Загрузить еще

Александр Стоянов: "Когда нас с Катей Кухар впервые поставили танцевать, она не очень обрадовалась"

Александр Стоянов:
Фото: Именно в балете «Щелкунчик» Александр танцевал свою первую сольную партию, кстати, с Екатериной Кухар. Фото: пресс-служба артистов.

Александр Стоянов второй год подряд проводит благотворительный спектакль "Щелкунчик". 29 сентября на сцене Национальной оперы Украины признанный мастер полетного прыжка будет танцевать, чтобы помочь детям.

Накануне спектакля нам удалось встретиться с Александром за кулисами.

"Танцую минимум 2,5 часа в день"

- Александр, вы так легко делаете все па, прыжки и вращения, сколько времени у вас забирают репетиции?

- Мы оттачиваем свое мастерство всю свою творческую жизнь.

- А можете конкретизировать, сколько в день у вас уходит в среднем времени на репетицию?

- По-разному, все зависит от насыщенности графика. Минимально в день танцуем 2,5 часа. Но если говорить, например, о последней неделе, то сейчас одновременно работаем над несколькими постановками, поэтому в зале в среднем проводим по 8 часов в день.

"Завоевать сердце Кати было непросто"

 - С кем вы танцуете к "Щелкунчике" в этом году?

-  С прекрасной балериной, заслуженной артисткой Украины Юлией Кулик.

- Почему именно "Щелкунчик"?

- Для меня этот спектакль судьбоносный. Именно в балете "Щелкунчик" я танцевал свою первую сольную партию, кстати, с Екатериной Кухар. Признаюсь честно, поначалу Катя не очень обрадовалась, узнав, что будет со мной танцевать в паре. Когда я пришел в Национальную оперу Украины, она была уже примой, у нее был опыт работы с именитыми артистами. Завоевать ее сердце было очень непросто.

Но если не говорить о личных ассоциациях, "Щелкунчик" –  это балетный хит, который одинаково любят и дети, и взрослые за его сказочность и эмоциональный позитивный настрой. Для создания красивой картинки и чарующей атмосферы в спектакле задействовано около 90 артистов. Но ведь есть еще люди, которые работают за кулисами.

От кордебалета – до премьера

- Какое количество артистов балета работает в театре?

- Труппа Национальной оперы Украины насчитывает приблизительно 180 артистов  балета, по сравнению с европейскими театрами, это довольно много.

- А какое количество артистов балета в театре работает в кордебалете, если говорить в процентном соотношении?

- Около 55% артистов работает в кордебалете , 35% - солистами и 5% деми-солистами, еще  5% - примами и премьерами.

- Проходили ли вы путь артиста кордебалета?

- Для того чтоб стать настоящим премьером, понимать взаимодействие всех персонажей в спектакле, необходимо пройти весь путь, и начинают его почти все артисты с кордебалета. Я его тоже прошел – два года танцевал в кордебалете. Правда, уже тогда совмещал с сольными выступлениями. Был даже случай, когда в пятницу я танцевал в кордебалете, исполнял партию мышки в "Щелкунчике", а на следующий день исполнял сольную партию самого Щелкунчика.

- Что легче: танцевать в кордебалете или сольно?

- Балет - это искусство, требующее максимальной самоотдачи. И солистам, и кордебалету приходится тренироваться каждый день с утра до вечера. Я с уважением и восхищением отношусь к труду ребят, работающих в кордебалете, ведь на них держится весь репертуар. Они танцуют каждый день новый спектакль, а репертуар нашего театра очень сложный. Потому что мы предлагаем зрителям разнообразие: сегодня мы танцуем шедевр балетной классики "Лебединое озеро", а завтра более современную постановку "Мастер и Маргарита", послезавтра "Кармен"… И так в течение всего балетного сезона.

Физически этот репертуар выдержать сложно, поскольку в классическом балете задействована одна группа мышц, а в современном – другая, из-за чего можно получить травму.  Не знаю, как у артистов кордебалета укладывается весь порядок этих балетов в голове? Да что там порядок! Они каждый день находят в себе вдохновение выходить на сцену, выкладываться на полную и давать настроение.

В Европе артисты на протяжении месяца могут танцевать один и тот же спектакль, выбор у зрителя небольшой. Наш же театр старается радовать зрителя каждый день новым спектаклем и разнообразием.

Стоянов в костюме Щелкунчика. Фото: пресс-служба артистов.

- Все девочки, когда решают связать свою жизнь с балетом, мечтают стать примами. Почему, на ваш взгляд, одним удаётся, а другие остаются в кордебалете? По каким критериям видно, что артист готов танцевать сольные партии? Что нужно делать чтоб артиста перевели из кордебалета в премьеры?

- Для того чтоб стать солистом, необходимо иметь несколько важных навыков. Это, конечно же, техническая сторона: вращение, техника, прыжки… Также важны внешние физические данные, правильные балетные линии и, конечно, артистизм, харизма. Ведь балет - не спорт. Безусловно, нельзя забывать про везение и  стремление к самосовершенствованию.

- Что самое сложное в вашей профессии?

- Преодолевать самого себя.

КСТАТИ

О благотворительном концерте "Щелкунчик"

- В прошлом году именно в это время, к Международному дню балета, вы вместе с женой, Екатериной Кухар, танцевали благотворительный балет "Щелкунчик". Сколько тогда Вам удалось собрать средств?

- В прошлом году, благода активности зрителям, которые покупали билеты на спектакль, было собрано 90 тысяч гривен. Они пошли на покупку аппарата интенсивной вентиляции легких для реанимации Центра детской токсикологии "ОХМАТДЕТ".

В феврале этот аппарат купили и передали. В этот же день к аппарату подключили ребенка. Если бы аппарат в этот день не доставили, ребенок бы не смог дышать. Таких детей в Украине очень много. Мне говорили, что только за 2017 год через отделение реанимации прошло более 900 детей. Цифра огромная. Поєтому год назад я инициировал эту акцию и пообещал сделать такой благотворительный спектакль ежегодным.

Новости по теме: Балет Екатерина Кухар