22 ноября
Загрузить еще

Ирма Витовская: Часто слышу "Как ты не боишься, такая некрасивая в кино…"

Ирма Витовская: Часто слышу
Фото: Фото: Григорий Константинов

Дебютный фильм режиссера Антонио Лукича "Мої думки тихі" в кинотеатрах идет под лозунгом "Своди маму в кино". Но сводить надо и папу с дядей, и сестру с братом, и друзей с соседями. Короче, всех. Это комедия без шароварного юмора и пошлых шуток, к которым так привык наш зритель.

Главную роль таксистки Галины исполнила актриса Ирма Витовская. По сюжету ленты, она отправилась в путешествие по Западной Украине со своим сыном Вадимом, которому нужно записать звуки животных. Это может быть его последняя работа в Украине, поскольку парень хочет уехать в Канаду. В интервью с Витовской мы поговорили о съемках с животными, эмиграции, политике и воспитании сына.

"На съемках ко мне пристал реальный козел с рожками"

- В фильме ваша героиня работает таксисткой. Вы подсматривали за людьми этой профессии, чтобы понять, как вести себя в кадре? 

- Дело в том, что она не всю жизнь работала таксисткой, это обстоятельства последнего времени. Думаю, что она временами ездила на заработки, как много жителей Западной Украины. Но, наверное, не выдержав, все-таки вернулась. У этой женщины есть амбиции, в свое время она получила неплохое образование. Мне было легко играть, так как героиня из моего поколения. Она росла в 80-х - 90-х годах. То, что мне пришлось как актрисе вспомнить - как управлять механикой. Автомобиль в кадре 1991 года. Я хоть и заканчивала курсы вождения, но это было в 2004 году. Я познакомилась с женщиной, которая работает таксисткой, и мы под Киевом катались на этой машине. И, конечно, я за ней наблюдала. Она похожа на главную героиню.

- У женщин-таксисток есть какие-то отличительные черты?

- Вечером они могут превратиться в прекрасную королеву, надеть платье, каблуки. Но когда женщины таксуют, у них есть что-то такое - унисекс. Какие-то кожанки, что-то удобное, потому что иногда нужно под капот заглянуть. Думаю, в основном многие курят, мужская компания как-никак.

- В фильме звучит фраза "В Україні тварини звучать тривожно". Как вы ее понимаете?

- Я думаю, что это метафора о нашей постоянной нестабильности. Животные живут на уровне инстинктов, рефлексов. У них нет "завтра", но у них есть предчувствие. То, что у человека называется интуицией. Животные чувствуют наступление катастрофы, тогда как человек может этот момент проспать. Это показывает исторический путь. Временами все фатальные для нации трагедии происходили тогда, когда мы не придавали им должного значения, прятались за иллюзиями и думали, что все пройдет. Это же инфантильность. И мы до сих пор прячемся, надеемся, что как-то разрулится без нашего личного вмешательства. Животные, кстати, не служат антисоздателю. Они не убивают ради удовольствия. Мне кажется, что звоночком должно стать для родителей, когда ребенок начинает отрывать крылья мухе. Я тоже так делала, но мне сразу сказали, что теперь она никогда не взлетит, она умрет. И чем раньше произойдет процесс этого страха, переживания, покаяния, тем лучше.

Поэтому я очень рада, что Антонио чувствует так же, и животные у нас являются одним из главных героев. Они четко чувствуют свою территорию и землю, они не мигрируют туда, где канадские животные, они живут тут, они возвращаются.

- Как вам снималось с животными? Были какие-то курьезные моменты? 

- Было страшновато с бизонами. Они большие, но такие добрые, давали себя гладить (улыбается). В фильм не вошла одна из сцен, где я снимаю сына на планшет между рядами с животными. В этот момент ко мне пристал один козел, реальный козел с рожками (смеется), он хватал меня за сумку, наверное, учуял, что там были конфеты. Он все нюхал, ходил за мной хвостиком, а за козлом ходило все его стадо. Было очень смешно. 

Для роли таксистке Витовской пришлось вспомнить, как водить машину с автоматической коробкой передач. Фото: кадр из фильма 

"Многие люди не хотят признавать, что живут неправильно"

- В картине затрагивается тема иммиграции. Как вы думаете, то, что сегодня многие уезжают из Украины, - это слабость или смелость? 

- Сейчас я не вижу ничего критического в добровольной трудовой миграции. Человек ищет там, где ему будет лучше. Для меня важно, чтобы украинцы, которые выбирают другую страну навсегда, не потеряли связь со своей нацией. Чтобы рассказывали детям, откуда они, ведь на каком-то этапе они захотят приехать на Родину.

- У вас был переломный момент, когда думали остаться в стране или все-таки уехать?

