22 ноября
Загрузить еще

"Звездный" ответ на кризис: как артисты думают выходить из карантина

Фото: Фото: Фейсбук Кухар

Практически во всех интервью артисты, которые лишились работы в период карантина, говорили: поддержка культурной сферы необходима. И речь не только о первых лицах - танцорах, певцах, актерах, речь и о монтажерах, осветителях, режиссерах – о целом штате людей, которым попросту негде работать.

Вечером 12 мая по стране даже прошла акция "Стоп культурный карантин",когда сотни прожекторов освещали небо. Неожиданно она вызвала споры,  когда телеведущий Егор Гордеев заявил, что не понял, "кому и ради чего протестно светит в глаз в эти минуты отечественный шоу-бизнес". Его пост в ФБ вызвал возмущения со стороны коллег, пожелавших Гордееву "подольше не знать, что такое безработица". Со своей стороны организатор акции Евгения Стрижевская в беседе с "КП" в Украине" объясняла: "Речь идет не о селебрити. И речь не только о музыке и шоу-бизнесе. Креативная индустрия - тысячи компаний и профессий: от дизайнера мод до ивент-агентств и концертных площадок, до прокатчиков оборудования, менеджеров, бухгалтеров, пиарщиков, работников театров и кинотеатров. Все те, кому, как и многим во время пандемии, сказали "стоп".

13 мая Верховная Рада пошла навстречу украинской культуре и поддержала в первом чтении законопроект о господдержке культуры, креативных индустрий и туризма. В частности, в документе предлагается снизить плату за аренду имущества в указанных сферах, поддержать кинематограф.

Мы поговорили с артистами из разных сфер и поинтересовались, каким они видят план выхода культуры из карантина.

Тарас Тополя говорит, что защита интеллектуальной собственности могла бы для многих стать подушкой безопасности. Фото: Фейсбук

Тарас Тополя, солист группы "Антитела": Нужно пытаться выйти на докарантинный режим работы к августу-сентябрю 2020-го  

- "Антитела" состоят в двух важных для культурной сферы организациях: Всеукраинской ассоциации музыкальных событий (ВАМП) и в УААСП (которое собирает авторское вознаграждение и распределяет между авторами). Через них мы подавали свои предложения и пожелания комитетам и депутатам, когда они работали над законопроектом №3377 о господдержке культуры. Он уже принят в первом чтении, и большинство из этих пожеланий учтены. Этот законопроект важен для индустрии тем, чтобы все не обвалилось до того уровня, с которого уже будет невозможно подняться.

По словам музыканта, властям, во-первых, надо говорить с индустрией̆, чтобы она могла что-то планировать, строить тактику и стратегию. А во-вторых, давать разрешения на проведение не только небольших мероприятий, но и постепенно увеличивать разрешенное количество людей, чтобы попытаться выйти на докарантинный режим работы к августу-сентябрю 2020-го.

- Также в случае снижения количества заболевших можно обсудить вариант снятия запрета на проведение событий на открытом пространстве уже в июле, - продолжает Тополя. - Ведь тут риски заразиться не так велики, как в закрытых помещениях. Что касается льгот и налогов, есть идеи в кулуарах ВР относительно отмены уплаты единого социального взноса (ЕСВ), а также - снижение налоговой ставки до 7 или даже до 3% в зависимости от вида деятельности. Правительство идет навстречу и вроде бы поддерживает такую инициативу.

Лидер "Антител" считает, что прямые денежные вливания в сферу шоу-бизнеса - это тоже важный вопрос.

- Есть острая необходимость поддержать тех, кто остался без средств к существованию. Но прямые субвенции без надлежащего контроля открывают поле для злоупотреблений. И если бы в нашей̆ стране была защищена интеллектуальная собственность, работал механизм и была аккредитована организация коллективного управления, которая могла бы собирать официально авторское вознаграждение для авторов,  в период карантина это было бы хорошей̆ "подушкой" для всех тех авторов и создателей контента, которые потеряли прямой доход работы на сцене, в кадре. "Антитела" никогда не просили денег у государства, и сейчас не просим.

