22 ноября
Загрузить еще

Михалков и Собчак поссорились из-за Украины и культуры

Михалков и Собчак поссорились из-за Украины и культуры
Фото: Фото: Марина Волосевич и Борис КУДРЯВОВ/архив «ЭГ»

В России продолжается противостояние интеллигенции. Иногда люди, находящиеся сегодня по разные стороны баррикад, вступают в диалог, напоминающий жесткий словесный пинг-понг, в котором опускаются авторитеты и звучат жестокие откровения. Причем почти всегда обсуждаемые темы так или иначе касаются Украины.

На этой неделе, например, в такой "вербальный теннис" сыграли режиссер Никита Михалков и телеведущая Ксения Собчак

Партию начал Михалков, принявшись обсуждать в выпуске своей авторской программы "Бесогон ТВ" позицию Андрея Макаревича и недавно опубликованную авторскую колонку Ксении Собчак "Больше никаких устриц белон" на сайте snob.ru. Подача режиссера была очень сильной, но журналистка приняла ее и ответила мощным "подкрученным ударом", написав "Открытое письмо Никите Михалкову" на том же сайте. 

 

НИКИТА МИХАЛКОВ

Выпуск авторской программы "Бесогон ТВ" Никиты Михалкова за 30 августа, где режиссер прокомментировал позицию Андрея Макаревича и Ксении Собчак.

У меня были другие планы на сегодняшнюю программу, но возникли некоторые обстоятельства, в частности, история выступления Андрея Макаревича на Украине, на Донбасе. И я получил довольно много обращений после того, как выразил свою точку зрения по этому поводу. И, в частности, прочел то, что об этом написал Макаревич сам.

"Например, никого не интересуют факты — что же происходит на самом деле. Всех интересует только то, как подается, интерпретация становится важнее факта. Вот хотелось бы спросить у Иосифа Давыдовича и Никиты Сергеевича, которые высказались по моему поводу, — почему вы писанине в газетах обо мне верите больше, чем мне самому? Вы же знаете меня не один десяток лет, господа, я вам никогда не лгал, не обманывал вас. Верите и подписываетесь под ней?".

Видимо, имеется в виду, так сказать, неправда.

Справедливости ради надо сказать, что я с Макаревичем знаком очень давно, причём мы никогда не дружили семьями и не общались близко. Но я был на его одном из, видимо, первых концертов на Николиной горе и меня потряс абсолютно, это вообще был такой, да и остаётся таким, Русским Битлсом. И самое пикантное во всём этом, что мой первый в жизни автограф я взял у Макаревича, а он давал первый раз в жизни автограф другому человеку, т.е. мне, поэтому написал "это мой первый в жизни автограф, Макаревич". Думаю, уже это даёт право предполагать, что мы можем достаточно честно разговаривать.

Макаревич

Я никогда не говорил, что Макаревич пел перед силовиками. Я знал, что он пел перед детьми. Но вы знаете, тут есть такие секреты Полишинеля: то ли он шубу украл, то ли у него спёрли. Есть такая невнятность. Что значит петь перед детьми на территории, которая захвачена хунтой? Можно не считать, что это хунта, как думает Макаревич, прекрасно. Но я тогда сказал, что это приблизительно так, как, скажем, Клавдия Шульженко пела бы в оккупированном Минске или в оккупированном Киеве... тоже не немцам, а детям. Но кругом висят портреты Гитлера, свастики. Собственно, аналогия довольно близкая: висят флаги Бандеры, символика его, портреты Бандеры и под его именем всё это происходит.

Невнятная определенность, она всегда видна. Притом, что когда у самого Макаревича спросили по радио или, не помню каким образом, по телефону /"а стал бы он петь ополченцам Донбасса, тем кто на другой стороне?/", вот, что он ответил "/не знаю, я не симпатизирую ополченцам/". Мы сразу видим на чьей стороне симпатии Макаревича. Имеет он на это право? Конечно, безусловно, имеет. Это его точка зрения, он гражданин. Но тогда возникают совсем другие вопросы, вопросы явных двойных стандартов.

Если ты так относишься к этому и в этом случае, то тогда зачем же ты берешь награды у тех, к кому ты так относишься? Почему ты пользуешься всеми теми благами, которые тебе дают по заслугам, но все равно те люди, которых ты не уважаешь и осуждаешь.

