22 ноября
Загрузить еще

Элизабет Тейлор получила за съемки миллион долларов, а ее русская дублерша - 2500 рублей

Элизабет Тейлор получила за съемки миллион долларов, а ее русская дублерша - 2500 рублей
Фото: На общих планах вместо Тейлор снимали Викторию Лазич (на фото вверху).Кадр из фильма

В одном из номеров еженедельника "КП" мы рассказали, что нередко в кино зритель видит на экране любимого актера, но голос слышит чужой. Артиста переозвучили. Однако дублеры бывают не только голосовые, но и... телесные! Причем речь не о каскадерах, подменяющих звезд во время опасных трюков.

Дорогое это тело...

- Мода на дублеров пришла к нам из Голливуда, где к их помощи прибегают давно, - рассказала "КП" бывшая актриса, а ныне общественный деятель Виктория Лазич, которая работала дублером Элизабет Тейлор. - Дело в том, что голливудские звезды стоят очень дорого. На их имена делают ставку кинопродюсеры, и порой гонорар кумира обходится чуть ли не в половину бюджета всей картины. И продюсеры придумали ход: на общих планах, когда не разглядеть лица, использовать дублера. Когда, например, нужно снять, как героиня куда-то идет, едет и т. п. Для таких эпизодов стали применять дублеров ради экономии - гонорар ведь считают от количества съемочных дней. В советском кино это широко не практиковалось - тогда у нас и самые знаменитые актеры зарабатывали несопоставимые с западными коллегами суммы. Но сейчас подобная практика есть и в нашем кино.

Мне посчастливилось стать дублером Элизабет Тейлор в первом советско-американском фильме "Синяя птица". Моя фотография была в актерской картотеке и понравилась режиссеру Джорджу Кьюкору. Мы встретились. Он предложил мне дублировать Тейлор, сказав, что я на нее похожа. А потом в ходе съемок сказал: "Хочу, чтобы у нее была своя небольшая роль восточной красавицы". И я сыграла еще и самостоятельную роль.

С полгода я провела на съемках в Москве, Ленинграде. Работала бок о бок с мировыми звездами. Да и с нашими тоже: в эпизодах снимались Маргарита Терехова, Сергей Филиппов, Георгий Вицин, клоун Олег Попов.

Атмосфера на съемках была интересной еще и потому, что актрисы Ава Гарднер и Элизабет Тейлор любили выпить. И отмечали конец каждого съемочного дня. Наши работники группы с готовностью составляли им компанию. А наутро съемку приходилось откладывать, потому что Элизабет плохо себя чувствовала... Чтобы не ждать, решили почаще снимать дублершу на общих планах.

Меня гримировал личный гример Тейлор мистер Джон О'Горман, приехавший с ней из Голливуда. Сначала я приходила к нему на грим, а через два часа - Тейлор.

Моя ставка за съемочный день была 14 руб. 50 коп. Неплохо по тем временам. У людей месячная зарплата составляла 120 руб.

Пока Джон меня гримировал, мы болтали. Спросил, сколько я получаю. "14,50", - говорю. Он спрашивает: "Чего?" Я говорю: "Рублей". Он мне: "В час? В день?! А такие ставки бывают?!" Расспрашивал про заработки наших звезд и был шокирован. Они получали на этих съемках 26 руб. в день. И это казалось о-го-го! А гример сказал мне, что у Тейлор контракт на миллион долларов. Представляете, и рядом с ней Терехова с ее 26 рублями в день!

Николай и его "близнец" Эдуард Гладкий.

Басков посоветовал двойнику похудеть

Бывает, звезды рады тому, что им находят подменщиков. Например, Сергей Светлаков из-за загруженности не успевал сниматься во всех своих проектах, и ассистент по актерам подобрала ему дублера похожей внешности - актера Артура Казберова, который в дни, когда у "оригинала" цейтнот, подменял его на съемках "Нашей Russia".

А двойник Николая Баскова Эдуард Гладкий сделал на своем сходстве со звездой карьеру. Ему от природы досталась не только внешность Баскова, но и неплохие вокальные данные. Но поскольку второго Баскова эстраде уже не потянуть, Гладкому пришлось довольствоваться ролью копии. Кстати, Эдуард с согласия Николая монополизировал право быть его единственным официальным дублером на кино- и телесъемках. Чтобы дать возможность звезде отдохнуть, проходы его героя играет дублер. Как признается Гладкий, Басков оценил схожесть, но посоветовал ему похудеть и даже рекомендовал свою диету.

Сергея Светлакова (справа) в "Нашей Russia" заменял Артур Казберов. Фото: Канал ТНТ 

А пальцы-то не Штирлица!

Иногда дублируют только части тела артистов

В "Семнадцати мгновениях весны" зрители на крупных планах видят руки не актера Вячеслава Тихонова (Штирлица), а художника Феликса Ростоцкого. У Тихонова были короткие пальцы, грубоватые крестьянские ладони и плюс еще татуировка на запястье. Режиссер распорядилась использовать кадры с тонкими пальцами и запястьями художника.

