27 ноября
Загрузить еще

«Достоевский просто хотел, чтобы его любили»

«Достоевский просто хотел, чтобы его любили»

Мы поговорили с режиссером Владимиром Хотиненко.

- Как вы вообще решились снимать фильм о такой фигуре, как Достоевский? Да ведь я, например, хотя и читала Достоевского, и биографию его в университете изучала, при подготовке к интервью вдруг поняла: почти ничего не знаю об этом человеке! Так, набор каких-то штампов!

- (Смеется.) Вот то же самое пережил и я, когда занялся этим проектом! Я тоже считал, что, в общем, знаю. Но теперь понимаю, что практически ничего всерьез не знал, не понимал о Достоевском.

- Мне кажется, в сознании многих Федор Михайлович - это такая мрачная фигура с репродукции в школьном учебнике...

- Ну да, знаменитый портрет кисти Перова, который очень хорош сам по себе. И этот портрет - правда о Достоевском. Но не вся. Потому что он был как минимум разнообразнее. И в разные периоды жизни его характер так или иначе менялся. Глядя на этот портрет, не подумаешь, что у Федора Михайловича было замечательное чувство юмора, очень тонкое. Он очень тонко чувствовал смешное в характерах, ситуациях. И мне хочется снять этот налет угрюмости с представлений о нем. Потому что Федор Михайлович был разный, порой вздорный, ну... какой угодно. Но это не был постоянно угрюмый, такой значительный человек.

Или вот еще: тоже ведь мало кто знает, что при жизни он подвергался жесточайшей критике. Просто жесточайшей! Прессингу чудовищному. То, что про него писали, - даже вообразить невозможно, что это писалось о Федоре Михайловиче.

Я для себя много нового узнал, и хочется, чтобы об этом же узнали зрители.

- Как я понимаю, существенную часть сериала вы посвятили отношениям Федора Михайловича с женщинами...

- Да, это, как правило, и интересует зрителя. Но в этом нет ничего худого, что публика интересуется личной жизнью. И это не только примета времени. Я думаю, так было всегда. Все-таки это любовь. К тому же это тоже жизнь писателя. Плюс очень важный момент - все окружающие Достоевского, и женщины в том числе, из жизни писателя перетекали потом в его произведения. Одна Аполлинария Суслова только стала прообразом нескольких литературных персонажей (Полина из «Игрока» и Грушенька из «Братьев Карамазовых» в том числе. - Прим. ред.). Поэтому это не желание заглянуть в замочную скважину. А попытка понять часть его жизни, нашедшую продолжение в творчестве. Причем очень значительную часть. Так и с его страстью - игрой в рулетку. Но это страсть! Возможно, попытка перебороть судьбу.

Евгений Миронов так глубоко погружался в роль Достоевского, что ему иногда было трудно выйти из этого образа.

...Достоевскому очень хотелось выиграть в борьбе с судьбой. И вылезти из долгов. Ему казалось, что с помощью рулетки он может одним махом - раз! - и решить все свои финансовые проблемы, которые он на самом деле решил только в конце жизни благодаря Анне Сниткиной (второй жене. - Прим. ред.). В его жизни много таких, говоря современным языком, горяченьких тем! Но они естественны, потому что это жизнь Достоевского. И как раз умолчать о них было бы неправильно, потому что тогда это было бы неправдой.

- Вы сразу знали, что Федора Михайловича должен играть Евгений Миронов?

- Нет. У меня пробовались очень хорошие актеры. И были очень хорошие пробы. Но я сам довольно долго не мог понять, каким я хочу видеть Достоевского. Пока не появился Женя Миронов. Тогда мы вместе с ним попытались разобраться в этом вопросе...

- То есть Евгений привносил что-то свое в роль?

- Не было дня, чтобы Женя не появился на площадке и не рассказал, что он что-то где-то прочитал, где-то что-то нашел - в характерах, в репликах. Женя настолько погрузился в характер, в образ, что порой ему трудно было выходить из него. У нас съемочный день начинался с того, что, пока его гримировали, мы в гримерке обсуждали предстоящие сцены. И он говорил: «А я вот это нашел...» Вот, например, раскопал, что Достоевский выбирал для чтения, - он же очень любил читать на публике. И выбирал такие отрывки, которые должны были непременно понравиться слушателям. Даже, может быть, не то, что ближе всего ему самому. Порой выбирал мелодраматичные моменты текстов. Ему было важно, чтобы его услышали.

Благодаря второй жене - Анне Сниткиной (актриса Алла Юганова) Федору Михайловичу удалось вырваться из нищеты. Это был служебный роман - вообще-то Сниткину Достоевский нанял, чтобы надиктовывать ей, как опытной стенографистке, свои произведения.

Образ Федора Михайловича, собственно, собирался на протяжении всех съемок. У нас не было такого, чтобы мы с самого начала понимали, каким он должен быть. Собственно, целостного понимания не было вплоть до самых последних съемочных дней... Поэтому Женя много чего привнес. Но главное, что он привнес, это свой талант.

