27 ноября
Загрузить еще

Анатолий Соловьяненко - младший: "Отцу предлагали турне на миллион долларов, но Госконцерт не разрешил"

Анатолий Соловьяненко - младший:
Фото: Анатолий Соловьяненко - младший нашел себя в оперной режиссуре.

Герой Украины, Народный артист  СССР, лауреат  Ленинской премии Анатолий Борисович считал главным театром в своей жизни Национальную оперу Украины. Сегодня главным режиссером этого театра является сын знаменитого певца Анатолий Соловьяненко - младший. "Комсомолка" попросила Анатолия Анатольевича вспомнить об отце. 

"Я ВЫРОС В АТМОСФЕРЕ ИДЕАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ"

- Анатолий, каким вы помните своего отца?

- Он был очень многогранным человеком, при этом  очень организованным, точным и пунктуальным. Любил чистоту, порядок. Бывало, приезжал с гастролей уставший и вдруг замечал какую-то пыль: ни слова упрека  маме, просто брал тряпку, пылесос и все убирал по-своему. А еще он был очень добрым и небезразличным. Новость по телевизору о том, что где-то далеко разбился самолет и погибли люди, становилась для него  личной трагедией.

Самым же дорогим в его жизни была семья. Он любил маму. Я вырос в атмосфере идеальных отношений. Ни разу не видел, чтобы родители ссорились. На нас с братом ни разу не повысили голос. Хотя у отца порой бывал такой взгляд на наши проказы, он был сильнее любого подзатыльника.

- В одном интервью Светлана Дмитриевна Соловьяненко сказала, что ваш старший брат похож на отца внешне, а вы внутренне. В чем это проявляется?

- Возможно, в моем отношении к жизни, любви к искусству, в моем призвании. Например, не мыслю себя в какой-то другой профессии. Театр - это моя жизнь.  Я очень благодарен отцу за то, что он привил мне мысль, что деньги нельзя возводить в культ. У меня нет потребности в больших деньгах и нет такого, что я чего-то хочу, но не могу себе позволить.

Соловьяненко называл себя "рабом собственного голоса". Но этот дар сделал его звездой мировой оперной сцены.

- Анатолий Соловьяненко - старший звание заслуженного артиста Украины получил в 35 лет, вы же стали народным артистом Украины в 28. В этом вы опередили отца?

-  Не забывайте, что отец пришел в театр в 31 год, а я в 20. Белла Руденко, например, в 27 была уже народной артисткой СССР, Стефан Турчак еще до 30 лет стал главным дирижером Национальной оперы Украины, а Игорь Безгин в 27 лет был генеральным директором Театра им. Франко. Поэтому возрастные параллели не совсем уместны. А к своим 28 годам мой репертуарный лист (список поставленных опер и концертов. - Прим. авт.) был на девяти страницах. Поверьте, это немало.

- С вашим отцом очень плохо поступили, когда лишили его возможности петь на сцене родного театра, что в результате довело его до инфаркта. Когда вы попросились на стажировку в Национальную оперу Украины, не было ли у вас цели что-то доказать обидчикам отца. 

-  Мстить за отца? Этого не было. У меня была цель состояться и тем самым доказать профессиональную пригодность. В театр я пришел больше 12 лет назад на стажировку студентом кафедры театрального искусства. Когда я возобновил "Лючию де Ламмермур" на итальянском языке, меня перевели на должность режиссера. В режиссерской группе на тот момент я единственный владел этим языком досконально.  

За последние годы я поставил ряд спектаклей. Отец никогда не навязывал ни мне, ни брату профессиональный выбор. Он лишь хотел, чтобы мы оба стали профессионалами в том деле, которое избрали. И я в этом смысле счастливый человек - занимаюсь любимым делом. 

"ПЕРЕЕЗЖАТЬ В МОСКВУ ОТКАЗАЛСЯ"

- Ваш отец был щедрым человеком, баловал маму мехами и бриллиантами. А детей он баловал? 

- Нельзя сказать "баловал". Я учился в обычной школе, тогда ведь не было элитных классов, колледжей. Все мы ходили в одинаковой форме. А когда я учился в университете им. Шевченко, у нас в группе ни у кого не было машины. И парковка возле университета пустовала - несколько преподавательских автомобилей. А сейчас университетская парковка похожа на парковку где-нибудь возле казино в Монте-Карло. 

У нас в доме не было культа личности отца. Нет, мы с братом, конечно, понимали, что нельзя шалить, потому что папа - известный человек. Но для нас он был именно родным человеком, а не звездой. Когда отец репетировал, а он каждый день занимался час вокалом и час дыхательными упражнениями, мы ходили по квартире на цыпочках - так было заведено. Благодаря упражнениям отец сохранял до самой смерти хорошую вокальную форму. 

- В жизни Анатолия Соловьяненко был момент, когда Юрий Лужков активно звал его жить в Москву, обещал и квартиру, и хорошую работу, а он так и не согласился…

- Отец очень любил Киев, здесь был его дом. Здесь все родное, а там все чужое. Переехать в 65 лет в другую страну - эта мысль была для него невыносима. Отцу и в советские времена предлагали и гастроли за границей, и переезды.

В 1964 году отец занял второе место на конкурсе классической песни  "Неаполь против всех" - что-то вроде нынешнего Евровидения, но мирового значения. Тогда в его поддержку оргкомитет конкурса получил две с половиной тонны (!) писем со всего мира.  А после конкурса один импресарио предложил ему турне на миллион долларов. Тогда это были сумасшедшие деньги, наверное, как нынешние сто миллионов. Но Госконцерт не позволил ему подписать контракт. У отца был выбор - просто попросить в Италии политическое убежище. Но дома были родители, молодая жена. И он вернулся. А когда его пригласили петь в "Метрополитен-опера", было собрано специальное совещание Политбюро. Тогда им с мамой поехать разрешили. Это сейчас все просто - молодым певцам предложение поступает, собрал чемодан и поехал.

- К удивлению многих, ваш отец был беспартийным. В то время это было нереально - делать карьеру, не будучи членом КПСС. 

- Он был настолько всенародным любимцем, что ему это прощали. Существует всего два беспартийных лауреата Ленинской премии - Анатолий Соловьяненко и Аркадий Райкин. 

Фото Укринформ и из архива "КП".