В украинском прокате начался показ фильма "Заборонений", который просто не мог остаться незамеченным. После фильмов Милоша Формана "Амадеус", Оливье Даана "Жизнь в розовом цвете", Джуди Теймор "Фрида", Тома Хупера "Король говорит!", Джо Райта "Темные времена" трудно что-то сделать ярче в жанре биографической драмы. И все же была какая-то надежда, что кинокартина о Васыле Стусе может быть интересной. Я смотрел фильм в одном из кинотеатров сети "Мультиплекс" и сразу заметил, что в зале достаточно зрителей. Поэтому был приятно удивлен, что на украинское кино есть спрос. Но фильм вызвал во мне довольно противоречивые рефлексии.
Васыль Стус, как никто другой из шестидесятников, заслуживает качественного фильма, на котором должны воспитываться новые поколения украинцев. Кинолента охватывает довольно значимый период жизни самого стоического поэта-шестидесятника: от 1950-х годов до его смерти в 1985 году. И, как указывается в титрах, этот фильм посвящается украинскому диссидентскому движению.
|
Самые первые мысли, которые появились после просмотра, что в Украине очень долго не снимали кино, вся отрасль потеряла профессиональные навыки и только начинает выходить из летаргического сна. Сценарий, написанный Сергеем Дзюбой и Артемием Кирсановым, оказался лубком на патриотическую тему. Фактически это плакат, в котором нет жизни, а герои плоские и одномерные. В реальной жизни у каждого человека есть что-то положительное, что-то отрицательное, что-то комичное. Это же касается и качественного фильма.
Так, в культовой драме семидесятых годов Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец" глава криминального синдиката Дон Вито Корлеоне весь соткан из противоречий. Этот лидер мафии создал организацию бандитов и убийц, но одновременно есть в нем черты характера, которые импонируют зрителю. Вито Корлеоне похож на Господа, жестокого, но справедливого. Он умеет миловать и наказывать, он бескорыстно помогает другим и не требует ничего, кроме дружбы. В фильме Романа Бровко этого нет. Там есть добрые герои и плохие антигерои. Добрые герои – это Васыль Стус, Валентина Попелюх, Алла Горская, Михайлина Коцюбинская, Левко Лукьяненко, а плохие – полковник КГБ Вера Холод, начальник лагеря Журавлев и его подчиненные, адвокат, советские судьи, нанятые советской репрессивной системой свидетели.
В реальной жизни Васыль Стус имел твердый, взрывной характер. Мой приятель, который был соседом поэта, рассказывал, как в детстве наблюдал за первым днем его пребывания на свободе. Они ехали в набитом пассажирами киевском троллейбусе, водитель останавливался на каждой остановке и ждал, когда в салон набьется еще больше людей. И тогда Стус протиснулся к водителю и сказал все, что думает о нем и о стране, которая позволяет так издеваться над людьми. Его речь была такой резкой и убедительной, что весь салон, затаив дыхание, молчал и испуганно слушал правду о своей жизни. В фильме Васыль Стус, которого сыграл актер Дмитрий Ярошенко, получился сентиментальным и флегматичным, даже без намека на ту ожесточенность и стоическую харизму, которой он обладал в жизни.
Вся жизнь поэта - от знакомства с будущей женой до смерти - в фильме показана как бы вскользь, отдельными штрихами. А о смерти Аллы Горской вообще упоминается только в короткой телефонной фразе. Особенно впечатляет ужасный парик на актрисе Карине Шереверовой, которая играла роль Аллы Горской. По крайней мере при бюджете фильма 38,5 миллиона гривен можно было бы купить или взять напрокат нормальный парик.
Бесспорно, в этом фильме есть и позитив. Актеры похожи на своих прототипов. Особенно это касается кинообразов Васыля Стуса, Аллы Горской, Ивана Дзюбы, Сергея Параджанова. А зрители так были настроены на кино о диссидентском движении в Украине, что после фильма некоторые женщины выходили заплаканные. Но я был разочарован, что тема о Стусе и диссидентском движении смазана посредственным фильмом, в котором так много плакатности и так мало художественности.
СПРАВКА КП
Сюжет
1965 год. Поэт Васыль Стус пытается бороться с бесправным положением украинцев при СССР и бросает вызов тоталитарной системе. Власть стремится сломить поэта: выгоняет с работы, из-за чего он вынужден устроиться кочегаром, отправляет в ссылку, но и там поэт остается непокоренным - до самой последней минуты жизни. А перенести тяготы ему помогали сила духа и любовь верной жены.
Режиссер: Роман Бровко
В ролях: Дмитрий Ярошенко (Стус), Диана Розовлян (Валентина Попелюх, жена Стуса), Роман Ясиновский (Вячеслав Черновол), Карина Шереверова (Алла Горская), Петр Сова (Иван Дзюба), Евгения Гладий (офицер КГБ Вера).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