Я зачитаю вам интервью Макаревича, довольно определенное:

"Корреспондент: Андрей Вадимович, сейчас для вас не лучшие времена. Могли ли вы когда-нибудь представить, что окажетесь в опале не у государства, а у простых людей? И что причиной будет вхождение Крыма в состав России. Почему вы не поддержали воссоединение Крыма с Россией?

Андрей Макаревич: Не было никакого воссоединения. Была банальная оккупация чужой территории. Воссоединение - это добровольный акт, а в Крыму было насилие над Украиной. Зверское, лицемерное насилие над страной, которая пытается вырваться из лап русской цивилизации. Да и цивилизация ли это, тоже вопрос. По мне нет. Это просто территория, много веков диктующая своим соседям как надо жить. А соседи не хотят жить как мы. Ну не хотят и все тут. Они хотят жить как Бельгия, Франция и Швеция. У России нет авторитета, чтобы убедить своих соседей жить с ней в одном государстве. Из инструментов - только насилие.

Корр.: Но Крым не стал настоящей Украиной даже за 60 лет пребывания в ее составе и большинство людей хотели, чтобы Крым стал российским. Вы отказываете им в этом праве?

А.М.: Я не отказываю им в праве на ошибку. Они еще сильно пожалеют о своем выборе, если, конечно, признать, что там действительно большинство за Россию.

Корр.: Вы сомневаетесь?

А.М.: Я скорее не доверяю никаким референдумам, проведенным под дулами автоматов. Так не бывает. Этому ужаснулся весь цивилизованный мир. Так нельзя себя вести в приличном обществе. Мы еще раз показали миру - нам нельзя доверять.

Корр.: А почему цивилизованный мир не ужасался, когда Киев был охвачен страшными беспорядками, которые привели к жертвам и к тому, что на Украине называют революцией? Но этот же мир был страшно огорчен, что Крым вдруг "уплыл" из их рук без единого выстрела.

А.М.: Конечно, огорчен. Даже если в Крыму планировались базы НАТО, то ничего страшного я в этом не вижу. Наш флот должен был уйти. Украинское государство имело право на такое решение. Это ваше дело, кого вы пускаете пожить в свою квартиру, а кого нет. Соседей это не должно волновать..."

- Елки-палки! Базы НАТО в Крыму - нормально? Русский флот должен уйти из Крыма? Русский флот, который столько пролил крови своих моряков? В бухтах, где затоплено огромное количество русских кораблей в течении нескольких веков? Я уже не говорю, сколько русских советских солдат погибло во время Второй мировой войны, Великой Отечественной войны за Крым? Чуть меньше, чем американцев за всю Вторую мировую войну? Этот флот должен уйти только потому что в 54-м году полуграмотный человек с ботинкам в руке подарил этот Крым своим единокровным соотечественникам? И то ничего страшного! Он просто "переехал" из одной комнаты в другую, все это был СССР: виз нет, границ нет. Но когда это распалось по большому то счету, по честному, надо было вернуть Крым обратно. Я хотел обратить внимание на фразу корреспондента "/без единого выстрела/" - действительно так. А думает ли Андрей Макаревич о том, что было бы в Крыму, если бы он вовремя не оказался в составе России. То, что сейчас происходит на Донбасе, в Крыму было бы стократно страшнее, тысячекратно страшнее!

"...Корр.: Какой выход из ситуации?

А.М.: Выход? Выход только один - вернуть Крым и оставить Украину в покое.

Корр.: Но если крымчане не хотят возвращаться в состав Украины, то как быть с этим?

А.М.: А это не должно вас волновать. Люди могут быть и не согласны, но земля чужая. Ее надо вернуть и забыть все, что произошло, как страшный сон. Только тогда Россия вернется в состав цивилизованных государств. Убеждайте соседей быть с вами не с помощью автоматов, предложите что-то такое от чего никто не сможет отказаться. Есть что-либо подобное у России? По-моему, нет".

Вообще страшный сон мог бы быть в Крыму, если бы не произошло того, что произошло. Это интервью обозначено 3 июля 2014 года. Я допускаю, что это фейк. Но это перепощено такое количество раз, он обязан был, если это не так, сделать все, чтобы никто этого больше не читал. Раз это не сделано, то у меня есть основания предполагать, что это правда.

