29 ноября
Загрузить еще

Сегодня на экраны выходит третья часть культовой саги «Сумерки»: Вампиры сцепятся c оборотнями

Сегодня на экраны выходит третья часть культовой саги «Сумерки»: Вампиры сцепятся c оборотнями
Фото: Кристен Стюарт и Роберт Паттинсон благодаря «Сумеркам» стали кинозвездами с миллионными гонорарами.

ОТ «ГОЛОДА» ДО «НОЧНОГО ДОЗОРА»

До экранизации романа писательницы Стефани Майер «Сумерки» вампиры, как правило, представали на экране стильными и порочными аристократами уже не первой молодости. Чтобы оставаться стильными и молодыми, они, собственно говоря, и лакали кровь. Вспомните вампиров-декадентов из «Голода» (1983) Тони Скотта: под божественную классическую музыку персонажи Катрин Денев (она играет 2000-летнюю вампиршу) и Дэвида Боуи эффектно корчились в мучительных наркотических ломках, прежде чем найти себе очередную жертву - не менее стильную и элегантную, к поцелуям и укусам зовущую. Таковой выступала молодая на ту пору Сюзан Сэрендон, в одной из сцен предававшаяся с Денев томительной вампирско-лесбийской любви.

Вспомним и еще одну культовую экранизацию женского вампирского романа - «Интервью с вампиром» Нила Джордана (по «Вампирским хроникам» Энн Райс). Действие одной из самых обсуждаемых и скандальных картин 1994 года (впервые на экране присутствовал ребенок-вампир) разворачивалось 200 лет назад в эстетских декорациях Нового Орлеана, а в виде соблазнительных и порочных вампиров-аристократов представали главные секс-символы конца ХХ века Том Круз и Брэд Питт. В ничуть не менее скандальной картине француженки Клэр Дени «Что ни день, то неприятности» (2001) главная героиня в исполнении Беатрис Даль пила кровь целыми ведрами, что не мешало ее образу нервной интеллектуалки, пусть и посаженной на цепь парижским врачом-мужем. Короче, страшно далек был вампиризм от народа в те годы. А сами фильмы нередко отпугивали широкие зрительские массы то холодным эстетизмом, то довольно безжалостным натурализмом.  

Шаг навстречу потребностям масс был сделан плохишами Робертом Родригесом и Квентином Тарантино: в картине «От заката до рассвета» (1995) вампирами оказывались простые дальнобойщики с большой дороги. Отсюда уже рукой подать до нашего «Ночного Дозора» и его дневного продолжения: вампирское действо там было утоплено в обыденке постсоветской жизни с ее драными стенами, антисанитарными рынками, закусочными и т. д. Творения Тимура Бекмамбетова являли собой не только успешные жанровые гибриды, они смело перемешивали две реальности - ночь и тьму, Голливуд и совок, приметы реальной жизни и фэнтези.

ОРЕОЛ ВОКРУГ СМЕРТИ

Стефани Майер и создателям киносериала по ее произведениям пришла в голову другая удачная идея: они смело повенчали вампирский фильм с молодежным. Это, собственно, и явилось причиной совершенно зашкаливающей его популярности. Вампиризм вышел за границы эстетского гетто и неожиданно стал… «безопасным» и прикольным. Действие «Сумерек» происходит в каком-то захудалом таежном городке американского Северо-Запада. Это вам не Париж и не Новый Орлеан с их отзвуками cтарой Европы. Оказалось, что в любом Урюпинске можно вообразить себя вампиром и стать клевым парнем, не снимая клетчатой рубашки и широких штанов.

Вампирский акт в старом кино выступал в качестве метафоры акта сексуального. Новый век и сюда внес свои корректировки. В эпоху резко помолодевших смертельных болезней, повсеместной наркомании, а также распространения движений готов и эмо киношный вампиризм превратился в метафору смерти, передающейся при телесном контакте и оттого все более и более желанной, смерти на самом взлете, во цвете физического совершенства юности. Именно ей и слагается в «Сумерках» ода, вокруг нее возводится романтический ореол...

О чем «Сумерки-3»

Александр НЕЧАЕВ

Старшеклассница Белла Свон весь фильм мечется между любовью к вампиру Эдварду и дружбой с оборотнем Джейкобом. 

С чего бы это перед ней встал такой нелегкий выбор? В предыдущей части саги Белла рассорилась со всеми друзьями-вампирами, спряталась в доме вроде бы нормального парня Джейкоба, а он - опаньки! - оказывается оборотнем. Как и вся его семейка. 

