24 ноября
Загрузить еще

Никита Михалков: "Врагу не пожелал бы жить со мной"

Никита Михалков:
Фото: Никите Михалкову на Одесском кинофестивале хорошо. Он там и «Золотого Дюка» получил, и пиджак из коллекции Джона Малковича, а внимание публики у него всегда было. Фото Алексея КРАВЦОВА («КП» - Одесса»).

Тут он получил приз за вклад в мировое кино, пообещал не платить надбавки к пенсии ветеранам кино, ушедшим из Союза кинематографистов, и пообщался с корреспондентом "КП".

- Вчера сходил на Привоз, там стоит классическая одесская тетя из анекдотов, наблюдает, как меня фотографирует ее товарка, - благодушно начал Михалков. - "Да ладно тебе фотографировать, лучше дай ему что-нибудь бесплатно! Вот рыбки этой ему дай!" Я к ней: "А вы не хотите сфотографироваться?" А она: "Не хочу. И бесплатно ничего не дам!" Одесса прекрасна.

- Еще бы - к тому же вам здесь "Золотого Дюка" вручили за вклад в кинематограф.

- Хотите верьте - хотите нет, но я ничего не знал об этом до того, как поднялся на сцену. Но нечаянная радость - самая приятная. Сейчас, конечно, пишут о смешной ситуации вокруг "Дюка". Мне же его тут Малкович вручил, которого я наградил "Золотым Георгием" в Москве три недели назад. Но к этому совпадению я отношения не имею.

- Вас критиковали за фильм открытия ММКФ "Трансформеры-3". В Одессе в этом смысле все благородно - здесь фестиваль открывал "Артист" из конкурса Каннского кинофестиваля.

- Да, "Трансформеры-3" - плохое кино. Но кинофестиваль класса А не может игнорировать очевидное - гегемонию американского кино. И когда ты устраиваешь мировую премьеру фильма в Москве, а он потом собирает в мировом прокате миллиард долларов, это не может не сказаться на имидже фестиваля. Как говорят артисты, которые ездят на корпоративы: 40 минут позора - и месяц безбедной жизни. Давайте будем считать "Трансформеров" такими 40 минутами позора. 

- Ситуация с российским кино все такая же плачевная?

- У нас по-прежнему критики любят превозносить деструктивное кино, которое они называют артхаусом и приравнивают к шедевру. И режиссеры, видя подобное отношение, начинают снимать именно такое кино. Но положительные сдвиги есть. Вот Дуня Смирнова сняла фильм "Два дня" про музейную работницу и федерального чиновника. Светлая картина о важных вещах. На "Кинотавре" я смотрел "Упражнения в прекрасном", на ММКФ - "Шапито-шоу". За счет таких фильмов мы можем что-то изменить.

- И что же? Кино должно избегать разговора о социальных проблемах?

- Упаси боже, нет! Ну вспомните хотя бы советскую модель, при которой существовали и Тарковский, и Гайдай. А у нас еще недавно казалось, что все хотят быть Тарковскими. 

- Вы в последнее время как-то очень воинственно настроены.

- Что поделать... На близких это, к счастью, не распространяется. Но главное достоинство моей жены - безграничное терпение. Потому что жить со мной я бы не пожелал и врагу. Я ведь не люблю, когда кто-то ходит по моей территории.

- То есть Татьяна Евгеньевна таки пыталась?

- Я, к счастью, быстро помог найти ей собственное занятие по душе (речь, видимо, о фонде "Русский силуэт", который организует модные показы. - Ред.). Так всегда происходит: когда у жены и других близких нет собственного дела, они начинают заниматься твоими делами. И главное - этого не допустить.