27 ноября
Загрузить еще

Наталья БОНДАРЧУК: «После романа с Тарковским я покрестилась»

Наталья БОНДАРЧУК: «После романа с Тарковским я покрестилась»
Фото: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский (слева направо) в 1972 году на Каннском фестивале,где награждают их работу в «Солярисе». Это начало конца их романа...

В ней Наталья Сергеевна очень откровенно рассказывает о своей жизни, в том числе о романтических отношениях с кинорежиссером Андреем Тарковским, и о своем нынешнем муже - актере Игоре Днестрянском.

- Наталья Сергеевна, когда вы познакомились с Андреем Тарковским, вы были замужней женщиной?

- И я была замужем (мой первый муж очень хороший человек, оператор), и Андрей находился на переломе судьбы. Тогда он ушел от своей первой жены - Ирмы Рауш. Очень переживал это расставание. В первой семье остался его старший сын Арсений. И в тот период, когда мы встретились, он строил новую семью с Ларисой Тарковской. У них родился сын Андрюша, которому Андрей был очень предан и никогда бы его не оставил. И, безусловно, он был привязан к жене - Ларисе Павловне. Сейчас много написано об этой противоречивой женщине. В публикациях, как правило, ее обвиняют во всех смертных грехах: что она увела Андрея из семьи, что из-за нее он

уехал за границу, что она не соответствовала ему духовно... Но даже если все это правда, Тарковский выбрал все-таки Ларису, а не кого-то еще. Значит, она была именно той женщиной, которую он хотел видеть рядом.

- И тем не менее вы не скрываете, что между вами и Тарковским были близкие отношения.

- Однажды он мне сказал, что у него было такое чувство, как будто бы он меня родил. Что любит меня нежно и преданно. Как родственную душу - «мы одного моря рыбы». Я напоминала ему младшую сестру - Марину Тарковскую. А я, потерявшая связь с отцом, когда мне было 8 лет (брак родителей Натальи Бондарчук - режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой - распался в 1958 году. - Ред.), очень нуждалась в опеке духовно зрелого мужчины, каким и был для меня Тарковский. В этом смысле на съемках фильма «Солярис», где я играла Хари, я получила сильный духовный импульс.

Практически в течение всего Каннского фестиваля (на этом фестивале в 1972 году «Солярис» получил специальный приз. - Ред.) мы не расставались. Хотя я понимала: когда вернемся в Москву, наш роман закончится. В

аэропорту Андрея встречали жена и сын... Быть только любовницей я не могла, я была максималисткой - либо все, либо ничего. Андрей это понимал. Но я так привыкла, что мы существуем вместе, что, когда эта связь оборвалась, я была в отчаянии. Резала себе вены. Теперь я расцениваю этот ужасный поступок как большой грех. Но в тот момент было абсолютное отчаяние. Тем более что в «Солярисе» я играла Хари, женщину-самоубийцу. Это наложило на мою психику отпечаток. Актеры не свободны от своих ролей. В жизни у меня развился синдром Хари. Я должна была быть рядом с Андреем, иначе не могла жить. Он это понимал и чувствовал свою ответственность за меня. Когда мы закончили картину, он меня, как девочку, водил за собой в монтажную, в звукозаписывающую студию, где мое присутствие было необязательно...

- Так, может быть, не надо было мучить друг друга, а просто соединить ваши судьбы?

- У меня и в мыслях не было, что я - жена Тарковского, хотя я очень его любила. Но очень сложно любить женатого мужчину. Вообще это печальная для меня история, она разрушила мою семейную жизнь. История кровавая и безысходная при любом развитии событий. Тяжело было и мне, и Андрею. Без боя мне его бы не отдали (Наталья Бондарчук имеет в виду вторую жену режиссера - Ларису Тарковскую. - Ред.). Разменной монетой был сын, которым Андрей дорожил... После этой роковой любви я пошла в церковь и покрестилась. От отчаяния меня спасли вера и мой второй муж - Николай Бурляев. Коля был воспитанником Тарковского с детства (у него Бурляев снялся в 1962 году в фильме «Иваново детство». - Ред.). И я полюбила его как духовного сына Тарковского. А Коля полюбил меня после выхода фильма «Солярис». Дело в том, что все актеры и актрисы, которые снимались у Тарковского, - это часть самого Андрея Арсеньевича.

- Как Тарковский воспринял ваш разрыв?

- У него появились другие увлечения. Тарковского всегда очень любили женщины. Так, незадолго до своей смерти он узнал, что у него родился третий сын. Маму этого мальчика звали Берит (по-моему, она из Скандинавии), а ребенка назвали Александром.

- Ваш нынешний муж - актер Игорь Днестрянский. Он тоже долгое время был вашей тайной...

- Мы познакомились в Киеве, куда я приезжала со своим детским театром «Бемби». Игорь был актером киевского молодежного театра. И, когда он увидел, что я с трудом справляюсь с большим количеством детей, он вызвался мне помогать... Мы уже 15 лет вместе. Игорь моложе меня на 14 лет. Меня смущало, что у меня слишком молодой муж, пока один умный человек не сказал: «Так не старый же...» И я перестала комплексовать. Игорь - друг моих детей. У него прекрасные отношения с Николаем Бурляевым. Все вместе встречаем Новый год: мы с Игорем, Коля со своей женой Ингой. Недавно отмечали свадьбу дочери - Маши Бурляевой. Она вышла замуж за белорусского актера Игоря Васильева. На свадьбе были все наши дети: Ваня Бурляев с женой Юлией и детьми, то есть моими внуками - пятилетней Настенькой и Никитой, которому два годика. Был Николай Бурляев со своей женой Ингой Шатовой и детьми - Дашей и Илюшей. Мне нравится, что наши дети живут по христианским традициям. По разным причинам расстаются родители. Но это не должно быть препятствием для общения детей.