Насколько эта часть нашего сегодняшнего мира, часть нашей сегодняшней жизни. Как можно постепенно приучать, к тому, чтобы поговорить, что можно было Ленинград сдать. В конце концов не так важна могла быть Сталинградская Битва, да и Курская дуга... Можно было по-другому. Ну отдали, ну и ладно. Базы НАТО в Крыму - ну и что особенного? Ну ходят ребята в камуфляже, говорят по-английски, ничего. А флот - зачем он там нужен? Убрали бы куда-нибудь, распилили на ручки, на грифы для гитар, на колки...

Сознание постепенно привыкает к тому, что в общем то ничего особенно, что говорить мы не будем на своем языке, если страна будет до Урала. И так далее...

Это называется система "Окно Овертона". Я специально посвящу передачу технологии приучения к мерзости, я бы так это назвал.

Еще одно эссе хочу прочесть. Потому что оно меня взволновало. Ксения Собчак в журнале "Сноб"

"Удивительные у меня соотечественники, конечно. После "страшного" наказания Западу от нашего, теперь в прямом смысле, кормчего все споры свелись к двум тезисам, достойным лучших выпусков программы "Пусть говорят".

Во-первых: "Не хлебом единым". Это те, кто рябчиков и не жевывал и почему-то наивно полагает, что привычные картошка с борщом от санкций не подорожают.

И во-вторых: "Почему из-за путинских разборок я теперь не могу есть то, что привык, в уютном Ле Маре под пение Стаса Михайлова?!"...

...И вот этот адский вопрос: "Что вы, без них прожить не можете?" Можем, но у меня встречный вопрос. Почему мы должны жертвовать устрицами? Ради чего? Почему всех потенциальных потребителей вкусной, здоровой и, главное, свежей западной пищи лишили их небольшого буржуазного счастья?

Ну хорошо, Вася Якеменко жрал устриц на неправедно заныканные деньги, его бы и лишили. А мы-то, за заработанные — почему не можем?

Не знаю, как вы, а я всегда считала, что совсем не стыдно мечтать о том, чтобы вначале хорошо заработать, а потом хорошо и вкусно во всех смыслах потратить свои деньги. А они говорят: нет, стыдно. Мечтать можно только о воссоединении земель российских, о национальной идее, о чем-то таком страшно возвышенном. Почему? Потому как главная ценность — не человек с его маленькими радостями, а непременно что-то большое и величественное, из-за чего непременно надо пострадать и претерпеть лишения.

Я уж молчу о малом бизнесе, о поддержке которого так много говорится. Сколько людей много лет строили свой бизнес на поставках сыра или мяса? И как они должны сейчас себя чувствовать?

И кто, собственно, мешал российскому производителю все эти годы делать хорошую продукцию? Вы знаете, что в России нет даже достаточного поголовья быков? И бычков покупают в той же вражеской Америке? Нам нужно маточное поголовье в 20 миллионов, а сейчас примерно 400-500 тысяч завезла компания "Мираторг". Но это все какие-то никому не интересные мелочи. А мыслить надо глобально — нас страна этому каждый день учит, выжимая из нас по капле мерзкую мелкобуржуазность.

Я вот чего понять не могу. Владимир Владимирович — опытный политик. Его можно любить или не любить, но он не дурак. Мне искренне интересно: неужели он думает, что в этой войне санкций у нас реально есть хоть один шанс на выигрыш?

Одно дело — выкаблучиваться с работающей на всех парах пропагандистской машиной на внутренний рынок. Наш телевизор, кроме нашего же народонаселения, никто не смотрит, можно смело нести херню про "покажем кукиш американцам". Но выходить с этим бредом на рынок внешний — это какое-то самоубийство. Как можно всерьез устраивать "гонку санкций" с противниками, которые по экономической мощи превосходят нас в 8 раз (именно такова разница в ВВП России и США)..."

А на чем вы деньги зарабатываете, Ксюша? Ни на том ли, чтобы ВВП наше было в 8 раз меньше? Ни этим и вы занимаетесь все вместе? Чтобы бычков у нас было мало?

Вы хоть раз что-нибудь сказали? Вы хоть раз что-нибудь сказали о том, вы пробили в набат, что у нас сельское хозяйство лежит на боку, любители фуа-гра? Вы хоть раз вспомнили о стоящих заводах, на которых вместо самолетов делали кастрюли? Что-нибудь вы сделали для того, чтобы это было не так? В этом маленьком своем мире Рублевки, Тверской? В этом маленьком тусовочном мире креативного меньшинства? Вы когда-нибудь думали о тех людях, которые всю жизнь учились делать станки, или машины, или самолеты, или ракеты, а потому вынуждены просто были милостыню просить? И вы принимали в этом участие. Когда вы были маленькие, это делали люди вам близкие в том числе. А потом стали это делать вы. И продолжаете это делать. Это вы предлагаете сдать Ленинград, чтобы было меньше жертв. Это все звенья одной цепи. Я не предлагаю вам встать к станку или доить корову. Нет, вы - талантливый человек. Но вы изнутри, чтобы сконцентрировать ваших соотечественников на том, чтобы они работали на это ВВП сделали? Нет. В этой стране, где вы клеймите несвободу слова, вы говорите и делаете все, для чтобы не случилось то благоденствие, о котором хотелось бы мечтать.