На средних планах Штирлиц прячет кисти от камеры. Когда же нужен акцент на них, показывают пальцы художника. Кадр из фильма

На съемках "Бриллиантовой руки" Леонида Гайдая вместо Юрия Никулина поскальзывается на кожуре и произносит "черт побери" актер Леонид Каневский. Эта сцена Никулину не удавалась. Причем сначала планировалось, что поскользнуться он должен на банановой кожуре, для чего закупили несколько килограммов дефицитных фруктов. Запороли несколько дублей, а правдоподобного падения не получалось. Решили заменить арбузной коркой, но снова актер не мог удачно наступить на "реквизит". Тогда Леонид Каневский предложил в этом эпизоде заменить артиста. На него надели брюки и туфли Никулина, и дело пошло.

На съемках "12 стульев" снимали эпизод, как Киса Воробьянинов (Сергей Филиппов) и отец Федор (Михаил Пуговкин) лягают друг друга ногами, пытаясь отобрать стул. Ноги Пуговкина были короче, чем у Филиппова, и красивый пинок не получался. Тогда режиссер Леонид Гайдай сам лягнул Филиппова.

Феликс Ростоцкий тоже сыграл в "Семнадцати мгновениях весны". Пусть и не весь.

Как в "Бригаде" проучили Катю Гусеву

- Необязательно, чтобы дублеры артистов были один в один похожи на них, - рассказал "КП" режиссер Юсуп Даниялов. - И далеко не всегда звезды рады тому, что их подменяют кем-то другим. Например, когда мы снимали сериал "Бригада", актриса Катя Гусева в разгар съемок поставила нас в неловкое положение - сообщила, что снимается в другой картине. Мол, нам нужно подстраивать график. Тогда я решил ее проучить и предложил другой актрисе, фигурой похожей на Гусеву, поработать вместо нее. Та согласилась. И мы сняли ее в платье Гусевой, в паре с Безруковым на общих планах. Там, где героиня Кати идет в филармонию, зритель в кадре видит не ее, а "заменителя". Когда Гусева узнала, что вместо нее играет другая, она быстро утрясла свой график, появилась у нас на площадке и попросила большее ее не заменять. И правда - впредь съемки не пропускала.

- А кто заменял в кадре Гусеву?

- Имени этой актрисы не назову, потому что получилась не очень красивая ситуация. И Гусева сильно обиделась. Кстати, играла на скрипке вместо Екатерины профессиональная скрипачка, чьи руки в кадре. Фактически эта музыкантша тоже стала дублером Гусевой, но с ее согласия.

Создатели "Бригады-2" использовали в кадре вместо Сергея Безрукова его двойника. Знаменитый артист категорически отказался от участия в продолжении, но без его героя история не клеилась. Поэтому продюсеры нашли "двойника" Саши Белого - Эльдара Чеченова. Кстати, сам Чеченов говорит теперь, что после сыгранной в "Бригаде-2" роли его карьера пошла в гору: артиста стали чаще приглашать и дублировать, и играть самостоятельные роли.

Нодар Мгалоблишвили в "Формуле любви" играет только в статичных сценах. В движении его подменял оператор Владимир Нахабцев (вверху). Кадр из фильма

Калиостро - это два человека

Однажды дублер спас знаменитую комедию Гайдая "Кавказская пленница". Тогда на съемках у Евгения Моргунова произошел конфликт с режиссером. Ссора закончилась тем, что актер психанул и ушел с площадки. Картина оказалась на грани срыва. Гайдай нашел артиста похожего телосложения, его снимали на общих планах. Когда троица в погоне едет на автомобиле, героя Моргунова специально усадили за руль, поменяв сюжет, чтобы снимать со спины. Имя дублера запретили разглашать.

- Нередко к услугам дублеров прибегают тогда, когда артист заболел, а ждать его выздоровления не позволяют сроки производства, - рассказывает Юсуп Даниялов. - На съемках картины "Формула любви" исполнитель роли Калиостро Нодар Мгалоблишвили через неделю съемок сломал ногу! А он в кадре должен был скакать на лошади. Впереди еще два месяца съемок, а у нас Калиостро на костылях! Выручил оператор Владимир Нахабцев. Лицом он не был похож на исполнителя Калиостро, но фигурой - вполне. И рост у них одинаковый.

Съемки давались тяжело. Возле лошади мы расставляли табуретки. Сломанной ногой на колено становился возле коня актер, его поддерживали, когда ребята выдергивали табуретку, чтобы в кадре было видно пустое место, дескать, он как бы вскочил в седло. Но на лошадь садился уже Владимир и скакал. Там, где герой со спины, сбоку, - все это Нахабцев.

 

В ТЕМУ

Где еще видим подмену?

В фильме "Выкрутасы" режиссера Лео Габриадзе у всех актеров - Миллы Йовович, Ивана Урганта и Константина Хабенского - были дублеры. Дублерша Йовович ходила вместо нее по столу в свадебном платье и пинала блюда с яствами. Дублером Хабенского стал артист Александр Ловянников, заменявший звезду на общих планах.

А в советском новогоднем фильме "Чародеи" на некоторых общих планах (например, во время проезда тройки лошадей) вместо Абдулова снялся актер Проханов ("Усатый нянь").