Но мы бы очень хотели, чтобы государство, исходя из принципа "здоровье человека превыше всего", также учитывало интересы культурной сферы. И при условии мер безопасности все-таки разрешило организаторам проводить массовые мероприятия: концерты, спектакли, фестивали…

Анжелика Рудницкая считает, что артисты сами должны разработать план выхода из карантина. Фото: Укринформ. 

Анжелика Рудницкая, президент "Территории А": Представители индустрии развлечений должны сами придумать, как выйти из кризиса

Певица, президент арт-агентства "Территория А" считает, что артисты сами должны готовиться к переменам в культурной сфере.

- То, что артисты хоть как-то объединились и напомнили власти о себе, это классно. И представители индустрии должны сами придумать, что им нужно для выхода из кризиса, как нужно развиваться и как стратегически выстроить возвращение к нормальному существованию в новых условиях, - говорит в беседе с нами Анжелика. - Они все равно уже не будут такими, как были раньше! Я не могу дать крутых советов, я так же, как и все, думаю над этими условиями. Уверена, нас ждут перемены, которые сложно предусмотреть. Все эти традиционные формы не исчезнут, а будут дополняться. Нам нужно думать о том, как в этих условиях жить и продвигать свой культурный продукт.

При этом Рудницкая считает, что пока не стоит устраивать концерты с большим количеством зрителей.

- Что касается выхода из карантина, то любое скопление людей – это опасность заражения. Можно делать скрининг, можно заставить всех надеть маски и перчатки, но когда люди находятся в перевозбужденном состоянии, то они майки и трусы на сцену выбрасывают, - рассказывает певица. – Не раз такое видела. В то, что зрители останутся в масках и будут держать дистанцию, я не верю. И если я, условно говоря, провожу концерт "Территории А", приглашаю несколько тысяч людей и подвергаю их опасности, то это уже моя личная ответственность. А я не хочу за такое отвечать. Так что сначала нужно смотреть на статистику заражения. Возможно, начинать возобновлять работу маленьких залов и клубов.

По словам Алены Гребенюк, артисты должны получать дотации. Фото: Инстаграм 

Алена Гребенюк, оперная певица: Творческая сфера должна быть дотационной

Алена Гребенюк считает, что для начала нужно возобновить работу транспорта.

- Людям же нужно как-то добраться на работу, правда? – говорит оперная певица, солистка Киевского театра оперы и балета. - Сейчас директор нашего театра будет стараться сделать спецпропуска, чтобы работники могли доехать на работу. Но если театры будут закрыты до августа, будет ли в этом необходимость?

По мнению Гребенюк, представителям творческой сферы должны полагаться дотации:

- Творческая сфера должна быть дотационной. Все крупные театры, в том числе и Ла Скала, существуют за счет меценатов.

Мария Бурмака хочет от власти услышать конкретный план дальнейшего развития событий. Фото: Фейсбук

Мария Бурмака, народная артистка Украины: Творческие люди сидят без работы из-за отсутствия плана

Певица, народная артистка Украины считает, что все беды – из-за отсутствия общего, хотя бы примерного, плана.

- У меня есть концерты, запланированные на июль и август. Но я не знаю, состоится ли мероприятие или я должна вернуть предоплату. Был объявлен план постепенного выхода из карантина, но все, что касается творческой сферы, ничего не известно. Можно ли, например, планировать выступления с небольшим количеством людей на открытых площадках?

Валерий Харчишин верит в то, что возможность выступать появится уже в июле. Фото: пресс-служба

Валерий Харчишин, лидер группы "Друга ріка": Нужно добиться возможности получать роялти за использование произведений

- Думаю, разрабатывая план выхода из карантина для культурной отрасли, власти, скорее всего, будут ориентироваться на те действия, которые предложит Европа, - рассказывает в беседе с "КП" в Украине" фронтмен группы "Друга ріка"Валерий Харчишин. - Во всяком случае, именно это показывают их предыдущие шаги. Не думаю, что до конца года возможно полноценно запустить индустрию массовых мероприятий в Украине. Но верю, что уже осенью или к середине - концу лета нам разрешат небольшие камерные события и откроют кинотеатры. Возможно, удастся отстоять небольшие выступления open air уже в июле.

