22 ноября
Загрузить еще

Джамала: "Американский контракт, который мне предлагали, выглядел, как красивая тюрьма"[ВИДЕО]

Джамала:
Фото: Фото: Олег ТЕРЩЕНКО

Джамала с песней "1944" - 49,22% от числа всех голосовавших, группа Андрея Запорожца SunSay и их композиция Love Manifest - рекордные 53,03%. После выступления SunSay ленты в соцсетях буквально были завалены фразой из их песни "Love, love, love is the only way" ("Любовь - единственный путь") и постами о магическом выступлении. А Джамала даже оставила на страничке Андрея сообщение: "Вы - класс! Поздравляю!". 

21 февраля нас ждет непростой финал. За право представлять Украину в Стокгольме поборются: Джамала, SunSay, The Hardkiss, Pur:Pur, "НеАнгелы" и Brunettes Shoot Blondes. 

Накануне финала в редакции "КП" в Украине" мы поговорили с Джамалой о "Евровидении", ее песне, а также о работе, кризисе, доме и любви.

"Мне приятно, что меня почувствовали и услышали"

- Джамала, каковы были ваши ощущения, когда и жюри, и зрители поставили вам наивысшие баллы? 

- Это было очень трогательно. Приятно, когда судьи так позитивно высказывались в мой адрес. А в случае со зрителями - я растаяла. Для меня как для автора, человека, который раскрыл личную историю, было приятно, что ее почувствовали, восприняли, услышали. 

- Вы уже участвовали в Нац­отборе в 2011 году. Почему решились идти на "Евровидение" снова?

- Я всегда ко всему подхожу ответственно, но в этот раз решение было принято спонтанно. Песня "1944" лежала отдельным островком в моей папочке с работами и как-то не вставала в общую канву альбома "Подих". Мне показалось, что это не случайность и стоит попробовать исполнить ее на этом конкурсе.

- То есть это песня подтолкнула вас на участие в конкурсе?

- Да. Больше мотиваций у меня не было. До этого она пролежала года полтора.  

- Родители как отнеслись к такому решению?

- Порадовались за меня. Хотя мама сказала: "Если у тебя есть лишние нервы - иди". Ведь она знает, как мне было больно тогда, когда не получилось. Вначале она меня даже отговаривала. 

- Вы уже думали над постановкой номера?

- Что касается постановки, то я боюсь этого слова. Здесь она может убить саму песню. Многие говорят, что плакали, и мне даже стыдно. Я не могу радоваться, когда люди плачут. Поэтому хочется, чтобы в конце были слезы радости и надежды, а не безысходности. И это все может сделать постановка - досказать то, что невозможно выразить в двух куплетах за три минуты. 

- Но если вам предложат идею номера, которая вам не понравится?

- Я могу не соглашаться, спорить, если это касается музыки, если чьи-то советы диссонируют со мной как с автором. Но что касается клипов, постановок, я стараюсь прислушиваться к профессионалам. Сейчас столько новых технологий! Я в таких вещах не разбираюсь и не собираюсь в них лезть. 

- Как думаете, поймут ли европейцы смысл вашей песни? Ведь, как уже говорили судьи во время отборочного тура, Европа не хочет заморачиваться. 

- Вспомните сербскую певицу Марию Шерифович, которая спела "Молитву" и победила. Мы не можем с вами гадать - воспримут или нет. И я не могу этого знать. Я не могу даже знать, что решит Украина - захочет она веселую песню или грустную. Это дело вкуса. Европейские народы тоже переживали много трагедий, и я думаю, что найдутся люди, которым эта тема станет действительно близка.

Песня "1944", с которой выступает певица, пролежала на полке полтора года.
Фото: ТЕРЕЩЕНКО Олег

"Я не езжу домой, потому что не хочу испытывать судьбу"

- Чувствовали ли вы поддержку из Крыма? 

- Конечно! Мне писали во всех группах в соцсетях, писали письма мне на почту, моей PR-службе. Комментарии даже не успевала читать. Спасибо!

- Вы давно не были дома? 

- Год и девять месяцев. 

- Это для вас сложно или просто не получается?

- Я не езжу домой, потому что не хочу испытывать судьбу и не хочу никого провоцировать в Крыму. Все-таки мое имя звучит достаточно точно и определенно, и, может быть, кому-то это не понравится. Хотя пока мне никто ничего не запрещал, слава Богу. 

- Кто у вас там остался? 

- Родители, дедушка - ему 87. Родители приезжают. С дедушкой общаемся через папу. Мы пытались научить его общаться хотя бы через Вайбер, но он не воспринимает эти новые штуки. 

- А где вы сейчас чувствуете себя дома?

- У меня есть песня "Шлях додому". Она для меня философская. Когда тебя окружают единомышленники, которые тебе близки и которые тебя любят, это дает нам ощущение дома. Но, самое главное, мне кажется, - почувствовать дом в себе: это когда ты ощущаешь полную гармонию с самим собой, с тем, что ты делаешь, говоришь, где ты живешь. А если не философствовать, для меня дом - Крым и Киев, в котором я живу с 17 лет. Для меня дом там, где мои сестра, папа и мама.

- Вам не предлагали пойти в политику?

