27 ноября
Загрузить еще

Народный артист Александр ПОТАПОВ: «Возвращаюсь вечером с работы, а мою квартиру в центре Москвы... снесли!»

Народный артист Александр ПОТАПОВ: «Возвращаюсь вечером с работы, а мою квартиру в центре Москвы... снесли!»
Фото: Народный артист Александр Потапов Фото: PHOTOXPRESS

Еще каких-то четыре года назад 68-летний актер ни за что бы не поверил, что  его, уважаемого человека, в одночасье могут буквально превратить в бомжа. Оставить без квартиры, а главное - без надежды получить ее обратно! И сделали это не какие-то там черные риэлторы, а вполне себе приличные люди из властных структур.

Семья Потапова жила в престижном московском доме. В шикарной двушке с высоченными потолками. Чтобы ее приобрести, в  2003 году Александр Сергеевич взял кредит.  Квартира в считанных километрах от Кремля  казалась Потапову хоть и дорогим приобретением (сегодня квадратный метр в подобном жилье стоит от 7 до 15 тысяч долларов, а тогда обошелся за 2 тысячи), но уж больно привлекательным. В ста метрах от дома - Малый театр, где Потапов несколько десятков лет ведущий актер. В километре - Театральное училище им. Щепкина, где он профессорствует, преподает актерское мастерство.

Престижная квартира требовала соответствующего ремонта. Александр Сергеевич  не мелочился: взял еще кредит в 60 тысяч долларов, обставил квартиру хорошей мебелью.
 

Александра Сергеевича даже никто не предупредил, что его лишают имущества.

- Три года жил я прекрасно! - рассказывает Александр Сергеевич. - Пока в июне 2006-го не случился пожар. Слава Богу, моя квартира не пострадала. Правда, ее сильно залили водой. Мебель испортили. Библиотеку.  Но ведь самое главное - стены уцелели!

На повторный ремонт я потратил  два с половиной года. И тут власти Центрального округа решили, что после пожара дому  нужен капитальный ремонт. Под это было выделено 120 миллионов рублей. Работы, нам сказали, затянутся на полгода. Жильцам придется пожить в маневренном фонде. Делать нечего,  переехали в скромную однокомнатную квартиру. «Времянка» на первом этаже. Под квартирой гудит котельная. Ночью спишь, будто плывешь на пароходе. Но мы с женой  решили, что полгодика потерпим.
 

Актер Потапов (слева) никогда не думал, что за свое жилье ему придется воевать. На фото сцена из фильма «Приказ: огонь не открывать».

«Снесли и снесли!»

- Шли месяцы, мы смиренно ждали, - продолжает Александр Потапов. - И вот однажды иду я по улице из театра, подхожу к своему дому на Петровке. Смотрю и глазам не верю: моей квартиры НЕТ! Снесли... Я ахнул. «Да кто посмел? Это же моя квартира, моя собственность! Хоть бы в известность поставили!» На следующий день я пошел выяснять суть дела в  префектуру. Мне отвечают: «Мы снесли, потом опять восстановим». Я пытался возражать: «Назовите мне фамилию того, кто отдал приказ убрать мои стены?» Но так и не добился фамилии человека, давшего распоряжение снести мою квартиру.

Счет времени уже пошел не на месяцы, а на годы. Но ничего не менялось. Один из жильцов нашего дома предположил: «А может, это рейдерский захват дома, земля под которым сегодня стоит целое состояние?!» Ведь даже спустя четыре года после пожара ни причина, ни виновник ЧП, из-за которого в итоге понадобилось снести наши квартиры, так и не установлены.
 

Кадр из фильма «Крепостная актриса». Потапов в роли Митьки.

«А как вы хотели?»

- Когда понял, что жить на первом этаже мне придется долго, пошел  в префектуру. Сказал: «Я народный артист РСФСР, имею две Госпремии, премию правительства Москвы. Наконец, у меня есть ордена! Не могу я жить над котельной».  В ЦАО развели руками: «При всем уважении: что на что вы просите заменить? Заменить квартиру мы вам не можем, потому что у вас ее просто нет!» Будьте счастливы, что  вам, как погорельцу, предоставили временное жилище».

Что я мог ответить? Я не погорелец. Я ведь даже сделал ремонт после пожара! И квартиру мою снесли только спустя два с половиной года после пожара.  Почему? Нам ничего не объясняют: что будет на месте нашего дома? Что будет с нами?

Но, видимо, моя активность не осталась незамеченной. Недавно попросили приехать и посмотреть другое жилье.  Дом аварийный, там нет антенны, не работает лифт. Дом стоит на железной дороге. «Спасибо, - говорю. - Но эта квартира еще хуже предыдущей!» Мне отвечают: «А как вы хотели?!»  

Что обидно: если бы я квартиру получил от государства, а она сгорела, слова бы не сказал. Но я же своим трудом заработал! А теперь у меня ее отобрали. Ну не могу я понять, как можно у человека отнять дом?!
 

 

КОММЕНТАРИЙ

Инна СВЯТЕНКО, депутат Московской городской Думы: «Виновных нет.  Все стыдливо отводят глаза»


Недавно в ЦАО состоялась очередная конфликтная комиссия по судьбе дома на Петровке, 26, корпус 3. Прошла она, мягко говоря, вяло. Все отводят глаза, и ни у кого нет четкого ответа, что нужно делать. Никто ни при чем!

- Но ведь этот дом уже даже ремонтировали? Выделили 120 миллионов рублей?

- Эти деньги выделили и, более того, освоили в полном объеме. Проект реконструкции дома подготовили. Но потом, сделав замеры, специалисты признали дом аварийным, то есть стал вопрос о возможности сноса. В апреле этого года Департаментом жилищной политики было принято решение о возможном сносе этого дома.

- Как в апреле этого года? Квартиру актера Потапова снесли в апреле 2006 года?!

- Не снесли, а ликвидировали результаты пожара. Это разные вещи. Снесли - это когда вы проснулись утром, а дома нет. Решение о сносе целого дома пока не принято.

- Что же делать людям, у которых в этом доме были квартиры и офисы?

- Те, у кого квартиры не были приватизированы, получили жилье.  А собственники  считаются погорельцами. Им дали пока временное жилье. Если Москомнаследие посчитает, что дом не исторический памятник, на его месте можно будет построить новый дом.

- Если новый дом построят, владельцы квартир и офисов смогут в него въехать?

- Да. Или им будет предложено другое равноценное жилье. У них ведь есть свидетельство на собственность. У жильцов, которые потеряли квартиры и офисы, - тома переписки с чиновниками. Им можно посоветовать не сдаваться. Иначе о них просто  забудут.

Лучшие фильмы с участием Потапова:

1974 - «Любовь земная»

1975 - «Афоня»

1976 - «Деревня Утка»

1979 - «Сибириада»

1989 - «Дон Сезар де Базан»

2009 - «Чудо»