Харчишин говорит, что артисты во время карантина могли бы зарабатывать тем, чтобы получать роялти за использование своих произведений. Но пока они лишены такой возможности.

- Моя парафия - авторские права. Как генеральный директор общественного Агентства по авторским и смежным правам (организация, которая занимается авторскими правами музыкантов. – Авт.), прошу одного - дайте нам возможность нормально проводить деятельность, не отбирайте у нас права претендовать на свое. К сожалению, в Украине сейчас даже топовые авторы получают за публичное использование своего авторского контента в десятки раз меньше, чем нишевые авторы-исполнители в "цивилизованном мире".  Но даже эти деньги мы не можем получить в полном объеме, так как наша работа полностью заблокирована.

По словам Харчишина, сейчас, когда нет ни концертов, ни фестивалей, ни рекламных контрактов, украинские авторы и исполнители, по сути, лишены своей единственной возможности зарабатывать - получать роялти за использование своих произведений.

- Давайте начнем с того, что вернем им это право. Для справки: мы не пытаемся получить эти деньги у государства. Не просим отмены налогов, ЕСВ и других льгот. Точно так же нам не нужно и введение дополнительных налогов. Вопрос касается исключительно коммерческого использования авторской музыки в медиа, публичных местах торговли, услуг и развлечений, - продолжает музыкант. - Наши отношения с пользователями авторского контента никоим образом прямо не касаются рядовых слушателей. Более того, мы благодарны им за то, что они, покупая билеты, ходили на наши концерты, смотрели клипы и слушали нас онлайн. Мы обязательно скоро увидимся!

Артем Пивоваров уверен, что после карантина будет расширять географию своих выступлений. Фото: Инстаграм

Артем Пивоваров, артист, саунд-продюсер: Роялти или реклама не многих спасут 

- Для меня, как для артиста, безусловно, важна энергетика, которую мы вкладываем при создании нашей музыки. На концертах мы стараемся передавать эту энергию, выкладываться на все сто, - рассказывает в беседе с "КП" в Украине" Артем Пивоваров. - Конечно, во время онлайн-выступлений, которые проводят большинство моих коллег, мы не можем ощутить весь спектр эмоций и получить такой фидбэк, как на обычных концертах. Точно так же и слушатели не улавливают весь посыл и нашу отдачу. Но их поддержка для меня бесценна, особенно сейчас. За это время у нас увеличилось количество скачиваний, а на каждый новый эфир к нам приходят все больше и больше людей. К примеру, на последнем было около 700 тысяч человек. Очень приятно читать отзывы людей из стран СНГ, Европы, которые нас очень ждут. После такого можем с уверенностью расширять географию тура.

Но, как признается Артем, все, о чем он рассказывает выше, сказано о том классе артистов, которые могут получать деньги от монетизации, рекламы и роялти. И это вернуть к жизни всю индустрию не поможет.

- Мы совсем забываем о людях, благодаря которым мы, артисты, имеем возможность выходить сейчас и в будущем на мировой уровень. За спиной большого артиста стоит большая команда в лице невероятно талантливых людей.

Екатерина Кухар считает, что освободить артистов от налогов было бы весьма кстати. Фото: Инстаграм 

Екатерина Кухар, прима-балерина Национальной оперы: В Министерстве культуры должен появиться профессионал с новой компетентной командой

- Если говорить о "культурном карантине", а не о шоу-бизнесе, то, мне кажется, он для Украины начался намного раньше, чем появился вирус Covid-19. Государство давно не развивает и не вкладывает средств ни в оперу, ни в балетное искусство, ни в драматические театры, а сейчас так и подавно про эту сферу забыли, - говорит в разговоре с "КП" в Украине" Екатерина Кухар. - Недаром у нас практически с нового года нет даже министра культуры. Уже много лет никто не думает о подрастающем поколении музыкантов, артистов балета, художниках, а ведь осваивать эту профессию нужно со школьной парты. Наоборот, снимают такие важные предметы, как музыкальная грамота, ритмика, актерское мастерство в Киевском хореографическом училище.

