25 ноября
Загрузить еще

5 красивых фильмов на выходные: претенденты на "Оскар-2021" за лучший дизайн костюмов

5 красивых фильмов на выходные: претенденты на
Фото: кадр из фильма "Эмма"

Накануне вручения главной кинопремии "КП" в Украине" продолжает знакомить с самыми интересными работами. В этот раз – как раз к выходным – предлагаем ознакомиться с претендентами на приз за "Лучший дизайн костюмов" и получить визуальное удовольствие от просмотра.

Вручать "Оскар" художникам по костюмам начали лишь с 1948 года (сама премия существует с 1929 года). Говорят, одной из причин появления этой номинации было то, что в кинотеатры тогда ходили в основном женщины – и, конечно, смотрели не только на игру актеров, но и на то, как те были одеты. А заодно и пошить себе платье точь-в-точь, как у Одри Хепберн. Интересно, что до 1967 года премию вручали отдельно за черно-белые фильмы (обычно это были современные костюмы – например, "Римские каникулы") и за цветные (тут премия доставалась чаще историческим картинам – например, "Клеопатре").

После объединения ч/б и цветных картин премия чаще всего стала уходить историческим ("Великий Гэтсби", "Анна Каренина") и фантастическим картинам ("Фантастические твари и где они обитают", "Безумный Макс. Дорога ярости").

Этот год не стал исключением. Претенденты на "Оскар" в этом году – почти все об исторических событиях.

Эмма

Романтическая комедия по одноименному и одному из самых популярных романов Джейн Остин. Британия, начало XIXвека, эпоха Регентства. В центре сюжета молодая, обеспеченная аристократка Эмма (Аня Тейлор-Джой) – из-за своей красоты и статуса считается едва ли не королевой местного провинциального общества, а из-за этого становится весьма своенравной. Ее любимое занятие – устраивать браки для своих знакомых. Но однажды желание устроить личную жизнь бедной и неказистой подруги Гарриет (Миа Гот), сведя ее то с местным викарием мистером Элтоном (Джош О’Коннор), то с богатым джентльменом мистером Найтли (Джонни Флинн), оборачивается сюрпризом для самой Эммы.

Если развитие сюжета более-менее предсказуемо, и следить за развитием чувств героев того периода может показаться нам сентиментальным, то вот желание разглядывать каждую пуговичку на легких конфетных платьях заставляет то и дело жать на паузу. Обилие насыщенных цветов в одежде – оказывается, тогда носили не только пастельные тона, большая пропасть между множеством нарядов богатой девушки и ее товарок попроще, тщательное внимание к каждой детали как в костюмах дам, так и джентльменов – превращает картину в какое-то бесконечное эстетически-сладкое удовольствие.

Награды номинации: помимо "Лучшего дизайна костюмы", фильм номинируется на "Оскар" за лучшие прически и грим.

Режиссер: Отем де Уайлд, на счету которой много документальных фильмов о моде, а также клипов для DeathCabforCutie, Эллиота Смита, Spoon.

Художник по костюмам: Александра Бирн (обладательница "Оскара" за костюмы к картине "Золотой век", также она работала над "Стражами Галактики", "Доктором Стрэнджем", "Убийством в Восточном экспрессе" и проч.

В ролях: Аня-Тейлор-Джой ("Ход королевы"), Билл Найи ("Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца"), Джонни Флинн ("Зигги Стардаст"), Миа Гот ("Валландер"), Джош О’Коннор ("Отверженные"), Коннор Суинделлс ("Половое воспитание"), Каллум Тернер ("Война и мир"), Миранда Харт ("Шпион"), Эмбер Андерсон ("Острые козырьки")

Элегия Хиллбилли

Семейная драма о трех поколениях: бабушки (Гленн Клоуз), матери (Эми Адамс) и сына (Гэбриел Бассо), проживающих в горах Аппалачи на востоке Северной Америки. Хиллбилли – так называют грубую и необразованную деревенщину, населяющую этот регион. Главный герой - Джей Ди - сумел вырваться из этого захолустья и поступил в университет, впереди – престижная работа. Но семейные проблемы тянут его домой: мать - наркоманка, бабушка, на чьих плечах все держалось, болеет. Через воспоминания Джей Ди о его взрослении мы начинаем понимать, что такое "семейные ценности" в представлении простых американцев и почему желание главного героя встретиться с семьей достаточно противоречиво. Экранизация Netflixодноименного романа Джей Ди Вэнса, который критики рекомендовали тем, кто хотел понять психологию людей, голосовавших за Трампа – то есть "белое отребье".Режиссеру Рону Ховарду удалось избежать слезовышибающей сентиментальности о бедном мальчике и показать обычную жизненную историю, которая задевает именно своей обыденностью и повседневностью.