- Ни за что! Не предлагали и не хочу. С одной стороны, я организованный человек, всегда пунктуальна, но все, что касается бумажек, - мне с этим сложно. Я не хочу принадлежать какому-то расписанию. Я сама себя пробуждаю, а если мне создают какие-то жесткие рамки, я все-таки буду сопротивляться. Такой я человек. 

- Вы, как никто другой, можете ответить на этот вопрос: изгонять и запрещать - это верный ход сегодня?

- Мне кажется, тут важно найти четкую грань. Мы запрещаем въезд кому-то, нам тоже запрещают. Это как пинг-понг, агрессия порождает агрессию. Надеюсь на наши умы, которые должны в этом разобраться, действительно найти правильное решение. Я бы не хотела, чтобы запрещали, например, Дмитрия Хворостовского, Анну Нетребко, Владимира Спивакова, потому что это классики международного уровня. Более того, они даже не живут в России. Это гениальные исполнители, которых мне довелось слышать вживую, знать их лично. Это наш с вами интеллект, наше образование. Ограждая себя от этого, мы себя ограничиваем. Так что очень сложно ответить однозначно. 

"Во время Майдана не писала и не слышала ничего"

- Есть ли какие-то идеи, концепции для нового альбома?

- Я не конструктор и не концептор. Я не строю свои альбомы как математическое уравнение. Я всегда действую эмоционально. Есть песня, есть посыл, и потом я их объединяю по общему саунду. Сейчас я написала три песни, две из которых считаю полным отстоем, но с одной можно поработать. Да, я самокритичная. Песня определенно должна быть новой. А если я понимаю, что это просто какое-то муссирование, продолжение предыдущей песни, то это не годится.

- Бывают творческие кризисы? 

- Я не знаю, что такое творческий кризис. Наверное, это полная пауза, момент, когда ты не знаешь, что делать, не понимаешь, мыслить в мажор или минор, просто тишина. У меня такое было, когда был Майдан. Тогда я не писала и не слышала ничего. Просто был какой-то ужас, и мне даже стало в какой-то момент страшно. А потом, когда все немножко стихло, все пошло и, собственно, за полтора года был написан альбом "Подих". 

- Несколько лет назад вам предлагали карьеру в Лос-Анджелесе. Почему отказались?

- Да, было такое дело. Меня пригласил Уолтер Афанасьефф, саундпродюсер Мэрайи Керри и Уитни Хьюстон, с которыми он создал не один хит. Это было похоже на сон. Но когда речь пошла о конкретном контракте, то краски сгустились. Потому что контракт запрещал мне практически все: менять цвет волос, худеть-толстеть, все было прописано до мелочей. Это выглядело как красивая тюрьма. Взвесив все, я поняла, что если согласиться на все условия, то из тебя слепят то, что они захотят. Поэтому я решила, что буду строить вокруг себя ту картину, которую хочется мне, пусть гораздо сложнее и медленнее. Самое главное - не врать, не кривить душой, не играть, а быть тем, кто ты есть на самом деле. Публика сразу чувствует, когда ты не являешься тем, за кого себя выдаешь.

О ЛЮБВИ

- Не торопят ли вас родители со свадьбой? И любили вы по-настоящему?

- Конечно, торопят, как и все родители (улыбается). И дедушка начинает шантажировать, мол, я не доживу. Все идет в ход - эмоции, слова… Но я думаю, что у каждого есть свое время: своя дата и свой возраст. Я понимаю, что, наверное, уже пора, и действительно хочется семьи. Думаю, я обязательно найду компромисс, как соединять творчество и личную жизнь. Любила ли я? Послушайте мою музыку. По-моему, любви в моем альбоме в достатке. В каждой песне я откровенно рассказываю о тех или иных историях. Есть совершенно искренняя песня "Подих", в которой я использовала стихи, адресованные мне молодым человеком. Слова, которые он мне написал, и вдохновили меня на написание этой песни. Я любила и люблю. 

О КОНКУРЕНТАХ

- Кого видите своим конкурентом?

- Основной конкурент - я сама для себя. Сложно каждый раз не потерять ничего по дороге, пока ты поешь: и вокал, и эмоции должны совпасть. Мне очень нравятся The Hardkiss, SunSay, ALLOISE. Очень здорово, что собралась такая классная компания. Очень интересные песни, они могут жить и без конкурса. Они - часть украинской музыки, которая есть на 2016 год. И, по-моему, очень красивая музыкальная картинка получается. 

ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

- Песня "Иные". Кажется, она о том, что вы не такая, как все. В хорошем смысле слова. 

- Я думаю, что я такая, как все, только стараюсь смотреть на мир немного иначе. Это песня скорее о людях, которые выделяют свою инаковость, особенность. Жидкий Терминатор как бы ни разбивался, все равно собирался в одно целое. Это очень похоже на творческих людей. Как бы ни говорили им - думай, как все, они разбиваются о стены сомнений и упреков и опять собираются. Лия Ахеджакова для меня - абсолютный жидкий Терминатор в хорошем смысле этого слова. Сколько ее ни пытаются определить, обидеть, она все равно на сто процентов Иная.

Новости по теме: Джамала Евровидение