С симфоническим и хоровым дирижером Николаем Лысенко, носящим не только имя и фамилию, но даже и отчество своего великого прадеда (Витальевич), мы познакомились в Троицком храме Ионинского монастыря. На клиросе, одетый в черный подрясник, он управляет мужским хором во время всенощного бдения и литургии. Впрочем, признался, что является лишь вторым регентом в монастыре, помогая известному киевскому регенту и хормейстеру дьякону Дмитрию Болгарскому.
Прадед любил церковную музыку и женщин
- Второе место - вот чего никогда не стеснялся и не стыдился в своей жизни, - признался Николай. - Хотя с моей фамилией быть в среднем эшелоне невероятно тяжело. Все ждут, чтобы я «выдал» что-то из ряда вон выходящее - ведь я правнук Лысенко! Памятник моему предку красуется у Национальной оперы Украины, именем его названы одна из центральных столичных улиц, Национальная филармония, средняя школа… Да плюс ко всему я необычайно похож внешне на прадеда и зовусь, как он, Николаем Витальевичем… На меня легла огромная ответственность.
Квартира автора прославленных опер «Тарас Бульба» и «Наталка-Полтавка» - огромная, построена еще во времена купцов и дворян и предназначена для них же. Кругом на стенах портреты Мыколы Лысенко, родовая икона Николая Чудотворца, рояль, горы нот и партитур.
- Николай Витальевич писал не только народную и классическую музыку, - перебирает его ноты Николай Витальевич-младший. - У него множество духовных произведений. При советской власти об этом молчали. А сейчас больше любят поговорить о его влюбленностях, поднимают письма то к одной, то к другой, то к третьей даме… О церковно-песенном наследии не так много размышляют. Между тем Лысенко написал изумительную «Херувимскую песнь», «Молитву за Украину». Прадед был верующим человеком, любил церковные праздники, с вдохновением выстаивал торжественные службы. Недавно его «Молитву» (на украинском языке) начали петь на богослужениях в Киево-Печерской лавре. Это очень почетно для нашего рода и тешит патриотические чувства мирян.
В детстве великий композитор сперва овладел французским
- А вы чаще общаетесь на украинском или русском?
|
- Пятьдесят на пятьдесят. В определенный момент своей жизни мой прадед вошел в круг людей, задавшихся целью возрождения украинской культуры, изучения народного творчества, и поклялся изъясняться исключительно на украинском языке. Но, как известно, во время поездок в Петербург и в Москву, в беседе с Петром Ильичем Чайковским, с которым он был очень дружен, он все-таки говорил по-русски, а не по-украински. А в Европе со своими коллегами общался по-французски, по-английски, по-немецки… Кстати, с младенчества Мыкола Лысенко сперва научился говорить по-французски, а потом уже овладел русским, украинским и прочими языками. В Киеве многие русскоязычны, и я не навязываю им «мову». Меня за это толкают в бок, мол, предаю память своего прадеда. А по-моему, это чушь! Я уже пять лет веду радиопередачу «Православний свiт», демонстрируя знание украинского литературного языка. В «неукраинскости» меня упрекнуть нельзя. Некоторые же уверены, что я предаю память прадеда, когда хожу в каноническую церковь, единую с Московским патриархатом. Но ведь я хожу в ту же церковь, верным последователем которой был Николай Витальевич. Так что память его я, опять же, никак не предаю. Наоборот, всеми силами пытаюсь популяризировать его творчество.
«В нашей школе преподавала жена Щербицкого»
В кухню, где за чашкой чая мы говорили с Николаем, вбежала его дочь. Изящно подала руку гостю в знак приветствия, попросила у папы, на ушко, конфетку.
- Вот думаю, в какую школу определить своих малых! - сказал счастливый папаша.
- А сами-то где учились? На вас пальцем в школе показывали из-за того, что вы Лысенко?
