21 ноября
Загрузить еще

90-летний Николай Рушковский стал "папой" Литературного театра

90-летний Николай Рушковский стал
Фото: Николай Рушковский — народный артист и не менее народный преподаватель: выпустил более 150 студентов!

Накануне "КП" в Украине" заглянула в святая святых – на третий этаж столичного Дома книги, где юные актеры репетировали спектакль открытия "SOS. Спасите наши души!" по пьесе Константина Симонова "Четвертый" - громко, не жалея нервов и - чуть ли не со слезами на глазах…

"Можно делать ошибки, но не надо продаваться"

Иначе и быть не может, если процессом руководит легендарный украинский актер и театральный педагог Николай Рушковский. 90-летнего ведущего актера Театра русской драмы имени Леси Украинки знают даже в Голливуде, а целые поколения выпускников мэтра в Национальном университете им. Карпенко-Карого с гордостью называют себя "рушковцами".  

- Почему для премьерного спектакля выбрали пьесу советского писателя Константина Симонова "Четвертый"? – с ходу интересуюсь у Рушковского, который вот-вот нырнет с головой в репетиционный процесс. 

- Симонов – сильный автор. Его жизнь не прошла без ошибок, - говорит Николай Николаевич. - Неудачно высказавшись по одному политическому вопросу, связанному с евреями, он наткнулся на стену непонимания от прежних поклонников. При встрече с ним они на другую сторону улицы переходили, несмотря на то, что Симонов был членом ЦК КПСС. Он потом уехал в Ташкент спецкором и жил там год. А когда созрел – поделился с миром своими переживаниями, в течение полутора недели написав пьесу "Четвертый". Все это мне рассказал друг Константина Симонова. Почему мы выбрали это произведение сейчас? Случайность. Случайность, согретая ощущением насущных проблем, – современный театр должен отвечать на вопросы, которые диктует нам жизнь.

- В "Четвертом" речь идет об американском журналисте, перед которым стоит нравственный выбор – рассказать миру о деталях преступного плана американской разведки против СССР или промолчать. Об отражении каких насущных проблем украинского общества идет речь в связи именно с этим произведением?

- К современным проблемам пьеса имеет отношение в контексте человеческой души. Ты существуешь искренне, верно, правдиво. Ты можешь делать ошибки, но не надо продаваться! Люди, которым был дорог герой, отстаивают его человеческую цельность, которую он потерял. В итоге он готов идти на смерть. И это есть его победа. Вот и нам сейчас самое главное надо понять – мы ЧЕЛОВЕКИ! Мы друг без друга не сможем. Нам нужно помогать друг другу. Понять друг друга. Уступить, где надо, и поддержать, когда надо.

- Какой зрительской реакции вы хотели бы добиться? 

- Ранимости душевной! Чтоб попало (бьет себя в грудь. - Авт.) Чтоб задумался зритель. Это не сразу, не сразу… Мой папа очень хорошо говорил, когда его спрашивали, понравился ему спектакль или нет: "Подождем до завтрашнего утра. Если я завтра о нем буду вспоминать – значит, хороший!"

"Костя, они должны довести тебя до точки кипения!" - велит Рушковский главному герою.

"Надо ЖИТЬ на сцене, тогда и ноги будут другие!" 

Когда начинается репетиция, Рушковский садится в конце зала и зорко, словно орел, наблюдает за каждым движением подопечных. От его внимания не ускользнет никакая мелочь. 

"Не хватай ты его за локоть! Достаточно дотронуться, - громко провозглашает мэтр. - А ты, Костя (Константин Темляк, исполнитель главной роли. - Ред.), не мотайся по сцене". 

Когда режиссер в который раз просит главного героя "не уходить в безразличие" и "не быть ленивым в мышцах", тот не выдерживает. С надрывом в голосе, схватившись за голову, кричит в ответ: "Понимаю, о чем вы говорите! Но как это сделать?! Я ищу в себе это, но пока не имею внутри!"  "Представь, что в тебя вставлен стержень, и ты уже от него никуда не денешься! Костя, надо ЖИТЬ на сцене! Тогда и ноги будут другие! -

уже на двадцатой минуте Рушковский не выдерживает и врывается на сцену, чтобы показать, какую нужно давать эмоцию, как выбрать выигрышную позу: - Ребята, развивайте в нем тревогу, неудовлетворенность! Мне нужно сквозное действие. Ловите жилу, за которую тянете. Я понятен? Выполняйте!" 

