26 ноября
Загрузить еще

Галина ЗАХОДЕР: «Борис списал Винни-Пуха с себя, а меня всю жизнь называл Кенгой»

Галина ЗАХОДЕР: «Борис списал Винни-Пуха с себя, а меня всю жизнь называл Кенгой»
Фото: Обложка первого советского издания «Винни-Пуха».

Ровно 50 лет назад в СССР вышла книжка про забавного плюшевого медведя, и только потом мы увидели Винни-Пуха и всех-всех-всех в мультфильме, который любим до сих пор. 

- А вы знаете, что имя у нашего Винни-Пуха появилось не сразу? - рассказывает вдова Бориса Заходера Галина Сергеевна. - В 1958 году муж случайно наткнулся на книжку Александра Алана Милна в библиотеке. Она привлекла его картинкой. Открыл, и она настолько ему понравилась, что он решил пересказать ее русским читателям. Через какое-то время в «Мурзилке» напечатали этот пересказ, который назывался «Как Мишка-Плюх пришел в гости и попал в безвыходное положение». У Милна же героя звали Winnie-the-Pooh. Так же, как медведицу Уинни и белого лебедя Пуха, которых сын Милна Кристофер Робин очень любил подкармливать в зоопарке. Потом этим именем малыш назвал подаренного ему отцом игрушечного мишку, и позже Милн назвал Винни-Пухом своего  книжного героя. 

- Говорят, что тот Винни, которого мы знаем по советскому мультфильму, совсем не похож на того мишку, которого изначально задумали Милн и Заходер...

- Милн подарил своему сыну не плюшевого, как принято сейчас, медвежонка, а старинного - набитого опилками. Таким его и нарисовали когда-то Эрнест Шепард и Алиса Порет. Муж очень хотел сохранить именно этот образ, но Хитрук же (мультипликатор. - Ред.) сделал просто приключенческую историю смешных зверушек, - вздохнула Галина Сергеевна. - Боря считал, что Хитрук сильно исказил образ задуманного мишки. Мужу это не нравилось: мол, Винни-Пух стал похож на картошку, которая все время скачет и прыгает. Получился такой весельчак, хотя он должен быть задумчивым и мечтательным...

- А почему из мультфильма исчез главный герой книги Кристофер Робин?

- Это тоже дело рук Хитрука, - продолжает Галина Сергеевна. - Он ликвидировал Кристофера Робина - надежду и опору наивных зверушек во всех сложных ситуациях. Именно таким он был в книге Милна и Заходера. Но в мультике его нет. И Винни-Пух становится главным.

- Неужели Борис Владимирович не пытался спорить с Хитруком и отстаивать своего «Винни-Пуха»?

- Еще как спорили! Доходило до того, что муж даже переставал встречаться с Хитруком - решил не вмешиваться в творчество художника. После выхода «Пуха» на экран муж понял, что именно благодаря мультфильму наступил пик популярности книги. Потом Боря все время говорил, что Хитрук лучше всех воплотил образ Пуха во всей мировой мультипликации. 

- Благодаря Борису Владимировичу у нас появились еще и «Мэри Поппинс», «Питер Пэн», «Приключения Алисы в стране чудес», но ощущение такое, что любимым героем у него остался неуклюжий Пух...

- Да, муж всю жизнь посвятил именно Винни-Пуху. Когда мы познакомились с Борей, книга уже три года существовала, и у меня было такое ощущение, что у нас с мужем сразу же появился ребенок - трехлетний Пух. А вообще Боря сам был похож на медведя: такой же медлительный и задумчивый... Было в нем что-то и от Йа-Йа - он так же, как ослик, в своей книге считал, что «аплодисментам не хватает звучности»: Заходер всю жизнь мечтал о настоящем признании. Ему мало было быть пересказчиком, он хотел быть поэтом. Борис настолько любил своих книжных героев, что и меня стал называть Кенгой - в советском мультике этого персонажа, правда, нет.  

Нас всегда окружали рисунки, игрушки-мишки, бочонки с медом... А на каждый день рождения Винни-Пуха мы с мужем выезжали на дачу, где растет очень много малины, из которой мы готовили множество десертов, и устраивали настоящий праздник для себя и гостей.   

Борис Заходер с женой Галиной так полюбили своего Пуха, что в его день рождения каждый год у себя на даче угощали соседей медом и малиной.