Алексей Ботвинов считается одним из лучших в мире исполнителей музыки Рахманинова. А еще он - один из пионеров визуализации классики, объединивший фортепианную игру с виджеингом.
У 51-летнего пианиста было много предложений, связанных с переездом за рубеж, но он верен родной Одессе и Украине.
"Украинское музыкальное образование остается брендом"
- Алексей, вы представитель классической фортепианной школы. Зачем вам понадобилось сочетать игру с видеоклипами? Ведь хороший пианист достанет зрителя "до печенок" без всяких ультрасовременных штук.
- Потому что есть проблема с привлечением молодежи в концертные залы с классической музыкой. И не только в нашей стране. В Европе даже есть термин "зал одуванчиков". Очень часто смотришь в зал, а там сидят пожилые люди, сплошь седые - "одуванчики". Молодежь приходит к классике, когда взрослеет, созревает... В данном случае визуальная составляющая помогает - видео ведь близко всем.
- Насколько качество музыкального образования изменилось по сравнению со временами СССР?
- Уровень при Советском Союзе был фантастически высоким. Сейчас он несколько опустился, потому что многие педагоги уехали - преподают в Европе, Америке, Азии. Но все равно это высокий уровень, который, безусловно, выше, чем европейский или американский, не говоря уже об азиатском. Наших музыкантов, певцов, балетных исполнителей очень ценят везде. Украинское музыкальное образование все еще остается брендом.
- И в чем его феномен?
- Одним из стимулов для советских людей вкладывать свое время (да и всю жизнь) в музыку было то, что это давало возможность увидеть мир. Кто мог поехать за границу, кроме политической элиты? Только спортсмены, музыканты и танцоры. В результате сложилась мощнейшая школа, которая была на голову выше всех остальных в мире.
- А почему вы не уезжаете работать за границу?
- В 1994 году я уехал в Германию, жил в Дюссельдорфе полтора года, играл концерты, жил в престижном районе, общался с элитой города. Но через год ностальгия меня замучила. Начались депрессии. Очень скучал по родине, по Одессе…
Я вернулся и выработал такую формулу: живу дома, но много гастролирую. За это время выступал в 44 странах мира. Но мой дом здесь.
Мейнстрим нашей попсы примитивный
- Как вы относитесь к современной поп-музыке? Вам не кажется, что она с каждым годом становится все примитивнее?
- Во всем мире действительно, начиная с 80-х, идет падение уровня поп-музыки. У нас она вообще очень-очень слабенькая, но даже в Англии и США - флагманов мировой поп-музыки - идет падение качества. Объясняется это тем, что музыка стала коммерческим товаром.
В 1970-е это был продукт, который имел в себе какую-то духовную, эмоциональную наполняющую. Потом стало ясно, что на этом можно зарабатывать колоссальнейшие деньги - и вот результат.
Да, у нас есть хорошие коллективы: "Океан Ельзи", "ВВ", The Hardkiss… Вот недавно услышал певицу Onuka - интересно, талантливо. Но поп-мейнстрим наш достаточно примитивный, непрофессиональный. Хочется, чтобы это было более качественно. Потому что, когда Украину на "Евровидении" представляла Верка Сердючка, мои швейцарские друзья были в шоке, они не поняли прикола - и в их глазах это было падение уровня Украины.
Такие вещи, казалось бы, безобидные, тем не менее влияют на восприятие нашей страны, к которой отношение в Европе еще неопределенное. Вот нам вроде симпатизируют, но так, с опаской. И нам нужно доказывать, что мы можем говорить с европейцами на одном языке.
"Cейчас важен культурный экспорт"
- А как это - "говорить с европейцами на одном языке"?
- Сейчас культурный экспорт важен для нашей страны как никогда. В этот переломный момент, когда мы вроде уже решили, что хотим в Европу, а она нас побаивается, очень важно показывать, что мы не отсталая аграрная страна, а страна с европейским потенциалом.
Поэтому культурный продукт, который мы представляем, не должен быть фольклорным в первую очередь. Удивлять фольклором - это ошибочный стереотип. Самобытность - это, конечно, прекрасно, но только с фольклором мы вряд ли сможем соответствовать европейским понятиям.
В данном случае любой симфонический концерт украинских музыкантов будет значительно более правильно воспринят, чем самый лучший наш фольклорный коллектив. Это объективная реальность, которую наша власть пока еще не понимает.
- Ну, наша власть в принципе по поводу культуры не очень понимает…
- Это очень плохо, потому что культурная дипломатия - это колоссальный рычаг для того, чтобы отношение к нашей стране действительно менялось в лучшую сторону. Потому что, когда нам говорят, что нас все любят и хотят в Европе - это совершенно не так! Отношение у людей смешанное, фифти-фифти.
Естественно, для того, чтобы понравиться, нужно что-то делать. А делать нужно, понимая менталитет и культуру Европы.
МНЕНИЕ
О званиях для артистов
- Осенью 2015 года вы получили звание народного артиста Украины. Настолько для вас это важно и как вы относитесь к тому, что звания хотят упразднить?
- Я же не сам себе его назначил, мне дали его, и я очень этому рад.
В любой стране есть система званий. Они просто не называются "народный" или "заслуженный артист". Есть специальные ордена в Англии и Франции, есть система особых премий в Германии и Швейцарии… Традиция отмечать творческого человека существует во всем мире, поэтому отказываться совсем от системы званий "заслуженных-народных" государству не нужно.
Но, возможно, стоит их как-то модернизировать, иначе назвать, чтобы они не вызывали ассоциации с советским наследием. Если наше государство не может пока дать каких-то материальных благ артистам, то хотя бы пусть звания дают.