- У меня была возможность уехать после школы. Мои родственники живут в Америке, это моей бабушки двоюродный брат, у них не было детей. Предлагали взять меня жить к себе просто так, чтобы я там получила образование. Я не захотела. Возможно, в 2000-х в период краха иллюзий относительно своей профессии начала жалеть. Но сейчас считаю, что складывается так, как складывается. Да и не думаю об этом, потому что просто не хочу. 

Своего сына я держать здесь не буду, честно. Но расскажу всё, что знаю об этой стране, и дам ему привязку. В то же время я понимаю, что через 10 лет этот вопрос не будет стоять так остро. Читала у политолога Игоря Лосева, что со временем страны будут переходить постепенно в какие-то цепные сети, возможно, анклавы, где не обязательно сохранение каких-то союзов рядом.

- Ваша героиня говорит сыну фразу: "Коли ти почнеш жити нормальним життям? Але я можу тобі показати лише ненормальне життя. Ти подивися на нього - і зроби навпаки". Как думаете, такой прием в жизни работает? Потому что зачастую дети как раз подражают родителям, даже иногда сами того не замечая. 

- Мне кажется, любая мама должна сказать ребенку такие слова, если она не самовлюбленная идиотка. И на это нужна смелость. У нас же очень многие не хотят признавать, что живут неправильно. Всегда защищают себя, ищут крайних. Но, извините, мы все учились в бесплатной школе, у всех были равные возможности. Почему не все ими воспользовались?

- Андрей Лидаговский, который играет сына главной героини, - не профессиональный актер. Как вам с ним работалось? Приходилось чему-то обучать?

- Я его ничему не учила, иначе можно было бы все потерять. Андрей имеет очень специфическую, природную органику своего персонажа, ему как бы нужно было быть просто собой. Он сам такой, но все-таки играет не себя. Это как батарейка – плюс и минус, именно это работает в нашей паре. Мама манипулирует, он подавлен. Но потом они меняются. Вадим постепенно становится мужчиной. Над ним уже нет мамы, он самостоятельный, он совершил поступок - поехал сам.

Партнером Витовской в картине "Мої думки тихі" стал непрофессиональный актер Андрей Лидаговский. Фото: кадр из фильма

"Не толкайте меня в политику"

- В интервью "Украинской правде" вы сказали, что смотрите российский Comedy Club и видите большой прогресс за 15 лет. Шутки стали ярче. Почему наш юмор не может выбраться из рамок шароварщины? Кто в этом виноват?

- Те, кто его сочиняет. "Чим баняк накипів, тим і смердить". Собственно, что вы читаете, что смотрите - о том и пишите. Действительно, существуют примитивные персонажи, о которых шутят наши юмористы. Но если вы видите только их, это беда. Вы вроде высмеиваете их, но в результате культивируете такие образы. Я понимаю, что россиянам легче, они не были колонией. А откуда у нас взяться юмору, если украинская литература была второсортной в школах у большинства тех, кто сейчас пишет?

Я депутата одного спросила недавно: "Вы читаете украинскую классику?". А он отвечает: "Конечно, Шевченко, Франко". "Суповой набор" я это называю (улыбается). Как для артистки – "Джульетта" и "Афелия". Потом спрашиваю: "А современную литературу, Жадана?" На что мне ответили: "Нет, я только украинскую читаю" (смеется). 

Или это такая целенаправленная задача, чтобы мы все чувствовали себя "тарапуньками", у которых усы накладные, по ним стекает все, они пукают периодически, сопли лезут и говорят примитивно, живут в клуне, не моются, предатели, хитрые. Такое есть, но не только у нас, а в каждой нации.

- А что думаете о политическом юморе?

- Мне уже эти персоны политические прошлого надоели за 15 лет, только про них и говорим. И периодически, когда смотришь архивы, видно, что эти же политики были на этих концертах, а потом обижаются, что становятся объектом внимания. Ну, друзья мои, вы политическая элита, которая ходит на развлекательный контент. Может, вы бы ездили на Каннский кинофестиваль, смотрели какие-то фильмы, живопись? Если они ходят на такие концерты, то туда будут ездить и их друзья, знакомые, секретари. "Квартальцев", кстати, я знаю, очень позитивные, нормальные ребята. Они исполнители. Тем, кто сочиняет юмор, нужно рассказывать, что Украина за последние годы очень изменилась.

- Вы открыто поддерживали Порошенко. Приход к власти Зеленского и Бородянского не отобразился на вашей карьере? 