Конечно, проще купить на ЗАРАБОТАННЫЕ деньги фуа-гра, боттаргу, рукколу, привезенные сюда.

"...Вопрос даже не в том, что мы не будем есть устриц, а в том, что без банковских кредитов страна начнет разоряться. Деньги закончились. Приходится сворачивать накопительную систему пенсий. Поднимут налог, сделают его прогрессивным. Люди вернутся к серым и черным схемам (ибо для того, чтобы иметь высокие налоги, надо и госсистему иметь высокоэффективную). Государство начнет срубать бабло на налогах на недвижимость: ее сложнее спрятать. Инфляция выйдет из-под контроля. И т. д. и т. п.

В итоге за крымские выдрючивания заплатит каждый — сперва те, кто побогаче, потом и остальные. Хоть мне, русскому человеку, сама идея "Крымнаш" греет сердце, но уже не настолько, чтобы за это платить из собственного кармана. Уверена, как и многим. Какой-нибудь скромный бизнесмен, ввозящий в Россию пармезан, вполне мог радоваться присоединению Крыма и кричать "Крымнаш!". А сегодня у него остановился бизнес. Радость победы начала стремительно таять...".

Потрясающе! Зарабатываем деньги, чтобы вкусно есть, имеем на это право, хотим кричать "Крым наш!", но если за это надо платить? Мы за фуа-гра будем платить. А вы нам не даете. А за Крым пусть другие платят. Те, кто за него кровь проливали. Они уже заплатили за него, Ксюша. Кровью своей заплатили.

"...Как мы все оказались в этой точке? Заметили, как стремительно это произошло? Что дает вам надежду, что еще через два месяца не введут выездные визы или каждый защищающий ценности западного мира не будет объявлен "врагом народа"?

Давайте ответим самим себе честно на главный вопрос. А ответив, перестанем кричать в фейсбушечках "доколе?". Помня про 85%, самое время расслабиться и получить удовольствие.

Итак, вопрос в студию! Вот он: "Если вы будете знать, что завтра закроют границы, вы уедете, вскочив на последний поезд Москва — Рига? Или останетесь?"

Я вот ответила и сплю спокойно. Я понимаю, что раковая опухоль страны перешла в последнюю стадию. Нет смысла накалывать больного недействующими лекарствами, что-то предпринимать и бороться. Я смиренно жду финала всей этой увлекательной, но грустной истории. Никаких больше устриц белон..."

Бесстрашный человек, Ксения. Вас приучила свобода нашей несвободной в вашем представлении страны, что вы даже не задумываетесь о том, что вы говорите. А вы не хотели бы выступить с той речью перед этими людьми (демонстрируются снимки мирного населения юго-востока Украины, пострадавшего от происходящих сегодня военных действий, - ред.)? Рассказать им про устрицы, о том, как вы огорчены? А не хотели бы выступить перед рабочими завода, скажем, "Калибр?" или на ферме, где работают с 6 утра до 12 ночи? Рассказать им о своей "беде", о своем "несчастье", что вам приходится "платить за Крым"? Что вы боитесь, что закроют визы и вы не сможете прыгнуть в последний поезд "Москва-Рига". Предел мечтаний. Теперь я понимаю.

Когда-то Столыпин сказал: "Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия". Я перефразировал эту фразу: "Великие потрясения нужны тем, кто хочет из нее уехать, а Великая Россия нужна тем, кто хочет здесь жить". Вот те люди, которые выходят на Болотную - недовольные, оскорбленные, униженные - они хотят здесь жить. А кричат со сцены те, кому есть куда уехать. Вот в чем вся проблема.

На Майдан вышли люди, которые были недовольны отвратительной властью Януковича. Как их использовали? Кто пришел к власти в результате? Чем это закончилось? И чем это еще закончится?

