Загрузить еще

Ангел-хранитель Сталина, Рузвельта и Черчилля

Ангел-хранитель Сталина, Рузвельта и Черчилля
Фото: Гитлер планировал убить или похитить Большую тройку во время конференции в Иране.
Фильм "Тегеран-43" Вартанян не любил. Хотя именно он был прототипом советского разведчика, которого сыграл Игорь Костолевский.

- Слишком много стрельбы и ерунды, - признавался Геворк в редких интервью. И всегда подчеркивал, что на самом деле все было иначе: абсолютно незрелищно, гораздо тоньше. И - без права на ошибку. Это не просто красивые слова - в столице Ирана в 1943 году на карту действительно была поставлена судьба мира. Гениальный разведчик не ошибся. Ни тогда, ни за последующие 40 лет на секретной службе Ее величества Родины. Знаменитыми разведчики становятся только в случае провала. О Вартаняне же и его подвиге никто не знал вплоть до 2000 года, когда его рассекретили...

На службе Вартанян с 16 лет - пошел по стопам отца. Секретные задания под оперативным псевдонимом Амир начал выполнять в 1940 году в Тегеране.

http://kp.ru/f/4/image/28/64/496428.jpg

http://kp.ru/f/4/image/28/64/496428.jpg

Кадр из "Тегерана-43", где Вартаняна сыграл Костолевский.

Первый крупный успех пришел уже через пару лет. В Тегеране существовала разведшкола, в которой готовили шпионов для заброски в советские республики. Амиру удалось внедриться в заведение, поразив ее руководство знанием восьми языков. Естественно, Москва получала подробную информацию и о самой школе, и о ее курсантах. Заброшенные на территорию СССР агенты проваливались и начинали работать уже на советскую разведку.

Но главным успехом работы Амира стало предотвращение покушения на Сталина, Черчилля и Рузвельта во время их встречи в Тегеране в ноябре 1943 года. Уничтожение лидеров стран антигитлеровской коалиции готовилось по личному приказу Гитлера. В Тегеран отправился лучший диверсант Отто Скорцени. С задачей уничтожить или взять в заложники главных врагов Третьего рейха.

Город наводнили германские шпионы, активно вербовавшие агентуру, в том числе террористов. Были заготовлены и отрепетированы сценарии покушения на членов Большой тройки. Но планам немцев не суждено было сбыться. Агенты Вартаняна пеленговали и расшифровывали все их сообщения. Вскоре после длительных поисков радиопередатчика всю группу нацистских диверсантов захватили и заставили работать с Берлином "под контролем". Спецотряду, которому в секретных бумагах было присвоено кодовое название "Легкая кавалерия" (его члены передвигались на велосипедах), под руководством Амира удалось выявить и обезвредить около 400 немецких шпионов. К тому моменту, когда Сталин, Рузвельт и Черчилль пожали друг другу руки на первой встрече, часть вражеских агентов была уже ликвидирована, а немногие уцелевшие поспешно разбежались. Последним взяли резидента Франца Майера (прототип Макса Ришара из "Тегерана-43", которого сыграл Армен Джигарханян), ушедшего в глубокое подполье. Его схватили на армянском кладбище, где он скрывался под личиной могильщика. Узнав о провале Скорцени, фюрер был в ярости.

В 1946 году Геворк Андреевич женился на девушке Гоар, которая входила в разведгруппу и принимала участие во многих секретных операциях. После войны Вартанян вместе с супругой на время вернулись в СССР и окончили факультет иностранных языков Ереванского университета. А затем была тридцатилетняя работа разведчиков-нелегалов на Западе, Среднем и Дальнем Востоке. За эти годы они раскрыли десятки баз НАТО в Европе, а Геворк Андреевич, будучи то иранским бизнесменом, то испанским журналистом, дружил с офицерами всех разведок мира. За время своей заграничной работы они побывали более чем в ста странах. Это была поистине командировка длиною в жизнь.

Домой разведчики вернулись только осенью 1986 года. Но еще до этого, в 1984 году, Вартаняну было присвоено звание Героя Советского Союза. Геворк Андреевич продолжал работать в Академии Службы внешней разведки вплоть до своей кончины 10 января.

За плечами Вартаняна много настоящих подвигов и кроме спасения Большой тройки. Но о них мы узнаем не скоро. Даже после ухода гениального разведчика на подробностях его работы еще долго будет стоять гриф "Совершенно секретно".