22 ноября
Загрузить еще

Коллеги Валерии Заклунной: Она помогала сотрудникам театра во всем – от туфель до квартир

Коллеги Валерии Заклунной: Она помогала сотрудникам театра во всем – от туфель до квартир
Фото: Заклунная в образе бабушки Эухении в спектакле «Деревья умирают стоя». Фото: пресс-служба театра им. Леси Украинки

У надменной Глаши в легендарном телефильме "Место встречи изменить нельзя" лишь несколько реплик. Душевная красавица Валерия Заклунная удивлялась всю жизнь, что эта небольшая роль оказалась самой популярной у зрителей, а ведь были у нее и более значительные - в плакатной, но искренне сыгранной "Сибирячке", в невероятно популярной дилогии "Судьба" и "Любовь земная", в героической картине "В небе ночные ведьмы"… Но хоть Станислав Говорухин и признавался, что заманил Заклунную в "Место встречи" почти обманом, пообещав ей главную женскую роль, зритель, он тоже "сердцем видел", поэтому и запомнил эту сильную женщину. Ведь сама Валерия Гавриловна была и в жизни такой - красивой и сильной. Только с огромным знаком "плюс".

"КП" в Украине" созвонилась с коллегами и близкими друзьями артистки, сердце которой остановилось в субботу в Феофании, на следующий же день после того, как ее родной театр русской драмы им. Леси Украинки отпраздновал 90-летие.

Кирилл Кашликов, народный артист Украины:

"Чтобы не омрачать юбилей театра, ушла из жизни на следующий день…"

- Если в спектакле "Деревья умирают стоя" другие актеры мощно играли, то она была собой, потому что бабушка Эухения несгибаемая – по сути, и есть Валерия Гавриловна. Полукруг бамбуковый на сцене символизирует эту несгибаемость – бамбук невозможно согнуть, только сломать. Это символ спектакля и суть Заклунной, поскольку никакие жизненные обстоятельства не могли ее согнуть, хотя такие попытки неоднократно происходили за время ее работы в театре. Играя с ней на одной сцене, я и сам со временем начал воспринимать ее как свою бабушку! Она была весьма закрытым немногословным человеком, но лишь потому, что было что закрывать – чрезвычайно берегла свой внутренний мир. Но добрые глаза с искринкой выдавали в ней ту маленькую ранимую девочку, которую она тщательно прятала от глаз посторонних. Но не от черствости, а оттого, что близких по духу людей в ее окружении было мало. Самым близким был супруг Александр Николаевич (ушел из жизни в 2014 году). Очень близка была она по духу и с нашим руководителем театра Михаилом Резниковичем, а в последние дни часто созванивалась с Ириной Дукой… В последний раз Валерия Гавриловна выходила на сцену в "Деревьях…", потом она еще сыграла в "В этом милом старом доме" и даже репетировала в начале сезона свой кусочек для юбилейного вечера (на днях Театр им. Леси Украинки отпраздновал 90-летие) с Юрием Мажугой. Она была настолько корректным и деликатным человеком по жизни, что ушла от нас после юбилея театра… Не в день, не за день - чтобы не омрачать праздник. Это настолько тонкая вещь, ее даже словами нельзя передать. Но на следующее утро после юбилейного вечера Михаил Резникович отправился в "Феофанию" к Валерии Гавриловне, чтобы подарить именные часы. В дороге ему позвонил доктор и сказал, что приезжать не надо – криз. Не успели…

Давид Бабаев, народный артист Украины:

"Она не дошла до половины жизни"

- 44 года было прожито и сыграно рядом с Лерой в театре… Как актриса она была абсолютным ребенком – начиная новую роль, забыть обо всем, что  делала "до". А чем больше сыграно ролей, тем сложнее все начинать с ноля, не брать с полки штампы. Вот так и Заклунная становилась беззащитным беспомощным ребенком, и режиссер вел ее за руку по лабиринтам роли, и заканчивалось это всегда большим успехом. Бог дал Лере феноменальную внешность – она одна из самых красивых актрис бывшего СССР. Люди любовались ею как женщиной на экране, на театральной сцене. В ней сочеталась украинская красота и славянская чистота. При всей своей строгости и замкнутости Лера очень много добра сделала для сотрудников, будучи председателем профсоюза театра – хлопотала за квартиры, завозила импортную одежду и обувь… Был период, когда из театра "ушли" Михаила Юрьевича, и определенная группа людей повлияла на ее карьеру таким образом, что Лерочка оказалась "в загоне". Многие актеры даже боялись с ней здороваться - она была не в чести. Была в театре одна известная артистка, которая соревновалась с Заклунной в популярности, хотя Заклунная, в свою очередь, никогда ни с кем не соревновалась – она по определению была популярна и талантлива. Той актрисе Заклунная мешала, и когда представилась возможность - началась дикая травля. Лера очень мужественно все это пережила и никогда ни о ком плохим словом не обмолвилась – настоящая и цельная, с мощным характером. Было несколько людей, которые не отступились от нее в это трудное время и не боялись с ней дружить - горжусь, что я среди них. Вспоминаю работу Лерочки в спектакле "Победительница" по пьесе Арбузова. Как мне кажется,  с этой роли начался переломный период в ее творчестве. Героине Заклунной, которой было 40 лет (столько же было и Лере в начале 80-х!) цитирует Данте: "Земную жизнь дойдя до половины, я очутился в сумрачном лесу". Думая о Лере в эти дни, она не дошла до половины жизни, поскольку как минимум это 80 лет. Очень обидно… А еще очень символично, что она успела, хоть и не вместе с нами, отпраздновать 90-летие театра. Мы о ней говорили со сцены, и она была жива. Но и сейчас, когда ее нет с нами, будем о ней говорить и всегда будем ее вспоминать – гордость нашей страны. Ей как будто бы НАДО было дождаться юбилея театра… Это грустно, трудно и символично.

Ольга Сумская, народная артистка Украины:

"В последние годы часто отказывалась от съемок в кино"

- 14-летней девчонкой я впервые попала в Театр имени Леси Украинки. Это был спектакль "Надеяться" с участием Валерии Заклунной в одной из главных ролей. Высокая, статная, чернобровая красавица, глаз не оторвать! В то время актриса блистала в киноэпопеях советских времен. Кто мог подумать, что через несколько лет я буду сидеть с Валерией Гавриловной в одной гримерной! В общении была прямолинейной, могла в лицо сказать все, что думает, без прикрас... Очень закрытая, могла покритиковать как следует. Часто рассказывала мне о своих любимых розах, которые сама выращивала на даче. Грустно... Ведь такая красивая и талантливая актриса могла больше сниматься в кино, но в последние годы часто отказывалась от предложений... Светлая память.

5 лучших фильмов с Валерией Заклунной

* "Место встречи изменить нельзя" (1979) - любовница "Горбатого"

* "В небе "Ночные ведьмы" (1981) - Евдокия Богуславская

* "Поздняя ягода" (1978) - Павла Брус 

* "Сибирячка" (1972) - Мария Одинцова

* "Любовь земная" (1974) - Екатерина Дерюгина

Новости по теме: Утраты