Насколько мастерски ребята выполняют наставления маэстро, вы сможете посмотреть уже в этот четверг в Доме книги в 18.00. Стоимость билетов на спектакль открытия Литературного театра "SOS. Спасите наши души!" - 50 гривен. 

Маэстро к ответу

Николай Рушковский: Сыграл в театре больше 120 ролей, это и есть главное счастье артиста! 

- Николай Николаевич, вам – 90, и вы взлетели на третий этаж, даже не запыхавшись! Тут есть какой-то особенный секрет?

- Мой секрет долголетия в том, что я всю жизнь делал то, что нужно было. Квартира была сырая – болел. Вывезли на дачу – перестал болеть. Я переболел всеми болезнями в детстве, кроме дифтерии. И очень любил, когда в школе появлялся дифтерит – меня тут же отпускали с занятий. В юности плаванием занимался профессионально.

- И даже стали чемпионом Москвы по плаванию! Но спорту все же предпочли театр…

- Сначала была война. Я был солдатом рядовым, перетаскал на себе невесть сколько снарядов. 18-летним мальчишкой на тяжелых реактивных минометах воевал – это система "Катюша", легендарное оружие. Каждый снаряд весил 94 килограмма 700 грамм. Сами установки тоже сделаны из железа. Наша бригада в течение 3-5 минут пропускала свыше 1000 снарядов, так что не зря немцы называли "Катюшу" "черная смерть"… После войны я учился. Лучшим отдыхом было пойти в поход на байдарках – в Архангельскую область, в заполярный Урал. У меня не было ни бабушек, ни дедушек. В этом отношении я был очень одинокий ребенок. Сейчас тоже одиноко – без друзей и сверстников. Ведь никого уже не осталось… Но – работаю потихоньку! 

- Ваше творчество – целая эпоха в истории Театра русской драмы. Вы работаете там уже 65 лет. Каково это, отдать столько лет одним подмосткам? 

- Это редчайшее явление. Никогда не думал, что я такой постоянный. У меня была возможность остаться во МХАТе, но все же из Москвы переехал в Киев. Большую роль в переезде сыграло то, что сюда уехала работать моя девушка и будущая жена Изабелла Павлова. К тому же во МХАТе я чувствовал себя странно среди таких героев, как Владлен Давыдов, Толя Вербицкий и Леня Топчиев. Первый – дважды лауреат Сталинской премии, второй – сын одного из основателей театра, третий – фат редчайший, которых вообще на свете нет. А еще – Леша Покровский, Володя Трошин… Ну вот куда? 

- Неужели вас так конкуренция пугала?

- Да. Я осознавал: этого я еще обойду, а этого – ни-ког-да. Как-то я спросил у жены: "Не жалеешь, что мы уехали?" Ответ был – "Нет". А потом я попал в благополучный театр с интеллигентной обстановкой и требовательными людьми. Я оказался нужным! Я сыграл в своем театре свыше 120 ролей. А для артиста это и есть главное счастье – на сцену выходить. 

КОМПЕТЕНТНО

Вадим Романенко, директор компании "Союз Издательств"

"Неформат"? Мы готовы предоставить вам нашу сцену!

Мечта создать литературный театр возникла у нас после просмотра спектакля мастерской Николая Рушковского "SOS.Спасите наши души!" Смотрели мы его на учебной сцене в театральном институте имени Карпенко Карого. Из зала я вышел по-настоящему потрясенный, уж слишком много аналогий с сегодняшним днем. Когда мне рассказали, что этой постановке осталось жить недолго (она студенческая и сразу после выпуска актерского курса  будет снята), появилась мечта - перенести спектакль под крышу нашего Дома Книги. Николаю Рушковскому идея тоже понравилась. Мы соорудили сцену и начались репетиции. Есть много профессиональных режиссеров, чьи постановки по формату не подходят для театров, в которых они работают. Все они чрезвычайно заинтересованы в нашей сцене. Приглашаем всех режиссёров и театральные труппы к сотрудничеству! Если наши литературные вкусы и ценности совпадут - мы с удовольствием предоставим нашу замечательную сцену, а зрители уж точно найдутся!

Новости по теме: Театры Шоу-бизнес