Прима-балерина считает, что правительство должно подумать не только об артистах, но и о культурном фонде Украины в целом.

- Уверена, что после карантина другие страны будут делать акцент и ставить в приоритет поддержку своего искусства, а в Украине, скорее всего, как и всегда, это будет частная инициативна отдельных лиц, которым небезразлично развитие искусства. Будем тянуть свой воз на себе… без малейшей поддержки тех, кто об этом должен заботиться. Хотелось бы реальной помощи и действий. В каждой отрасли есть своя специфика, и нужно, конечно же, понимать специфику отрасли и, исходя из понимания проблемы, предлагать альтернативы. Кстати, разговаривали с нашим близким другом из Берлина, и он обратил внимание на то, что у них немного раньше ослабили карантин, 5 мая, люди вышли в парки гулять и на работу, из-за чего резко возросло число заболевших вирусом. Сейчас они снова подумывают о том, чтобы ужесточить карантин.

Что касается людей творческих, которые лишены сейчас работы, Катя признается: очень их понимает, поскольку сама находится в таком же положении.

- Все артисты остались без заработка. Впереди у артистов балета в июле отпуск, и если отпускные нам сделают, как сейчас, в апреле и мае, 60% от заработной платы, то, думаю, в сентябре многих артистов вы не увидите на сцене, они абсолютно поменяют род деятельности, - продолжает Кухар. - У нас и сейчас есть артисты, которые подрабатывают таксистами, кто-то шьет одежду... Если мы хотим и дальше продолжать гордиться украинским балетом на мировой сцене, стоит задуматься, где можно и нужно урезать бюджет и кому, а где нужно вкладывать, вкладывать и еще раз вкладывать. Что первично, а что вторично! Образование и новое подрастающее поколение или личные яхты и самолеты?!

В первую очередь, в Министерстве культуры должен появиться профессионал и, желательно, не один, а с новой компетентной командой, которая наведет порядок, начиная от образовательных органов и заканчивая театрами.

Если говорить о дотациях и какой-то помощи, мне кажется, что в нашей стране об этом можно только мечтать. Хотя давайте отправлять такие мысли во Вселенную. Как вариант - хотя бы заморозили на время карантина выплату кредитов. Например, итальянцы нам рассказывали, что у них кредит полностью замораживают до окончания карантина. Освободить артистов от налогов - это тоже было бы весьма кстати.

В нашей беседе Кухар с понимаем относится к тому, что многие люди изголодались по культурной жизни, но считает, что в закрытых помещениях пока проводить концерты рано.

- Очень хотелось бы проводить спектакли на открытых площадках, как, например, в Лондоне, в театре Шекспира, только с возможностью рассадить людей на безопасном расстоянии в полтора метра, - говорит прима-балерина. – Главное, чтобы они сами соблюдали меры предосторожности. Думаю, это дало бы людям подпитку и вдохновение.

Идеальным развлечением и культурным мероприятием можно сейчас считать кинотеатры под открытым небом, в которые можно приезжать на авто, как это делают в США. В этом тоже есть своя неповторимая атмосфера.

Если говорить о балете, самое важное сейчас – это нормальная обработка балетных залов. У нас в балетные залы потихоньку, по записи, начинают пускать людей небольшими группами. Можно заниматься в зале в масках и перчатках. Важно подумать, как очищать воздух. Конечно же, должны обрабатывать станки, линолеум и следить за чистотой и гигиеной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Снежана Бабкина - о потере больших денег, травме сына, счастье и романтических ужинах впятером