Каждый выпуск нового украинского телепроекта "Вещдок" (идет на "Интере") - это история расследования какого-нибудь громкого преступления, совершенного в СССР с 1945 по 1985 годы. В те времена криминалисты разоблачали преступников без помощи спецтехники, камер слежения и электронных баз данных. Все только с помощью интуиции и добытых вещественных доказательств.
Как воссоздают историю на ТВ, нам рассказал шеф-редактор "Вещдока" Олег Гершкович.
Рассекреченные архивы
|
- Наши истории основаны на реальных событиях, а эта формулировка предполагает, во-первых, реальную основу, во-вторых, сценарное переосмысление, - рассказывает Олег Гершкович. - Многие преступления послевоенного периода долгое время находились под грифом "Секретно". Только сейчас громкие дела становятся доступны для изучения историками-криминалистами. Хотя архивы находятся в крайне запущенном состоянии, многие дела не учтены. Один из наших авторов, например, обладает частью архива. Как он попал к нему в руки - загадка.
Мы встречаемся с людьми, которые были очевидцами каких-то событий. Но тут важно понимать, что наш проект больше редакторский, чем журналистский. Нам важно понять суть преступления, то, как преступник уходил от ответственности, как следователь поэтапно выходил на его след.
Правда или вымысел?
- Конечно, мы меняем имена, фамилии, иногда смещаем наши истории географически. Но абсолютно точно - больше всего у нас фактологического материала. Нам важно показать тенденцию того времени.
Например, возьмем серию "Юбилейная смерть". В послевоенное время очень часто документы одних людей присваивались другими людьми. В данном случае племянник присвоил документы своего дяди-фронтовика. Они были примерно одного возраста, у них были одинаковые имена, и сделать это было достаточно просто - человеку нужно было "потерять" дядины документы, а потом восстановить их уже со своим фото.
Консультанты: историки и криминалисты
- У нас в команде - доктор исторических наук, профессор Игорь Николаев из Николаева - он очень многое знает именно о нашем периоде - 1945 - 1985 гг. Игорь - человек-энциклопедия, у него хранится неимоверное количество документов.
Анатолий Фесун - следователь по особо важным делам в отставке, известный эксперт-криминалист, с которым мы периодически сотрудничаем. Руслан Скрипник - следователь-криминалист, увлекается нумизматикой.
Почему именно этот период - 1945-1985?
- В это время были особые преступления. В период до 1941 года - это поток преступлений, которые имели очень сильный политический характер, или преступлений, связанных с репрессиями. То есть человеку могли приписать любой грех только потому, что он был неугоден, и криминальные статьи давали по политическим соображениям.
Период с 1945-го по 1985-й нам интересен именно потому, что криминальный фон страны очень разнообразный, как и мотивы преступлений: жажда денег, зависть, любовь, ревность...
Методы: улики + интуиция следователя
- Прошлое интересно само по себе. Сейчас преступления расследуются абсолютно другим способом. Достаточно преступнику иметь в кармане мобильный телефон, и его уже можно вычислить. Практически везде есть камеры слежения. А тогда существовало два основных способа раскрытия преступления: это вещдок и интуиция следователя. Плюс - минимальные экспертизы: отпечатки пальцев, срез ногтей…
Сейчас мы снимаем серию, которая называется "Чертов орех". Это растение, которое растет на водоемах. Так вот, чертов орех в Киеве рос только на Сырецком озере. И вот по этому чертовому ореху, который завалился за подогнутую штанину, следователь и находит виновного в преступлении. То есть роль сыграли вещдок и интуиция.
В каждой нашей истории есть вещдок, который переворачивает всю историю.
Реконструкция событий
- Воссоздать историю преступления тех времен непросто. Найти обстановку, где нет рекламы и пластикового окна, трудно.
Например, в выпуске "Бюстик Сталина" мы рассказывали о семи слониках - символе мещанства и благополучной жизни. Найти этих слоников в комплекте для съемки было крайне сложно. Хотя когда-то они стояли в каждом доме. Мы вообще стараемся не упускать детали.
СЛОВО КОНСУЛЬТАНТУ
Напитком "Байкал" сначала лечили в санаториях
Игорь Николаев, кандидат исторических наук, консультант проекта "Вещдок":
- Самое сложное при подготовке серий - максимальное соблюдение исторической достоверности. В связи с чем, кроме исторических вставок и хроник, особо пристальное внимание уделялось таким деталям, как марка автомобилей, форменные мундиры, широкому спектру цен на товары и услуги в контексте денежных реформ 1947 и 1961 годов.
Ряд исторических деталей стали в некоторой мере неожиданными. Например, известный напиток "Байкал" в первые годы после своего выпуска (начали его производить в 1973 году) в качестве укрепляющего иммунную систему средства приписывался пациентам лечебных санаториев.
Либо же тот факт, что цена фирменных джинсов у перекупщиков (в свободной продаже их было не достать) в 1970-е годы достигала 250 рублей, а это практически две среднемесячные зарплаты того времени…
Несмотря на то что все серии составлены талантливо и интересно, я хочу отдельно выделить "Бюстик Сталина" и "В поисках любви".
В первом случае речь идет о, казалось бы, бытовом убийстве пожилой учительницы, на деле оказавшейся безжалостной и меркантильной составительницей доносов в сталинские времена. Здесь кроме непосредственно криминальной составляющей очень важно показать пагубность системы, стимулирующей доносы, шпиономанию, поиски и разоблачения "врагов народа".
Сценарий "В поисках любви" интересен гаммой событий, начало которым положил неравный брак возрастного директора николаевского судоремонтного завода и молодой парикмахерши. События происходят в 1966 году - во времена подъема николаевского судостроения, выхода сборной СССР в полуфинал чемпионата мира по футболу в Англии, успешной премьеры одного из лучших советских фильмов - "Берегись автомобиля" Эльдара Рязанова. На этом фоне зрители наблюдают "клубок страстей", переросший в семейную трагедию, унесшую сразу несколько жизней.
ВОПРОС РЕБРОМ
В чем отличие от проекта "Следствие вели…" с Леонидом Каневским?
- Мне трудно судить, почему выигрывает "Вещдок" по сравнению с Леонидом Каневским. Может быть, потому, что Каневского давно смотрят.
К тому же мы привлекаем зрителей тем, что наши истории почти киношные. Мы не стали играться в игры, когда ведущий интегрирован в историю, может появиться в том времени, о котором рассказывает. Наш ведущий (актер Артем Позняк. - Авт.) просто поясняет зрителю ход мысли следователя и раскладывает историю по полочкам, - говорит Гершкович.
Второй момент, который сыграл успешную роль, как мне кажется, - мы показываем человеческие взаимоотношения. Я выбираю истории, где есть мотив преступления, где человек понимает, кого в этом преступлении обвинят, и он готов к тому, что пострадает невиновный. А людям всегда интересно смотреть на человеческие взаимоотношения.