Когда Ксении было лет 10-11, я оказался с моим одним приятелем приглашенным в Смольным Собчаком (мэром) на обед. И мы обедали. Открылась дверь, вошла маленькая девочка лет 10-11, с охранником. Села за стол, на против меня буквально, поздоровались с ней. Она поковыряла вилочкой, что-то покапризничала и ушла. Мама, госпожа Нарусова, сидевшая рядом, когда дверь закрылась, сказала: "Знаете, почему она ушла? Она обиделась на то, что когда она вошла, никто из мужчин не встал".

Когда-то давно-давно Антона Павловича Чехова спросили, как бы он коротко мог определить состояние общества России. Он ответил: "Пошлость. Звенящая пошлость".

Понимаете, ПОШЛО, когда девочка обижается на то, что мужчины не встали, когда она вошла.

ПОШЛО страдать по-поводу фуа-гра и устриц, и осуждать страну, которая защищается от оскорбительных санкций, защищает свой суверенитет, мобилизуется. ПОШЛО осуждать людей, которые в Крыму и день, и ночь в течение этих 20 лет подавляющее большинство стремилось и не верило, что могут вернуться в Россию. Сейчас вернулись, посмотрите на эти лица там, в Крыму! ПОШЛО! ПОШЛО выступать на оккупированных территориях и делать вид, что это так сказать такая гуманитарная помощь. Все видно - это ПОШЛО. Вот это писать - это ПОШЛО.

Я очень верю, что то, что происходит сейчас - определенного рода отрезвление от всего того, что вы, дамы и господа, здесь делали и делаете.

Закончить хочу фольклорной шуткой на злобу дня, как народ наш реагирует, умаю, правильно реагирует:

"Мой миленок от тоски ночью нюхает носки,

Проклинает санкции, любит сыр из Франции!"

 

КСЕНИЯ СОБЧАК

Открытое письмо Никите Михалкову

Дорогой Никита Сергеевич!

К сожалению, у меня нет возможности ответить Вам на канале "Россия 24", просто потому, что людей с моей точкой зрения на такие каналы не пускают. Там показывают только тех, кто разделяет Вашу позицию. Видимо, поэтому Вам и приходится общаться с экраном, а не с живым Макаревичем, Собчак или кем-то другим в студии.

При этом мое приглашение встретиться с Вами в прямом эфире моей программы "Собчак живьем" остается в силе. Я знаю, что Вы человек в себе уверенный, и мы вполне могли бы поговорить уже в режиме живой беседы, а не актерского монолога. Но пока — пишу Вам ответ здесь.

Я не буду отвечать Вам в той части, где Вы говорите про Андрея Макаревича. Я знаю Андрея как человека умного и смелого – он Вам сам за себя ответит, если сочтет нужным. Тем не менее остановлюсь лишь на одном моменте, связанном с нарушением элементарной логики.

Вы призываете Макаревича отдать его награды: "Зачем же ты берешь награды у тех, к кому ты так относишься, почему ты пользуешься всеми теми благами, которые тебе дают по заслугам, но все равно те люди, которых ты не уважаешь?" До этого пассажа я наивно полагала, что таким заслуженным деятелям культуры, как Макаревич и, безусловно, Вы, награды даются ГОСУДАРСТВОМ. А президент, министр культуры и кто бы то ни было еще в данном случае просто человек-функция, прикалывающий на лацкан значок или вручающий почетную грамоту. Независимо от того, нравится ли президенту или министру культуры творчество человека, повлиявшего на российскую культуру, он должен эту заслуженную награду вручить.

Но, видимо, Вы давно поняли то, что недопоняли иные. Награды в нашей стране, увы, дают именно люди, убежденные, что они и только они и есть государство — в лучших традициях короля-солнца Людовика XIV, заявившего: "Государство — это я!" Как известный монархист, Вы имеете полное право разделять эту несколько экзотичную для XXI века точку зрения.

Но тогда, Никита Сергеевич, я призываю вас быть последовательным. Верните вашего Оскара мерзким американцам, которые "бомбят Ирак и Ливию" и "терзают" руководителей других стран! Вы же их не уважаете? А заодно и "гейропе" верните призы из Испании, Франции, Италии в ответ на их санкции.

