22 ноября
Загрузить еще

5 лучших фильмов Каннского фестиваля

5 лучших фильмов Каннского фестиваля
Фото: Фото: Кадр из фильма

"Совсем Новый Завет" (Бельгия - Франция) 

Режиссер: Жако ван Дормель.

Наверное, кому-то этот очень веселый и развлекательный фильм напомнит "Амели", но это в высшей степени оригинальное произведение. Неполиткорректная, отвязная, дико смешная комедия, захлебывающееся собственной талантливостью и остроумием фэнтези. Главная героиня - 10-летняя девочка, утверждающая, что является дочерью Бога, который проживает - где бы вы думали? - в Брюсселе. Бог-отец в исполнении комика Бенуа Пульворда - типичный старый козел, находящий удовольствие в бедах, которые он регулярно насылает на людей, и придумывающий законы мелких гадостей типа падающих обязательно джемом вниз бутербродов. Устав от его гадостей, дочка сбегает из чертогов своего отца и рассылает всем жителям Земли эсэмэски с датами их смерти. Таким образом, по мысли ребенка, люди смогут взять свою жизнь в собственные руки, надеясь не на Бога, а исключительно на самих себя. 

Фото: Кадр из фильма 

"Лобстер" (Великобритания - Франция - Греция)

Режиссер: Йоргос Лантимос.

В прекрасном обществе недалекого будущего всякий оставшийся без пары человек будет заключен в эдакий комфортабельный "Дом-2", где в течение 45 дней под присмотром специалистов будет напряженно искать свою любовь. Найдет - будет переведен в специальный блок, где сможет плодиться на благо общества, а не найдет - его превратят в предварительно выбранное им животное. Персонаж Колина Фаррела, для роли разведенного архитектора самоотверженно отрастившего себе брюшко, хочет стать, например, лобстером. Но это ему не удастся. Лучшая на сегодня картина греческого абсурдиста Лантимоса - еще одна убийственная метафора человеческого отчуждения. И очень нестандартная мелодрама о невозможности любви в регламентирующем ее обществе.

Фото: Кадр из фильма 

"Сказка сказок" (Италия - Франция)

Режиссер: Маттео Гарроне.

Снятая на широкую ногу, полностью на английском, с участием больших международных звезд, как во времена расцвета итальянского кино, новый фильм автора "Гоморры" без видимых усилий и швов собирает в единое полотно калейдоскоп старинных неаполитанских сказок. Смотреть на это действо одно удовольствие. Ближайший аналог - "Декамерон", "Кентерберийские рассказы" и "Цветок 1001 ночи" Пьера Паоло Пазолини. Но, сплетая в прекрасный экзотический венок эти сказки, Пазолини в далекие 1970-е бежал таким образом от опостылевшей ему буржуазности - в сладостную экзотическую утопию. Вопрос, зачем один из ключевых итальянских режиссеров современности снял эту великолепную сказку в 2015 году, остается витать в воздухе, и ответ на него до конца не ясен. 

Фото: Кадр из фильма 

"Кэрол" (США)

Режиссер: Тодд Хэйнс.

Что такое любовь, в чем ее вечная драма и почему она всегда будет считаться преступлением в глазах "приличного общества", без крика банальностей и дешевой мелодрамы поведал в картине "Кэрол" замечательный американец Тодд Хэйнс ("Вдали от рая", "Милдред Пирс"). Хэйнс экранизировал неизвестный роман знаменитой детективщицы Патриции Хайсмит ("Талантливый мистер Рипли"), опубликованный ею под псевдонимом. В нем нет криминала, если не считать таковым отношения двух женщин - роскошной, зрелой буржуазной блондинки Кэрол (еще одна исключительная роль Кейт Бланшетт) и до поры до времени незаметной юной работницы универмага Терезы (Руни Мара в первой заслуживающей внимания роли после "Девушки с татуировкой дракона"). Лишенный всякого социального послания фильм Хэйнса - глубокое исследование мучительной материи любви, не разбирающей ни возраста, ни положения в обществе. 

Фото: Кадр из фильма 

"Сын Саула" (Венгрия)

Режиссер: Ласло Немеш (дебют).

Саул - член зондеркоманды в Освенциме, выполняющей за немцев самую рвотную работу, убираясь в газовых камерах, сжигая трупы и т. д. Когда немецкий доктор на его глазах убивает не до конца задушенного газом мальчика, Саул называет его своим сыном и решает похоронить по всем иудейским канонам, а это в концлагере задача невыполнимая. Вокруг него горы анонимных человеческих тел, а Саул все носится с трупом мальчика в отчаянной попытке вернуть смерти достоинство. Камера следует длинным планом за героем, квадрат экрана чаще всего заполняет его затылок, а ужасы вокруг него даны в щадящем расфокусе. И хотя прием реализован мастерски, он не оставляет картине пространства для вдоха и зрительского сопереживания.