Теперь Белла должна выбрать, кто ей милей, а это, согласитесь, непросто. К тому же за главной героиней охотится буйная вампирша, которая еще со второй серии мечтает отомстить за своего убитого друга. В общем, войны между двумя фантастическими кланами никак не миновать...

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Первые две части собрали 1 млрд долларов 

Александр НЕЧАЕВ

Скромная студия Summit Entertainment, чьи фильмы в 2000-х собирали небольшую кассу, вдруг стала одним из главных игроков, способных конкурировать с такими мастодонтами бизнеса, как Warner Brothers и Paramount. Безвестные актеры Роберт Паттинсон, Келлан Лутц и Кристен Стюарт в одночасье превратились в звезд с миллионными контрактами. 

Проект, кассовый потенциал которого мало кто оценивал по достоинству, уже сейчас один из самых прибыльных киносериалов современности. Первые две части этой киносаги про вампиров собрали в мировом прокате 1,1 млрд долларов при затратах в 100 млн. 

В «Сумерках-3» вампиры всерьез сцепились с оборотнями - их главными конкурентами в сердцах современных зрителей.

КСТАТИ

Самые известные фильмы о кровопийцах

«Носферату, симфония ужаса» (1922)

Режиссер - Фридрих Вильгельм Мурнау.

В ролях: Макс Шрек, Густав фон Вагенхайм.

Первая и лучшая экранизация «Дракулы» Брэма Стокера (главный герой был прозван Носферату ввиду проблем с авторским правом) отличается какой-то магической убедительностью. Слухи о том, что великий Мурнау пригласил на заглавную роль настоящего кровопийцу, стали основой картины 1999 года «Тень вампира», рассказавшей о съемках этого лучшего «вампирского» фильма всех времен и народов. Свою версию «Носферату» снял в 1979 году знаменитый немец Вернер Херцог: роль вампира исполнил у него демонический Клаус Кински. 

«Бал вампиров» (1967) 

Режиссер - Роман Поланский. 

В ролях: Роман Поланский, Шэрон Тейт.

Уморительная вампирская комедия с первым в истории жанра кровососом-иудеем - решительно непобедимым, поскольку крест на него не действует. А также первым вампиром-геем, преследующим персонажа молодого Поланского явно не для того, чтобы только его покусать.

«Дракула Брэма Стокера» (1992)

Режиссер - Фрэнсис Форд Коппола. 

В ролях: Гэри Олдмэн, Вайнона Райдер, Энтони Хопкинс, Киану Ривз, Том Уэйтс. 

Последний выдающийся фильм Копполы полностью снят в павильоне с привлечением революционных по тому времени компьютерных средств. Автор «Апокалипсиса сегодня», не видящий для себя больше достойных тем, не погнушался тратить мастерство и вдохновение по легкомысленным вампирским мелочам. Причем крупные режиссерские габариты Копполы придали «мелочам» невольные громоздкость и значительность. 

«Интервью с вампиром» (1994)

Режиссер - Нил Джордан.

В ролях: Том Круз, Брэд Питт, Кирстен Данст.

Порочный вампир Лестат намеревается рекрутировать в ряды бессмертных кровопийц нью-орлеанского аристократа Луиса, которого и привлекает, и отпугивает эта перспектива. Чтобы еще больше сплотить эту странную семью, Лестат «заводит» ребенка-вампира по имени Клаудия (первая роль юной Кирстен Данст), но ничем хорошим закончиться это не может. Поклонники «Вампирских хроник» Энн Райс резко протестовали против утверждения Тома Круза на роль Лестата: в их воображении он был совсем другим. 

«От заката до рассвета» (1995)     

Режиссер - Роберт Родригес.

В ролях: Джордж Клуни, Квентин Тарантино, Харви Кейтел.

Беглые каторжники в исполнении Клуни и Тарантино захватывают в заложники священника и его детей и направляются в принадлежащее вампирам питейное заведение для дальнобойщиков на мексиканской границе. Чтобы веселиться там от заката до рассвета.

«Жажда» (2009)

Режиссер - Пак Чан Ук.

В ролях: Сон Кан-хо, Шин Ха-кьюн, Мерседес Кабраль.

Новое свершение автора «Олдбоя» - повествование о католическом священнике, легко променявшем символическую кровь Христа на ту, что он регулярно отсасывает из своей паствы. Таким образом священнослужитель лечит свое бренное тело от болячек, приобретенных в душеспасительных миссиях. Человек весьма предприимчивый, он нацеживает кровь через капельницу в бидоны и потом разогревает ее в микроволновке. Упоительная кровавая оперетка за гранью пристойности.