Но главное (тут по Вашей же логической тропинке мы можем зайти совсем далеко) — определитесь, каких именно людей из правительств России и СССР Вы уважаете, а каким готовы вернуть награды. Внимательно изучив длинный список Ваших наград, я не могу не заметить, что Вы были обласканы вниманием любой власти. Можно было бы предположить, что чиновники всегда были лишь функцией, а выбирал Вас народ, но Вы же сами настаиваете именно на выборе отдельных "людей", а не народа. Так определитесь уже, какие награды и от кого Вы оставите, а от каких откажетесь! От наград РСФСР? СССР? От ельцинских, конечно же, откажетесь? Оставите только путинские награды? Покажите Макаревичу пример настоящей последовательности и принципиальности!

Теперь по существу. Вы говорите про ситуацию вокруг Крыма: "Этот флот должен уйти, потому что в 1954 году полуграмотный человек с ботинком в руке подарил этот Крым своим соотечественникам, так сказать, единокровным? И то ничего страшного! Он просто переехал из одной комнаты в другую. Был СССР, ну, передали это туда, а это сюда, мало ли, одолжили, переодолжили — все равно виз нету, границ нету. Но когда это распалось, по большому-то счету, по-честному, по чесноку, как говорят сегодня, надо было вернуть Крым обратно, в лоно".

Никита Сергеевич, я с вами согласна, "надо было вернуть" — прекрасная формулировка. Но Россия НЕ вернула! Напротив, Ельцин подписал Беловежские соглашения, в которых Крым оставался украинским, и не просто как "подарок" человека с ботинком, а на вполне выторгованных условиях. Чуть позже, при Будапештских соглашениях, Украина передала России весь ядерный потенциал, стала безъядерной державой и подписала договор о нераспространении ядерного оружия. (Господи, а представляете, если бы сейчас у Украины было ядерное оружие?)

Можно долго обсуждать, правильно ли это было подписывать или нет. Но по Беловежским соглашениям ТАК ДОГОВОРИЛИСЬ. А президент Владимир Владимирович Путин, смею Вам напомнить, был преемником человека, подписавшего договор от имени страны, в которой мы с Вами живем. Ни одна его президентская предвыборная кампания никогда не строилась на тезисе, что эти договоренности надо аннулировать.

Помните, в "Бесприданнице": чего стоит "слово честное", "купеческое"? Правда, говорит это Вася Вожеватов, а не Паратов… Так вот, я тоже считаю, что Крым должен БЫЛ стать частью России, а не предметом торга с Украиной и американцами, которые сыграли большую роль в тех договоренностях. Но эту историческую несправедливость нужно было решать годами переговоров с Украиной, выстраиванием отношений, дипломатическими торгами. А не воровать канделябр из горящего соседского дома, пусть даже этот канделябр был подарен вами по пьяни.

Правда состоит в том, что российская внешняя политика на Украине была оглушительно провалена за эти годы, и вместо дипломатических решений в ход пошло политическое мародерство. Можно было бы даже забыть про "нравственность" — ее в политике любого государства всегда меньше, чем расчета. Но ведь те экономические последствия, которые мы все на себе испытаем в ближайшие годы, будут ощутимы для каждого россиянина. В итоге оказывается, что наше государство совершило осуждаемый международным сообществом беспрецедентный политический акт еще и без выгоды, а с ущербом для своей экономики.

Это были так, ремарки на полях. Теперь о главном. Вы пообещали своему зрителю как-нибудь в другой раз рассказать о технологии приучения к мерзости. Я расскажу об этой технологии прямо сейчас. На примере Ваших же комментариев к моей статье.

1. Вы вопрошаете: "А на чем вы деньги зарабатываете, Ксюша? Не на том ли, чтобы ВВП наше было меньше? Не этим ли занимаетесь все вместе?"

Этот пассаж — в стиле лучших выпусков "Анатомии протеста". Кто эти странные "все вместе"? И каким образом моя профессиональная деятельность связана с уменьшением ВВП?

Вас интересует, чем я зарабатываю? Извольте. Я в свое время удачно инвестировала средства в акции "Евросети", являюсь создателем и акционером сети ресторанов "Бублик", главным редактором созданного мною нового журнала SNC Magazine. Я езжу по всей стране с мастер-классами по теории успеха "Собчак живьем", веду корпоративы и другие праздники во многих городах России, получаю зарплату как журналист и радио- и телеведущая. Со всех этих видов деятельности я исправно плачу налоги. Стоимость всех проданных номеров журнала, всех проведенных мною корпоративов, всех заказанных десертов в "Бублике" — часть ВВП, согласно его строгому экономическому определению. В результате моей деятельности он не уменьшается, а растет.

