22 ноября
Загрузить еще

Мел Гибсон показал в Венеции свою первую за десять лет режиссёрскую работу

Мел Гибсон показал в Венеции свою первую за десять лет режиссёрскую работу
Фото: Герой фильма умудрился спасти 75 солдат – не только своих, но и неприятельских. Фото: кадр видео

Фильм о реальном герое Второй мировой Десмонде Доссе не только несёт на себе все черты брутального почерка автора "Страстей Христовых" и "Апокалипто", но и демонстрирует его мятущуюся душу. Актёр и режиссёр, прославившийся не только своими ролями и фильмами, но и необузданным темпераментом и склонностью к насилию, Гибсон выбирает себе в герои человека, от насилия как раз отказавшегося. Причём не в мирной жизни, а во время войны, на передних рубежах фронта! 

Мальчишка из кукурузного штата Вирджиния, Десмонд не смог остаться в стороне после нападения японцев на Перл-Харбор, против воли отца пошел в солдаты, но при этом отказался брать в руки оружие. Пройдя все унижения военного лагеря, он прибыл на театр военных действий на японском острове Окинава вооружённый исключительно силой духа и верой в Бога. Под беспрерывным огнём японцев он умудрился спасти 75 солдат – не только своих, но и неприятельских. И почти невредимым вернуться домой.

Если бы Гибсон не удостоверял этот сюжет финальным документальным интервью с реальным состарившимся Доссом, можно было бы подумать, что все это игра воображения свихнувшегося на религии экс-"безумного Макса". Но нет, Досс слово в слово повторяет звучащую в фильме и, конечно, кажущуюся нелепой выдумкой сценаристов свою просьбу к Богу позволить ему спасти ещё одного раненного. 

Десмонд Досс – не только настоящий супергерой, но и человек, как бы это сказать, опередивший своё время. Легко представить себе Эндрю Гарфилда в роли современного хипстера, отказывающегося есть мясо и брать в руки винтовку. При этом сам Гибсон от мясного совсем не отказывается: если первая половина картины как будто снята Иваном Пырьевым в 1952 году, то вся вторая – это непрекращающийся высокотехнологичный аттракцион упоенной демонстрации насилия и смерти.

Как в "Страстях Христовых" было не очень ясно сочувствует Гибсон своему Иисусу в его страшных мучениях или откровенно упивается ими, так и тут – режиссер не без сладострастия оркеструет целую симфонию мяса: обрубки тел, оторванные головы и конечности, вывалившиеся в разных конфигурациях кишки и т.д. даны в богатейшем ассортименте. Как будто бы всего этого недостаточно, режиссер со смаком продемонстрирует еще и харакири противников. 

Видно, что убить главного героя ему тоже очень хочется, но поскольку это было бы против правды, Гибсон не может отказать себе в удовольствии вставить в фильм сон, в котором японцы закалывают-таки Досса штыками. Но и эти наивные ходы великолепно работают на пафос картины – ведь никакие самые продвинутые и разнузданные спецэффекты не могут передать того ужаса, через который прошел этот уникальный человек, отказавшийся от насилия в самом его эпицентре.

СПРАВКА "КП"

Фильмы Мела Гибсона

Зазубренный хребет (По зову совести) (2016)

Апокалипсис (2006)

Страсти Христовы (2004)

Храброе сердце (1995)

Человек без лица (1993)