- Я учился в средней школе №57. В школу им. Лысенко меня, дабы не травмировать психику, не отдали. А в 57-й учились ребята с такими громкими фамилиями, что, уж поверьте, в меня пальцем никто не тыкал. Хотя сейчас уже понимаю: мне прощалось много шалостей именно благодаря происхождению. Да и учителя были отличные. Чего стоит только то, что русскую литературу нам преподавала жена Первого секретаря ЦК КПУ Рада Гавриловна Щербицкая! В школе моего папу, Виталия Романовича, хормейстера по специальности, обязали создать школьный хор. В этом и заключалось то, что мы - Лысенки. Хор был чудесный. А личность прадеда в советские времена воспринималась немножко по-другому, спокойнее, чем теперь, когда пошла «национальная волна».
«Дайте мне дирижировать «Тарасом Бульбой»!»
- Вы с детства планировали быть музыкантом, как родители?
- Нет! И мыслей об этом не было! Мои папа и мама, оба преподаватели консерватории, прекрасно знали, сколько интриг, зависти, сложностей в мире искусства.
|
Они помнили и о том, что в нашем казацком роду было много военных. Всерьез планировали мою офицерскую карьеру. Причем в качестве переводчика иностранных языков, военного атташе. Но незадолго до окончания школы я сказал: «Хочу быть музыкантом, дирижером». Отец был просто ошеломлен моим решением. Благо в школьные годы я занимался в студии при консерватории, знал закулисье оперного театра как свои пять пальцев, примерял на себя костюмы из гримерок. Этот мир был мне знаком и близок.
Отучившись один курс в Институте культуры, я перевелся в Киевскую консерваторию, которую окончил с отличием. По специальности - хоровой и симфонический дирижер. Учился у лучших отечественных педагогов в этой области. В их числе были главный дирижер Национальной оперы Владимир Кожухарь и главный хормейстер этой же оперы Лев Венедиктов.
- Ваша мечта осуществилась: сегодня вы - художественный руководитель Государственного академического эстрадно-симфонического оркестра. О чем же ваши мечты теперь?
- Дело всей моей жизни - творчество моего прадеда. Я жду не дождусь стабильности в стране и принятия закона о меценатстве. Благодаря ему фонд нашей семьи сможет более полноценно собирать, записывать и распространять произведения Николая Витальевича. А вдобавок к главной моей мечте есть желание дирижировать «Тарасом Бульбой» в стенах Национальной оперы. На торжествах по случаю очередного юбилея Мыколы Лысенко мне доверяли дирижерский пульт лишь для небольших фрагментов из его произведений, для какой-нибудь увертюры. Но на сегодняшний день я - опытный симфонист, мой оркестр аккомпанирует Дмитрию Хворостовскому, а недавно участвовал в юбилейном концерте Майи Плисецкой и Родиона Щедрина. Думаю, мог бы справиться с работой для серьезной аудитории. Жду, в общем, более высокого к себе доверия.
- Николай, возможно, вам попросту завидуют, ставят палки в колеса?
- Этого, конечно, хватает… Но жаловаться на недругов - последнее дело в жизни. Мне очень помогают мои гены, хранят Господь и Святой Николай.
СПРАВКА «КП»
Николай ЛЫСЕНКО (1842 - 1912), украинский композитор, дирижер, педагог, фольклорист, основоположник национальной музыкальной школы, родился в селе Гриньки Полтавской области. Совершенствовался как музыкант в Петербургской консерватории под руководством Н. А. Римского-Корсакова. Записывал и обрабатывал украинские народные песни, создавал хоровые коллективы, пропагандировал украинский фольклор. В 1904 году открыл в Киеве Музыкально-драматическую школу. Создал около 20 произведений для музыкального театра, заложивших основу украинского оперного искусства, в том числе оперы «Тарас Бульба», «Наталка-Полтавка», «Рождественская ночь», «Утопленница», оперетту «Черноморцы».