- Нет. Пока что нет (улыбается). Не думаю, что как-то отразится. Давайте честно, у меня нет никакой агрессии к Зеленскому. Просто я не видела его общественной деятельности, на Оранжевой революции не видела, на Майдане не видела, хотя, возможно, он и поддерживал. Я не знаю. То, что он подался в президенты, для меня стало неожиданностью. До последнего думала, что это пиар-кампания нового сезона "Слуги народа". Я ожидала бой других политических гигантов. В принципе, у меня есть определенные претензии и обиды из-за шуток "95 квартала". Многие из них унижали нацию, к которой я принадлежу. У меня, например, были непристойные работы, не очень удачные, провальные. Но если бы я решилась пойти на какую-то государственную должность, то попросила бы за них прощение. А когда делается вид, что этого как бы не было, то остается осадок.

- Ощущали негатив из-за своих политических высказываний?

- Так он до сих пор есть. Я честна перед собой. Знаю, чем мотивировалась. Но я хотела бы понимать мотивацию людей, которые даже не могут ответить, почему они поддерживают того или другого кандидата. Даже если они выбирали того же кандидата, что и я. Я очень боюсь несознательного избирателя. Они же программу даже не читали ни одного, ни другого. Вот это страшно. Посмотрите на видео, где журналисты расспрашивают людей на улицах. Это ж катастрофа просто, они связать два слова не могут. Но они выбирают. Или пенсионеры наши. В стране, где было бесплатное образование, откуда столько пожилых людей, которые не могут двух слов связать?

"Пошли, там торт дают за кандидата" - "Так ты ж не будешь за него голосовать" - "Голосовать не буду, но торт возьму". Где честь? Вот как можно быть без принципов!? И не нужно мне рассказывать, что нет денег. Принцип и честь есть всегда. Что-то я опять моральствую (улыбается). 

Я не тот лидер, не думайте даже меня толкать. Я буду рядом, но никогда сама не пойду ни в президенты, ни в депутаты. Я честная, хочу служить в украинском театре и кино, хочу совершенствоваться в этом.

- Вас "толкают" в политику?

- Пишут в комментариях. Но я не умею писать законы. Не знаю ни юридической составляющей, ни экономической, какие законы я могу написать? Даже про культуру, про институт театра закон не выпишу без специалиста. И вообще, мне кажется, что творец должен быть в оппозиции. Даже если бы победил Петр Алексеевич, я бы стала в жесткую оппозицию. Всегда так было. В 2005 году к Виктору Андреевичу мы стали в оппозицию из-за тех вещей, которые не начали исполняться. Даже если завтра мы выберем самого лучшего кандидата, придет прекрасная команда, все 300 спартанцев, все молодцы, мы изменим страну, заживем как в раю – творец все-равно должен быть в оппозиции. Что происходит после большого подъема? Успокоение. И превращается все в болото. Так вот этого успокоения нельзя допустить. Потому я не пойду, я потом назад в творчество не вернусь. Как я могу приложиться к чему-то, а потом перейти на другую сторону и говорить "ай-я-яй". Я лучше буду сидеть на одном месте и говорить "ай-я-яй" (смеется).

"Не хочу, чтобы мой сын был актером"

- Многие мамы слишком опекают сыновей, из-за чего им потом трудно быть самостоятельными. Как вы воспитываете Ореста?

- Сейчас он еще маленький, ему только 8 лет, поэтому часто ложится ко мне в постель, и мы долго лежим. Я жду переходной период, когда начинается становление личности. Все это идет бок о бок с максимализмом и непринятием. Сейчас я еще наслаждаюсь тем временем, когда сын требует моего внимания. Ему интересно со мной, весело, ведь у хороших актеров отличное чувство юмора (смеется). Орест очень любит, когда я что-то комментирую одной фразой. Моя покойная бабушка Иванка юмор просто "кидала". Она была очень сдержанной, но у нее как ни фраза, то перл. И я это тоже часто использую.

- Так, может, вам в стендап пойти?

- Стендап - нет (смеется). Я подумываю над тем, чтобы организовать выступление, на котором буду обсуждать какие-то истории, живой монолог перед зрителем. Но мне нужно сценарий, все-равно должна быть кульминация, зритель должен получить свой катарсисный момент и выйти из этого. Однако если говорить, только о важном. Меня волнует социальная история, я политически окрашена. Меня действительно многие вещи задевают. Хочется, чтобы быстрее все изменилось.

- Чем сын увлекается?

- Орест выиграл серебряную медаль по плаванию в этом году, занимается шахматами. Он пластун, мы очень рады. Я считаю, что это лучшая для меня скаутская организация, которая сегодня есть в Украине. Любит всякие игры, ходит на взрослые фильмы, меня просит пойти на многие представления. Я не ограничиваю его. Мы грешим и просимся, когда в фильме есть ограничение 16+, например, "Додому" или "Иловайск". Я говорю, что он готов смотреть такое кино.