А в масштабах страны поднимать ВВП — задача не журналистов и главных редакторов, а чиновников и министров. Странно, что из всех Ваших высокопоставленных знакомых Вы адресуете вашу претензию именно мне.

2. "Вы хоть раз что-нибудь сказали, вы пробили в набат относительно того, что лежит сельское хозяйство страны на боку, — хоть раз, любители фуа-гра?.. В этом маленьком своем мире Рублевки, Тверской, в этом маленьком тусовочном мире креативного меньшинства вы когда-нибудь думали о тех людях, которые всю жизнь учились делать станки, или машины, или самолеты, или ракеты, а потом вынуждены были просто милостыню просить? И вы принимали в этом участие!"

Ну, во-первых, господин Михалков, как же Вам не стыдно? Вы не забыли, что это ВЫ живете на Рублевке, на Николиной Горе, в роскошном особняке? Это ВЫ имеете поместье на Оке не то в 50 , не то в 150 гектаров!

И почему Вы относите меня к "креативному меньшинству"? Мы оба с Вами относимся к этому классу креативного меньшинства, к людям гуманитарных профессий. Или Вы правда причисляете себя к "некреативному большинству"?

Я не знаю, с какой стати Вы, человек, получающий огромные госсредства, вынутые налогами из этих самых людей, вдруг выступаете от их лица. Но если Вы с ними близко знакомы, пригласите этих людей с завода "Калибр" посмотреть мою квартиру на Тверской, которую знает уже каждый омоновец в стране. А потом завезите их в Ваше поместье, где Вы два года назад принимали Мединского и Капкова.

Один из них мне потом потрясенно рассказывал про роскошную, огромную усадьбу, про два гостевых дома на участке. Отдельно — дома для прислуги, конюшня, охотничьи угодья и леса, баня на понтонах прямо на озере — Вы ей особенно гордитесь. Рассказывал и про стол, ломившийся от еды, и про количество слуг, как у настоящего барина. И Вы тут меня за фуа-гра решили пожурить?

Разница между нами лишь в том, что я считаю, что режиссер Вашего уровня имеет право так жить, если, конечно, эти деньги заработал.

Вы обвиняете меня в том, что я, видите ли, про сельское хозяйство не пишу? Не "бью в набат"? Я бью в набат каждый день. Просто мой набат — он другой. Я борюсь за свободу слова как могу, делаю интервью, которые никогда не пропустят по федеральным каналам. На мой взгляд, проблема свободы слова — не менее серьезная, чем сельское хозяйство. В России просто отсутствует жанр журналистских расследований, и ни о какой четвертой власти речь даже близко не идет. Вот это и есть моя борьба и мой набат.

И еще вопрос. Я "принимала в этом участие"? Принимала участие в чем? Что я порушила? Какие заводы остановились по моей вине? Или это мы вместе с Макаревичем набедокурили?

Впрочем, на этот вопрос можете не отвечать. Я понимаю, что Вас в этом месте просто захлестнули эмоции, а творческий человек, конечно, имеет на это право.

3. "Это вы предлагаете, так сказать, сдать Ленинград, чтобы было меньше жертв".

А вот за это я Вам предлагаю либо извиниться, либо привести мне мою прямую цитату, где я это предлагаю. Я не могу отвечать за весь творческий коллектив телекомпании, в которой я работаю. Но лично от себя могу сказать, что сомневаться, спрашивать, рефлексировать — это потребность думающего человека, и неоспоримым истинам от этого ничего не будет. Даже если мне лично этот вопрос не кажется уместным в день памяти, я считаю, что журналист имеет право его задать. И Вы, как образованный человек, должны знать, что одним из первых этот вопрос так сформулировал великий русский писатель Виктор Астафьев, а не телеканал "Дождь".

4. "Я не предлагаю вам встать к станку или доить корову, нет, вы этого не можете. Вы — талантливый человек".

Как же так? Неужели Вы, Никита Сергеевич, в неожиданной для Вас новой роли защитника рабочих и крестьян, считаете, что становиться к станку или доить корову могут люди только бесталанные? Или великий актер на секунду вышел из роли, и Вы сказали то, что действительно думаете?

Кстати, о "доить". Забавно, что Вы выбрали именно этот пример. Доить действительно надо уметь. Потому что доить — это не просто пилить.

5. "Вам не хотелось бы выступить на заводе "Калибр", скажем, или на ферме, где работают с 6 утра до 12 ночи?"