- Правда ли, что у вас сыграл знаменитый оскароносный мультипликатор Александр Петров?

- Абсолютная правда! И это мое большое счастье. Мы с ним давнишние-давнишние приятели. И когда я вдруг обнаружил, что он фантастически похож на художника Перова - так, что даже грим не нужен,  -   позвонил   ему   и предложил сняться. Я рад, что он согласился, потому что получился очень хороший эпизод. Он ведь настоящий художник, так что не изображал, что рисует картину (знаете, какой-нибудь актер тыкал бы кисточкой в мольберт), а действительно писал портрет Жени Миронова в образе Достоевского. Получилась великолепная картина!

- А куда она делась после съемок?

- Разумеется, ее подарили Миронову...

- Многие зрители просто предвкушают появление Чулпан Хаматовой в образе первой жены писателя Марии Исаевой. Мол, она - стопроцентное попадание...

- Да. Роль очень сложная. Мария Дмитриевна была очень непростым человеком. Чулпан было интересно играть. И такое можно сделать только с актрисой такого уровня, как Хаматова.

Чулпан Хаматова перевоплотилась в Марию Исаеву, первую жену писателя. Их роман возник, когда Достоевский был в ссылке в Сибири.

Но у нас в фильме вообще великолепные женские образы. Очень сложно, например, было найти Аполлинарию Суслову. У нас снялась молодая актриса, еще неизвестная, - Ольга Смирнова. И это тоже, мне кажется, будет интересный персонаж. Или сыгравшая Анну Сниткину Алла Юганова - не так уж хорошо известна широкой публике, хотя в «Ленкоме» она играет на первых ролях.

Кроме этих женщин, есть в нашем фильме один малоизвестный эпизод из биографии писателя. Был период, когда Достоевский ухаживал за Анной Круковской - молодой девушкой, которая прислала ему рукопись. Так они познакомились. И вот у этой Анны Круковской была младшая сестра по имени Соня, которая была влюблена в Федора Михайловича. Девочка потом выросла в известного математика Софью Ковалевскую. Лиза Арзамасова, оказалось, просто создана для этой роли.

- А можно ли выделить, кого из своих женщин больше всего любил Федор Михайлович?

- О-о-о, это к Федору Михайловичу вопрос! Нет, я не возьму на себя смелость. По-моему, а мне кажется, что сегодня я уже чувствую Федора Михайловича достаточно хорошо, он в принципе искал любви - и в узком, и в широком смысле этого слова. И вся его жизнь, все его метания - это результат стремления найти любовь. Причем все это были очень разные женщины и очень разные чувства и перипетии, с этим связанные.

- И все-таки Достоевский в обыденном сознании - фигура достаточно мрачная. Вы думаете, вам удалось снять сериал, который станет популярным у зрителя? Покажет высокий рейтинг?

- Вы знаете, вот как Федор Михайлович очень хотел, чтобы его читали (и на самом деле публика его и спасала - критики гнобили, а люди читали, он был популярным писателем), так и мне очень хочется, чтобы фильм о Достоевском был популярным. Ну а как это получится... Это только Господь знает...

Аполлинария Суслова (ее сыграла Ольга Смирнова) стала роковой женщиной, femme fatale, для писателя.

Был ли классик ловеласом

5 мифов и легенд о Достоевском 

Чего греха таить - у многих из нас в голове весьма путаные представления о писателе, основанные на обрывочных знаниях со школьных лет. Развенчаем же основные мифы о классике!

1 Писал наспех, чтобы больше заработать

Достоевский и правда писал очень быстро - едва закончив часть романа, тут же отправлял ее в печать. Роман «Игрок» он написал всего за 21 день! Но вовсе не из-за алчности. У писателя было множество долгов, его преследовали кредиторы. Если бы он писал «Игрока» медленнее, то попал бы в кабалу к издателю Стелловскому - тот получил бы все права на произведения, созданные в течение 9 лет. Лишь один - самый первый - свой роман «Бедные люди» он писал не торопясь, по нескольку раз переписывая.

2 Не давал женщинам проходу

В молодые годы писатель был частым гостем в публичных домах Санкт-Петербурга. В 33 года он впервые влюбился - в жену товарища Марию Исаеву - и обвенчался с ней, когда та овдовела. Вскоре Исаева тяжело заболела, и он завел роман с юной фанаткой Аполлинарией Сусловой. Но, несмотря на это, Достоевский не был «удалым гусаром». Все его эротические похождения и романы сопряжены с мучительными переживаниями, презрением к самому себе. Походы к проституткам в молодости лишь добавляли ему душевной боли. К тому же своей второй жене - Анне, которая стала его верным секретарем и «менеджером», он был верен. 

