22 ноября
Загрузить еще

Роман Виктюк: "Я работал с великими актрисами! Это жрицы любви и страсти!"

Роман Виктюк:
Фото: Виктюк убежден: в театре нужно не поклоняться долларам, а на разрыв аорты кричать о любви. Ну и иногда еще - о коварстве. Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ
А накануне юбилея он дал журналистам нетривиальные как всегда ответы на самые простые вопросы. И рассказал забавные истории из жизни...
 
КАК ОН ПОСТУПАЛ В ВУЗ
 
 - Я выбрал ГИТИС. Прихожу - а там Тамара Макарова! А я же ее видел в фильме "Молодая гвардия" - мама Олега Кошевого. И я без паузы, не здороваясь, ни фамилию не сказал, ничего, начинаю читать монолог Олега Кошевого. Я плачу, и плачет она. Она ко мне бросается: сынок, не плачь! Обнимает и говорит: приходи завтра писать сочинение. Ты будешь учиться у Герасимова. Я тебе обещаю. Тему того сочинения - буду умирать, не забуду: "Поэт в творчестве Маяковского". Сижу. Входит Макарова. Глаза сияют. Подошла ко мне. Выложила листочки, вырванные из книжки по русской литературе. И говорит: переписывай все, как там. Ничего не фантазируй. Я сказал: клянусь. И быстро написал. И быстро понес педагогу в комиссии. Он: "Ты проверил все ошибки?" А я, идиот, и говорю: "А там и не было ошибок". Он - мне: "Я понимаю тебя. Иди".
 
 Все. Потом я читал басню. Это было второе чудо! Я мокрый - был страшный дождь - прибегаю, чуть не опоздал. Читал "Волк и ягненок". У меня был такой душевный волк, жалко ему было есть этого бедного ягненка. Мой волк страдал и мучился. Я так плакал, остановить себя не мог. "Иди, - говорят, - ты принят!"
 
ПРО ЛЮБОВЬ
 
 - Это единственное, что нужно людям! Все остальное надумано государством, партиями и властями. Любовь - это и есть сама жизнь. К счастью, я работал со всеми великими актрисами второй половины прошлого века. Алиса Бруновна Фрейндлих. Ее глаза кричат о любви. Лена Образцова. Наташа Макарова, Алла Демидова, Татьяна Доронина, Рита Терехова, Марина Неелова! Это жрицы любви и безумной страсти! Они все одарены свыше этой потребностью и способностью любви. Без этого в искусстве делать нечего.
 
 А сегодня любовь агонизирует, она - редкий цветок на Земле. И театр - это единственное место, которое должно напоминать, что надо думать только о любви! Вопреки цинизму, плебейству, поклонению доллару и так далее. На разрыв аорты - кричать о любви! И поэтому в свой день рождения я дарю себе постановку "Коварство и любовь". Хотя, конечно, тема власти там тоже есть. Сегодня миром правят черви. Люди-черви.
 
ПРО ЗАПРЕТЫ И СВОБОДУ
 
 - При полной свободе может быть полная несвобода. Потому что - расчет, и нужно веселить людей после ужина. И все, кто на этом зарабатывает, - на этом же тратят свой талант. На корпоративках, где никто не просит никакого искусства, чем примитивнее - тем лучше платят. А сериалы! Когда эти артисты в булгаковском материале делают паузы, а глаза пустые... Они же в это время про себя считают, сколько заработают.
 
 Из нашей жизни, будто по сговору, уходят Олег Ефремов, Миша Ульянов, Кирилл Лавров, Саша Лазарев. Они были большие дети. Люди, которые на искусстве, поверьте, не зарабатывали. Они могли это делать любыми хитрыми средствами. Если я скажу вам, сколько у Ульянова, игравшего маршала Жукова, на книжке осталось денег, когда он умер, - вы мне не поверите: 500 долларов. Настоящий актер - всегда ребенок, у него первородный взгляд на мир. И ребенок никогда миру не говорит "нет". Он говорит только "да". Так вот, детство сегодня никому не нужно.
 
ОБ ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ И ИНТЕРНЕТА
 
 - Сейчас я умею SMS читать. Но учить меня, как их отправлять, бесполезно. Я двоечник. А с Интернетом... Швыдкой меня лет 10 - 15 тому назад позвал на "Культурную революцию", чтобы про Интернет говорить. Я пришел. Говорю, что это помойная яма. И в конце передачи добавляю: "А у меня нет Интернета! Люди добрые, если хотите, чтобы я лучше рассказал, подарите мне кто-нибудь эту штуку!" На следующий день в театре - звонок: "Можно Виктюка?" И говорят, что они завтра привезут.
 
 Короче, мне подарили три этих штуки. Одна затерялась на канале "Культура", сказали, что ничего не пришло. Вторую отправил во Львов. И третья у меня стоит как мебель. Я это обожаю - вот скайп теперь появился. Мне так нравится, что кто-то придет, кнопочку нажмет, и я в Интернете лицо приятное вижу. И я клянусь, что тоже научусь нажимать. Мыша же этого освоил!
 
О ГАФТЕ И ЕГО СНАХ
 
 - Сейчас я буду снимать Гафта. Это последний великий артист, великий ребенок. Я с ним и Сашей Филиппенко в "Современнике" сделал "Сон Гафта, пересказанный Виктюком". О том, как к нему во сне приходил Сталин...
 
 Ему сейчас было плохо. Давление, терял сознание, увозили в Склифосовского. Я звоню из Германии. Наш диалог: "Как ты себя чувствуешь?" - "Плохо". - "Ну и что?" - "Я завтра убегу. Зови меня на съемку. Я хочу это сделать"... А я хочу запечатлеть, как он сочиняет свои эпиграммы, как делает роли, как вообще зарождается творчество.
 
ОБ ЭПОПЕЕ С РЕСТОРАНОМ В ЗДАНИИ ТЕАТРА ВИКТЮКА НА СТРОМЫНКЕ
 
 - Боюсь даже говорить, но, кажется, наконец все закончится. Хозяева с этого ресторана зарабатывали в год по три миллиона долларов. Как они могли его отдать? А когда появился мэр Собянин, все изменилось резко. Мы много лет боролись, чтобы ресторан выселили из здания, в котором находимся, учитывая, что наше здание - не только театр, но и исторический памятник, построенный гениальным архитектором Мельниковым.
 
 Мы много лет говорили прежнему мэру и прежним московским властям о том, что ресторан и театр несовместимы. Нам все время обещали разобраться, но... мало того что никто не разбирался, а на нас даже совершали бандитские нападения, чтобы попугать.
 
 И вот в минувший вторник к зданию театра подъехали "люди в масках", чтобы выселить наконец ресторан. Я этого дня ждал много лет.
 
О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ
 
 Счастье - это пауза между двумя несчастьями. И всегда нужно помнить, что счастья нельзя добиваться. Нельзя добро с кулаками применять, чтобы было счастье. Нужно просто настолько прозрачно существовать, что и одно несчастье устанет, и второе, и третье… И тогда вдруг забрезжит свет.
 
ПЯТЬ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ПОСТАНОВОК ВИКТЮКА:
 
 "Служанки"
 
 "М. Баттерфляй"
 
 "Лолита"
 
 "Двое на качелях"
 
 "Саломея"