Многие зрители 31 декабря вновь пересмотрят невероятную историю Жени Лукашина. Накануне главного зимнего праздника мы узнали, каково было Ипполиту мыться в одежде в душе, была ли рыба действительно гадкой и какая анекдотичная история легла в основу фильма, полюбившегося миллионам.
Режиссер Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский изначально о фильме даже не думали. Они услышали реальную историю подвыпившего мужчины, над которым решили пошутить друзья. Приятели отправили его спящим в другой город на поезде.
- Эта история возникла как анекдот, - рассказал сын сценариста Эмиля Брагинского Виктор. - В паузе между съемками они решили написать пьесу, которая была бы удобна для любого театра по составу артистов: от возрастных до молодых. Это был чистый водевиль. В Москве театры не особо ее жаловали, но по стране постановка прошла более чем в 100 театрах. И тогда Эльдар Александрович решил взять эту вещь как основу для сценария.
Эльдар Рязанов очень тщательно подходил к подбору актеров. Играть Ипполита изначально должен был Олег Басилашвили, и он даже принял участие в съемках. Но в этот момент у него скончался отец. Тогда Рязанову срочно пришлось искать замену, при этом нужен был человек, очень похожий на Басилашвили. Ведь сцена, где Надя Шевелева выбрасывает фотографию Ипполита в окно, была уже отснята. А на ней видно лицо актера. К счастью, почти никто из зрителей не заметил, что на снимке запечатлен не Юрий Яковлев.
Все артисты сами жаждали сняться у Рязанова, несмотря на то что гонорары у картины были ограничены. Ведь изначально широкий прокат отказался заказывать себе ленту. И "Иронию судьбы" снимали как телевизионный проект.
- Я сразу согласился играть роль в этом фильме, - рассказал Андрей Мягков. - Мне показалось, что там много возможностей для интересной работы. Это ведь новогодняя история любви.
- Барбара Брыльска попала в фильм случайно, - вспоминает оператор Вадим Алисов. - Актрису на роль Нади Шевелевой искали долго, Света Немоляева пробовалась. Но она не устроила Эльдара Александровича. Тогда кто-то из участников съемок, по-моему, второй режиссер, сказал: "У меня у сына над кроватью висит портрет очень симпатичной актрисы". Оказалось, что это польская актриса, а снимок был в журнале "Экран". Она снималась для фильма "Освобождение", и ее контакты были у "Мосфильма". Барбара тут же приехала, Эльдар Александрович ей сказал: "Давайте пробоваться". А она ответила: "Какие пробы? Я приехала играть роль!" Говорили, что она якобы просила снимать поцелуи со спины, потому что не хотела целоваться. Но я был на всех съемках, и ни разу по этому поводу разговора не было.
После съемок фильм был на грани закрытия - режиссера обвинили в пропаганде алкоголизма.
- Картину хотели запретить. Я относился к этому как к идиотизму, - признается Андрей Мягков. - Сейчас говорят, что перед сценой в бане мы пили алкоголь по-настоящему, но это неправда. У Эльдара Рязанова на съемках всегда была дисциплина.
Особенно чиновников возмутила сцена в бане.
- Это сцена действительно была под вопросом, - говорит Виктор Брагинский. - Ее просили вырезать.
Позже сцену с баней решили все же оставить. Но Рязанова попросили записать обращение перед показом ленты.
Актеры вспоминают, что слова Ипполита в сцене с душем "Тепленькая пошла" были сымпровизированы, как и фраза: "Какая гадость эта ваша заливная рыба". Дело в том, что до этого рыба два дня стояла в тепле. Но оператор уверен, что эта фраза все же была в сценарии.
- Когда Юрий Яковлев в одежде заходил в ванну, у него была теплая вода, - поясняет Алисов. - Никакого дискомфорта не было. А заливную рыбу взяли из столовой. В шикарном ресторане, конечно же, ее не стали заказывать. По смете не предполагалось.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