25 ноября
Загрузить еще

Юрий Шевчук: "Стас Михайлов - средняя ресторанная музычка..."

Юрий Шевчук:
Фото: России нужны масштабные концерты и свои «пинк флойды», а под рэп да караоке мы загнемся, считает Шевчук.

Юрий Шевчук сейчас гастролирует - прокатывает по России свой новый альбом "Иначе". Он слышим, видим и осязаем, что случается с ним не так уж часто: рокер предпочитает творить вдали от суеты, живя подолгу в деревне.

Недавний визит "ДДТ" в Воронеж больше походил на вторжение:

- Нас 40 человек. Два трейлера с аппаратурой. Я редко хвалюсь, но мы привезли крутую программу. Просьба дуракам не приходить, все равно ничего не поймут - программа серьезная. 

- Масштабно, да. Плюс на техподдержку концерта в каждом городе уходит полтора миллиона рублей (около $400 тысяч). 

- Да. Тяжело, конечно. Нас же никто не продвигает. Мы не рекламируем пиво, алкоголь, политику. Рокер - существо свободное. Как мне кто-то может указывать, как петь, что делать, что надевать, я же не "поющие трусы". Кстати, я новый термин для них придумал - "музыкальный вибратор". Так вот я не музыкальный вибратор. Меня невозможно заставить сделать то, чего я не хочу. Несколько таких попыток уже кончались дракой. Я не хожу по вызовам в бани и на корпоративах тоже не пою. Мне это противно.

"Бутусов - нежнейший, Чулпан Хаматова - святая"

- Почему вы не пришли на юбилей к Вячеславу Бутусову?

- В Москве не смог, потому что мы 20-го выехали на гастроли. Я был у него на юбилее в Питере. Я Славу обожаю, он нежнейший человек. Его помню разного - во времена исканий и депрессий. Но сейчас он в мире с миром. Я ему даже где-то завидую.

- Вы еще тепло отзываетесь о Чулпан Хаматовой.

- Да, мы много работали вместе, помогали ей строить лечебницу для онкобольных детей. Дали за пять лет пять концертов, собирая по 200 - 300 тысяч евро. И построили - больница прекрасная. Чулпан - просто святая: имеет троих детей, а у нее квартира меньше комнаты, где мы разговариваем сейчас. Настолько ее помыслы чисты. Это редкий человек в стране, безгрешный, безупречный авторитет - для меня по крайней мере. Понятно, все мы не без греха и не сотвори себе кумира, но она - чудо.

"Почему на концертах Стаса Михайлова нет оливье?"

- А многие вот Стаса Михайлова чудом кличут.

- Почему у нас народ идет на Стаса Михайлова, я не знаю. Хотя... знаю - это же обычная ресторанная музычка, у людей ностальгия по Советскому Союзу. Я помню 80-й год, когда на три рубля я мог сходить в наш кабак в Уфе и на этот трояк купить шкалик водочки, пивка "Жигулевского", салат оливье, пачку сигарет и познакомиться с девушкой. И все за 3 рубля! Еще и послушать Стаса Михайлова образца 80-го года. Такие Стасы сидели в каждом кабаке! Пели, правда, "Битлз" и "Лед Зеппелин". А сейчас вкусы изменились. Почему на концертах Стаса Михайлова оливье не ставят? Было бы вообще круто! Но это не культура, это ностальгия. Я не осуждаю. Должны же мы под что-то кушать. 

- А как вам сегодняшние рок-фестивали?

- Они стали сборищем любителей караоке. Услышат припев "Поплачь о нем…" - и весь зал затягивает. Ничего нового вообще нет. Ни у кого! Ни одной новой песни. Я сейчас побывал на нескольких рок-фестивалях - такой шоу-бизнес кругом! Мы попытались на "Нашествии" выступить иначе, так мне голову чуть не отпилили. Потому что нужно было петь только признанные хиты. Остальное не положено. Многие музыканты стали конформистами и просто хотят жить спокойно, встречаться с кем надо, делать бизнес. Люди устают и хотят просто умереть спокойно, пожить как-то. Каждому свое.

"Цой гениален, уже спел свое"

- Может, с музыкальной молодежью что не так - если рок стал бизнесом?

- Вот потому и стал, что молодежь теперь рэп читает. А тут много не надо: на коленке простучал и под это прочитал текст. Не нужны груды аппаратуры, экранов, света. Приехал в клуб, собрал 30 чуваков, прочитал, пустил шляпу по кругу, поехал дальше - ништяк. Поэтому рэп побеждает. А еще караоке процветает. Но этого мало для музыкальных движух в стране. Должны быть большие постановочные концерты. У нас должны быть свои "пинк флойды" и "лед зеппелины". Должна быть новая музыка. Ко мне молодежь приходит, я спрашиваю, что они слушают. "Мы Цоя любим". Но это же прошлый век! "А что из нового?" - "Ничего". Ну как это так? БГ правильно сказал, что в XXI веке нужно говорить на языке XXI века, а не пародировать Есенина, Высоцкого и Цоя с Башлачевым. Они гениальны. Но они уже свое спели. Ищите новые слова, аккорды, новый звук. 

- А что вы посоветуете слушать детям?

- Начать с Чайковского, закончить Бетховеном и Шостаковичем. Детей это очень развивает. Другую музыку они и без вас услышат. Я своим ставил именно такую.

 "Чтобы сыновья не стали уродами и подлецами"

- Почему ваш старший сын Петр живет в коммуналке?

- Пока не может заработать на квартиру. Он время от времени помогал мне с программой, стоял за камерой, снимал музыкантов. Но ему это быстро надоело. Он сейчас бегает за девчонками и ищет себя. Он абсолютно компьютерный человек - придаток к Apple. Делает сайты (штука баксов за сайт) - зарабатывает как может. К детям я отношусь строго, они не должны мажорить, надо уметь выживать самим. Вообще бредово говорить, что ребенок должен жить лучше меня. Ребенок живет просто иначе. И он сам должен выбрать, а моя задача, чтобы он стал не сволочью, не уродом, не подлецом, не циником, а человеком. Так меня воспитывали, так я воспитываю своих детей. Моей маме 86 лет, весной мы сделали выставку ее живописи. Она заслуженный художник, до сих пор пишет. У нее была тяжелейшая жизнь - Колыма, вой­на. Мы сейчас ей сделали операцию по поводу катаракты - сами понимаете, что значит зрение для художника. Она прозрела. И я ей говорю: "Ну, ты теперь зоркий сокол". У нее масса грандиозных планов - человек живет искусством!

- А вы сами сейчас не рисуете?

- Я окончил худграф и живопись люблю не меньше, чем музыку. Конечно, занятия живописью мне помогли визуально выстроить программу. Законы искусства же одни и те же - законы гармонии. Как в новой песне: "Гармония прекрасна, если не знать, что кричит у нее внутри". Вот смотришь Веласкеса - гениальный мазок. Я всегда его любил - учился у него портрету. Но я понимаю, сколько у него внутри ярости, сломанных кистей, отрезанных ушей. Вообще искусство - это жертва. За все нужно платить - и особенно за свободу.