остров. Схватка» - совершенно самостоятельная картина, во многом отличная от первой части, - рассказывает Роднянский. - Там, конечно, завершается история, которую мы начали рассказывать, но люди, не видевшие первый фильм, воспримут второй как независимое произведение. Более яркое, динамичное и эмоционально напряженное. Там есть острые драматические повороты, война, гражданская междоусобица, герой пытается спастись сам, спасти свою девушку и друга, прибегает к помощи мутантов… Так что слово «Схватка» в названии появилось не случайно.

- «Остров» упрекали в том, что в нем слишком много цитат из голливудских картин - от   «Бегущего по лезвию» до «Эквилибриума» и «Матрицы»...

- Во-первых, в «Обитаемом острове»  не заимствования, а открытые цитаты. Да, мы видели тысячи фильмов. Например, у нас появляется персонаж, напоминающий своим гримом Зорга, героя Гэри Олдмана в «Пятом элементе». Но неужели вы всерьез думаете, что мы за неимением собственных идей хотели украсть это у Люка Бессона? Нет. Мы, как это принято в мировой практике, передаем Бессону уважительный привет.

«Остров» не эпигонская картина. Мы убеждены, что это абсолютно оригинальный фильм, и в основе его - именно роман братьев Стругацких, а не «Бегущий по лезвию».

Конечно, «Обитаемый остров» сделан в жанре, который зрители полюбили прежде всего в голливудском исполнении - в частности, потому, что в России этот жанр и развит-то никогда не был. За все 70-е годы вышли, может, три фантастические ленты. Еще в 1972-м советское руководство приняло решение не строить в стране Dolby-кинотеатры (со стереозвуком. - Ред.). Множество жанров было остановлено в развитии этим решением: фильмы-катастрофы, фэнтези, да вообще идея кинематографа как аттракциона… Ну так что нам прикажете делать? Сидеть, плакать, проклинать 1972 год и навсегда отказаться от мысли снимать кинофантастику и создавать на экране яркие новые миры? А это, между прочим, безумно увлекательно!

- Но в современном русском кино приветы передают слишком часто. «Адмиралъ» у многих вызвал ассоциации с «Перл-Харбором», например...

- Я искренне не понимаю, что же это должна быть за психология у зрителей, которые садятся смотреть фильм и не следят за сюжетом, не сопереживают персонажам, а чуть ли не с калькулятором подсчитывают количество соответствий и несоответствий. Хорошо, «Адмиралъ» напоминает кому-то «Титаник» или «Перл-Харбор». Но, кроме любви, воды и взрывов, у этих лент нет ничего общего. Или вы предлагаете всем русским режиссерам после «Перл-Харбора» навек поставить крест на сценах морских сражений?

Есть, к сожалению, такой нюанс: нам нужно доказать себе, что мы хуже всех, такая у нас, видимо, культурная традиция. И продюсерам, которые пытаются биться за аудиторию с Голливудом, приходится непросто. К счастью, наша индустрия все равно саморазвивается и самообучается, и сейчас мы умеем раз в сто больше, чем в 2003 году. Вот правда - в сто раз!