По поводу Вашего предложения выступить перед людьми — я с радостью. Но дело в том, что в нашей, как Вы пишете, "свободной" стране почему-то нигде не дают возможность выступить ни на заводе, ни на телевидении, и уже даже и с плакатом на улице постоять не дают.

Странно, да? Если Вы посодействуете мне в организации этого выступления, я с удовольствием прочитаю и эту свою статью, и другие. Они ведь не об устрицах и фуа-гра (и Вы прекрасно это знаете, в том и мерзость). Они о том, что мечты любого человека, богатого ли, бедного ли, его желание жить спокойной, мирной, доступной и безопасной жизнью всегда в нашей стране значат меньше, чем чьи-то имперские амбиции…

6. "Вы боитесь, что закроют визы и вы не сможете прыгнуть в последний поезд Москва — Рига. Предел мечтаний, теперь я понимаю…"

Мой вопрос в статье про поезд Москва — Рига открыт. Заметьте, я не даю ответа. Его за меня дали Вы, и это показательно.

Был такой анекдот: Рабинович уезжает в Америку в командировку. В день, когда он должен вернуться, приходит письмо: "Друзья, это было непростое решение, но я выбрал свободу". Тут же собирают партсобрание, начинают исключать из партии, ругать страшно. Вдруг входит Рабинович: "Я выбрал свободу, то есть СССР. А вы что подумали?"

Так вот, Никита Сергеевич. Я родилась в этой стране, люблю ее — не политиков и чиновников, а именно страну. И никуда уезжать не собираюсь.

7. Спасибо Вам большое за историю из моего детства, которую я, честно говоря, забыла, а Вы напомнили. "Вошла маленькая девочка, лет 10-11, с охранником, села за стол напротив меня буквально, поздоровались с ней. Она поковыряла вилочкой, что-то покапризничала и ушла. Мама, госпожа Нарусова, сидевшая рядом, когда дверь закрылась, сказала: "Знаете, почему она ушла?" Я говорю: "Нет". – "Она обиделась…" Звенящая пошлость! Вы понимаете, пошло, когда девочка обижается на то, что мужчины не встали, когда она вошла".

Не знаю, как Вам, но мне еще никогда не приходилось оправдываться за мои поступки в десятилетнем возрасте. Кстати, а Вы каким были в 10 лет?

Честно говоря, в рассказанной Вами истории я не вижу ничего ужасного. Ведь, согласитесь, в каждой семье свои нормы воспитания: у кого-то в доме женщины падают ниц при входе мужчины, а где-то мужчины, наоборот, встают при входе женщины… Но дело еще в том, что у этой истории есть предыстория, и ее я помню отлично. До вашего визита в Смольный к нам в гости домой приходили Мстислав Ростропович и Евгений Лебедев. Когда я зашла на кухню, они встали. Я ужасно испугалась, а Ростропович, взяв меня за плечи и хохоча, сказал: "Деточка, запомни: при входе дамы мужчины должны вставать". Вот такой вот урок вежливости.

А тут, как назло, на следующий день пришли Вы. Ну простите, я была восприимчивым и впечатлительным ребенком.

Каюсь: прошли годы, а я по-прежнему всегда отмечаю тех мужчин, которые встают, когда заходит женщина.

Ну и про пошлость. Мне неловко говорить об этом, но вот смотрите: взять прекрасную музыку Артемьева, подложить черно-белые фотографии рабочих и шахтеров, наговорить трагическим голосом притянутый за уши текст… Ну, например, так:

Вот это кажется мне пошлым, банальным приемом, за который Вы бы сильно ругали любого своего студента. Я уверена, что Вы не можете не понимать уровня этой пошлости. Возможно, это понимание и есть самое главное наказание для Вас, человека, прошедшего путь от фильмов "Свой среди чужих", "Пять вечеров", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Раба любви" и "Обломов" до "Предстояния" и фильма-открытки к дню рождения президента "55".

Так что я так делать не буду. Простите еще раз.

А закончить мне бы хотелось не народной поговоркой, как это сделали Вы, известный народник, а так:

"Моральные ценности не продаются. Их можно разрушить, купить их нельзя. Каждая данная моральная ценность нужна только одной стороне, красть и покупать ее не имеет смысла. Господин Президент считает, что купил живописца Квадригу. Это ошибка. Он купил халтурщика Квадригу, а живописец протек у него между пальцами и умер" (братья Стругацкие, "Гадкие лебеди").