22 ноября
Загрузить еще

"Маркиз" - как много в этом звуке...

Фото: Вечный сюжет о принце под лохмотьями нищего позволил маркизу Рудольфу (Жан Маре) погрузиться во чрево Парижа, а простушке Мари (Джилл Хоуорт) таки найти своего принца. Фото: Кадр из фильма

"ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ"

Франция - Италия, 1962 год, в СССР - 1964 год. По роману Эжена Сю. Режиссер: Андре Юнебель. В ролях: Жан Маре, Раймон Пеллегрен, Джилл Хоуорт. 

Маркиз переодевается грузчиком и спускается на городское дно спасать души от панели и сумы. Барон, толкающий души на скользкий путь, клянется его сгубить, разорить и голым в Африку пустить. 

Опрощение аристократии - золотой конек французской бульварной литературы. Маркиза дю Плесси-Бельер, более известная под именем Анжелика, шевалье ла Гардер в обличье Горбуна, граф Монте-Кристо, Скарамуш и прочие родовитые авантюристы, инкогнито растворенные среди рыбных торговок и клейменых каторжников, были детьми первого в истории великого принудительного деклассирования 1789 года - весьма недоброго для господ. Снявши голову знати, французы горько заплакали по волосам: камзолам, полумаскам, каламбурам и адюльтерам, - и все это эхом отозвалось в советской душе, аналогично поступившей с высшими классами полтора века спустя, но не сумевшей воздвигнуть им достойного памятника ввиду регламентированности масскультуры. Место маленьких принцев занял деревянный человечек Буратино - но с тем большим энтузиазмом вакансии благородных домашних призраков заполнились иноземными виконтами, баронами, графьями и князьями.

Хождение бар в народ позволило сочетать изыск обхождения с плебейскими практиками рукопашного боя и амурного съема, а простецкий картуз - с экзальтированными восклицаниями: "Какой же вы мерзавец!" (бедняки к мерзавству привычнее, не удивляются). В то время как напомаженные раздватрисы репетировали польку-бабочку, в мрачных закоулках портовых клоак непорочных блондинок склоняли к плохому, борзых ставили на нож, а Маре без всяких дублеров рубился ногами, как балетный солист и трущобный атаман, - как если бы в хроники дна Достоевского подпустили авантюрной интриги. Гонки на фиакрах, сейфы в подземельях, потайные ходы в книжных полках и утопление в мельничном шлюзе - режиссер Юнебель поставил целью экранизировать всю французскую паралитературу от мушкетеров до Фантомаса и ловко набивал руку.

В СССР в те годы галерею любимых криминальных рафине уже составили Овод, капитан Блад и благородный разбойник Владимир Дубровский - нашлось место и маркизу де Самбрею. А уж когда дублировать его позвали принца из "Золушки" Алексея Консовского, а блондинку Мари - постоянную закадровую Анжелику Розу Макагонову, союз добрых людей дворцов и хижин стал особенно нагляден.

Новости по теме: Кино ретро