3 Всю жизнь проматывал деньги в рулетку

Во время поездки в Баден-Баден Достоевский делает первую ставку в казино и становится одержим игрой. Возможно, он по наивности рассчитывал выиграть, чтобы расплатиться с долгами брата, которые взял на себя после его смерти. Долгих десять лет он регулярно оставляет на зеленом сукне все до копейки, пишет жене унизительные письма: «Присылай скорей, сию минуту денег на выезд, - хотя бы были последние!» Анна Достоевская действительно высылала последнее, а писатель... опять шел в казино, проигрывал и опять просил еще. Но в конце концов Достоевский сумел перебороть себя. С 1871 года и до самой смерти он больше не играл. 

Сериал снимали, стараясь соблюсти историческую точность. Над семью сериями работа велась почти два года - некоторые режиссеры за это время успевают «напечь» по 200 серий «телемыла»...

4 Терпеть не мог Тургенева

«Я и прежде не любил этого человека лично. Не люблю тоже его аристократически-фарсерское объятие, с которым он лезет целоваться, но подставляет Вам свою щеку», - писал он о Тургеневе.

Но это не ненависть, а скорее некоторая антипатия на почве кардинального расхождения взглядов славянофила и западника. «Он слишком оскорбил меня своими убеждениями», «Тургенев сделался немцем из русского писателя, - вот по чему познается дрянной человек», - писал  Достоевский. Что не мешало ему иногда занимать деньги у автора «Отцов и детей».

5 Умер от  эпилепсии

Припадки «падучей», как тогда называли эпилепсию, преследовали Федора Михайловича долгие годы. В расчете на то, что перемена климата облегчит его участь, он часто выезжал за границу, но помогало это не всегда. В таком состоянии он не мог работать. «Падучая в конце концов унесет меня! Моя звезда гаснет, - я это чувствую. Память моя совершенно помрачена...» - сокрушался он. Однако скончался писатель из-за эмфиземы легких (у него пошла кровь горлом) на 60-м году жизни.

 Подготовил Сергей ЕФИМОВ. 

СКАЗАНО! 

Крылатые фразы из романов 

В обиходе мы чуть не каждый день повторяем фразы из романов Достоевского. Напоминаем, кто и в каких произведениях их произносит, - при случае поразите друзей эрудицией!

«Мир спасет красота» - 18-летний Ипполит Терентьев в романе «Идиот», насмешливо цитируя князя Мышкина со слов Николая Иволгина. Достоевский имел в виду красоту души, а не тела, как многие думают.

«Тварь ли я дрожащая или право имею...» - Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание» в разговоре с Соней Мармеладовой («Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?»). Он объясняет, что сподвигло его на убийство старушки-процентщицы.

«Слезинка ребенка» - Иван - брату Алеше в «Братьях Карамазовых» («От высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискупленными слезами своими к «боженьке»!»).

Оскароносный художник-мультипликатор Александр Петров сыграл живописца Перова и даже написал свой портрет Достоевского.

«Не наш человек!» - Федор про Ивана в романе «Братья Карамазовы». Он его обличает: «Иван не  наш человек, эти люди, как  Иван, это, брат, не наши люди, это пыль поднявшаяся...» Сейчас мы говорим так о ком-то с долей иронии, а в советские годы клеймо «не нашего человека» могло поставить крест на карьере.

«Свету ли провалиться, или мне чаю не пить?» - герой «Записок из подполья» («Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить»). В одном рекламном ролике используется близкий по смыслу слоган: «Пусть весь мир подождет!». 

Кстати 

Мы со школы помним знаменитую фразу «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», которую якобы произнес Достоевский. (Напомним, имеется в виду рассказ Гоголя «Шинель» про судьбу «маленького человека» Акакия Акакиевича, заложивший основы традиции гуманизма в русской литературе.) На самом деле автор высказывания - вовсе не Федор Михайлович, а   французский критик Эжен Вогуэ, который привел его в статье 1885 года о творчестве Достоевского. 

ПОТОМКИ 

Федору Достоевскому-младшему покажут фильм про прапрапрадедушку.

Ближайший потомок писателя - его правнук Дмитрий Андреевич Достоевский, который живет в Петербурге. Ему чуть за 60. До пенсии освоил 20 рабочих специальностей - был резчиком алмазов, водителем трамвая... О знаменитом предке он знает все и даже немного поучаствовал в работе над фильмом. Как-то позвонили из съемочной группы - спрашивали, какого цвета глаза были у писателя. Он ответил: серого, а на одном глазу была радужинка...

- Хотиненко - опытный режиссер. Актеру Евгению Миронову, сыгравшему Федора Михайловича, я тоже доверяю. Надеюсь, все получилось. Но жду премьеры с некоторым беспокойством, - поделился с нами Дмитрий Андреевич. - У нас патриархальная семья - все живем в одной квартире. Так что в один телевизор смотреть будем!

Дмитрий Андреевич воспитал сына Алексея, нянчит троих внучек. А самый главный в семье - 8-месячный Федя Достоевский, прапраправнук классика.