- Многие артисты не хотят, чтобы дети шли по их стопам. Вы из их числа?

- Я тоже не хочу. Потому что знаю обратную сторону этой профессии. Их много, а особенно для мужчины-актера, не режиссера или оператора. Актер - это очень зависимая профессия. Для мужчины тяжело слушать режиссера, когда он не согласен с ним. А есть много таких, с которыми ты работать не хочешь. Это цепляет мужское достоинство. Женщина мягче, она может обойти, посмеяться со стороны. У мужчин нервная система иначе устроена, они быстро обижаются.

Ирма не хочет, чтобы сын становился актером. Фото: Фейсбук

"Муж удивляет путешествиями"

- Скоро День влюбленных. Вы с мужем отмечаете такие праздники? 

- Если не забываем, то да.

- Вас сложно удивить? Как мужу это удается?

- Он любит удивлять, особенно путешествиями. На день рождения свой я не знаю, куда лечу. В позапрошлом году меня таможенник спросил: "Вы были в этой стране раньше?", а я говорю "в какой?" (смеется). Это приятно. В прошлом году мы праздновали мой день рождения в Эльсиноре, в замке Гамлета, в Дании. Тогда исполнилось 20 лет театральной деятельности. Я начала свой путь как актриса со спектакля "Русалка" Андерсена, а последняя работа была Гертруда в "Гамлете". И, конечно, от Русалочки до Гертруды путь вел к Дании. 

Мы приехали в Эльсинор 30 декабря, взяли бутылку сухого вина, какие-то наггетсы купили. Они нам разрешили в трапезной королевской немного посидеть, дали 2 бокала. Мы пообещали, что ничего не будем трогать, просто вина выпьем. Это было символически, но так приятно. Я такой романтик, наверное, никогда не повзрослею (улыбается). А может, это и для профессии моей нужно.

- А как вы удивляете мужа?

- Иногда я могу приготовить что-то интересное. Ну и, наверное, я его удивляю своими работами. Он тоже не ожидает увидеть какую-то новую Ирму. "Брама" для него была открытием. "Сталкера" он видел, но не знал, что спектакль и фильм - это совсем разные вещи. Поэтому, когда посмотрел на экране, у него был шок, что я такое смогла сделать. Очень гордился мной. Часто слышу "Как ты не боишься, такая некрасивая в кино, такая старая", но это моя работа, я ж не в модельном бизнесе. Будет роль, где нужно быть дивой, - буду дивой. 

Недавно посмотрела фильм "Джуди" с одной из моих любимых актрис Рене Зеллвегер. Для роли Бриджит Джонс она набрала вес, а сейчас весит 43 кг, анорексичка. Вышла и сыграла драматическую роль. Прекрасная работа, не знаю, почему наши кинотеатры не взяли в прокат, она на "Оскар" выдвинута за лучшую женскую роль и получила за нее уже "Золотой глобус". Почему у нас не берут фильмы, которые составляют какую-то творческую, художественную историю?

За бизнесмена Виталия Ванцу актриса вышла замуж в 2016 году. Фото: Фейсбук

КСТАТИ

О роли, которую хочет сыграть

- Актерство - это перевоплощение. Если актриса хочет быть только красивой и боится быть брутальной, смешной, страшной, для меня она не актриса. Это кайф влезть в другую сущность. Я хочу мужчину сыграть. А играть красавиц… Я в жизни красавица (смеется). У меня были в сериалах красотки, премию "Телетриумф" получила даже. В "Листе ожидания" была шикарная женщина, владелица салона, такая холеная. У меня Леся была прикольная, веселая. В то время я даже была секс-символом для многих мужчин.

От каких проектов отказывается

- Я переживаю, как мы будем строить наше кино, будут ли у нас не только фильмы-аттракционы. Я отказываюсь от многих проектов. Не потому, что я не уважаю этот контент, просто не могу в нем ничего сказать уже. Я уже это прошла. Идти и насиловать свой организм не могу. А сериалы… Хочу сняться в чем-то вроде "Первых ласточек" или "Нюхача". Вот такого уровня. Ну не могу уже "Мама любит Васю", "Вася любит Катю", одно и то же. Вот эти медленные паузы, диалоги… Кто это пишет вообще? Наберите нормальную команду, которая думает, пишет, иначе видит. Не экономьте, сделайте классный продукт!

Витовская любит перевоплощения. В фильме "Брама" она сыграла 86-летнюю бабу Присю. Фото: скриншот

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ирма Витовская: Украинский зритель растлен плохим юмором и дешевым масскультом

В июле 2019-го мы пообщались с актрисой на Одесском кинофестивале, где она представляла фильм "Мої думки тихі" и получила за него награду, как лучшая актриса.