И да, привычную нашему понимаю красоту в фильме найти будет сложно, ведь речь идет об обычных бедняках. Когда зритель восхищается тонкой работой, изысканностью тканей и пошива, богатством или простой элегантностью современных или исторических костюмов – это понятно. А вот получить номинацию за одежку обычной деревенщины – растянутые старые и дешевые шмотки - дорогого стоит. Как и идея нарядить бабушку в мужские брюки и футболку, чтобы подчеркнуть, что в доме, где нет отца, – мужчина именно она.

Режиссер: Рон Ховард (два "Оскара" за "Лучший фильм" и за режиссуру "Игры разума").

Художник по костюмам: Вирджиния Джонсон.

В ролях: Эми Адамс ("Прибытие", "Острые предметы"), Гленн Клоуз ("Жена", Опасные связи"), Гэбриел Бассо ("Итака").

Ма Рейни: Мать блюза

Музыкальная биографическая драма о легендарной исполнительнице блюза Ма Рейни (Виола Дэвис). 1927 год, чернокожая певица приезжает в Чикаго для записи альбома, заключив контракт с белыми продюсерами. На запись прибывает джаз-бэнд опытных музыкантов, но Ма опаздывает, а явившись, начинает предъявлять свои требования, пытаясь контролировать свою музыку сама, а не с помощью менеджеров. Масла в огонь добавляет и поведение молодого трубача Ливи Грина (Чедвик Боузман), который поверх всех голов хочет заключить личный контракт с менеджером. Работа в студии превращается в серьезное испытание для всех.

Период так называемой "Эпохи джаза" 20-х годов узнаваем не только по музыке. Это еще и невероятная роскошь, и откровенность нарядов в период между Первой и Второй мировыми войнами, которая вдохновляла многих художников по костюмам ("В джазе только девушки", "Великий Гэтсби", "Чикаго" и проч.). Прогрессивная молодежь (и не только) стала отдавать предпочтение свободной и откровенной одежде, броскому макияжу, коротким стрижкам, укороченным подолам и свободному же поведению. А у тех, кто побогаче (как и Ма Рейни), пошла мода на роскошные платья из бархата, шелка, из украшений – обязательный жемчуг и меха..В общем, задача у художника по костюмам тут была непростой – полностью отразить на экране эпоху. С чем, собственно, 89-летняя (!) Энн Ротт прекрасно и справилась.

Режиссер: Джордж С. Вольф ("Ты не ты").

Художник по костюмам: Энн Ротт ("Оскар" за лучшие костюмы к "Английскому пациенту", "Холодная гора", "Чтец").

В ролях: Виола Дэвис ("Оскар" за "Прислугу", "Как избежать наказания за убийство"), Чедвик Боузман ("Мстители: Война бесконечности"), Глинн Тёрмен ("Гремлины"), Джереми Шамос ("Бердмен"), Джонатан Койн ("Ирэна Палм сделает ЭТО лучше").

Манк

Еще одна биографическая драма – на этот раз о другом великом периоде - "Золотой эпохе Голливуда": история работы сценариста Хермана Манкевича (Гэри Олдмен) по прозвищу Манк над одним из величайших фильмов "Гражданин Кейн" (1941). Достаточно известный, но не очень успешный и при этом весьма острый на язык Манкевич - азартный игрок и пьяница - ссорится с актрисой Мэрион Дэвис (Аманда Сейфрид), влиятельными боссами киностудии, и все это переносит в свой сценарий, сидя на богом забытом ранчо вместе со стенографисткой Ритой (Лили Коллинз).

Одно из главных достоинств картины, получившей больше всего номинаций на "Оскар" (10!), – элегантно воссозданная режиссером Дэвидом Финчером атмосфера Золотого века Голливуда. На это работает весь визуал: и нуарные съемки через ч/б фильтр, и декорации, и, конечно, костюмы. Режиссеру удалось достичь эффекта, будто мы действительно смотрим кино того периода. А художнице по костюмам Триш Саммервилл пришлось хорошо поломать голову, чтобы выбрать цвета для одежды, которая сразу бы смотрелась на экране в черно-белом варианте. Ну и, конечно, усиленно изучать фотографии Голливуда конца 1930-х, чтобы одежда полностью соответствовала эпохе.

Режиссер: Дэвид Финчер ("Бойцовский клуб", "Игра", "Семь")

Художник по костюмам: Триш Саммервил, чья фильмография просто поражает разнообразием – тут и современные "Исчезнувшая", "Девушка с татуировкой дракона", и фэнтезийные "Голодные игры: И вспыхнет пламя", "Мир Дикого Запада".

В ролях: Гэри Олдмэн ("Оскар" за роль Черчилля в "Темных временах"), Аманда Сейфрид ("Отверженные", "Мамма MIA!"), Лили Коллинз ("Эмили в Париже"), Том Пелфри ("Хорошая жена"), Сэм Тротон ("Чернобыль"), Чарльз Дэнс ("Игра престолов").

Пиноккио

В сюжете ничего нового. Плотник Джепетто решает вытесать из волшебного полена мальчика Пиноккио – сына себе на радость и в старости на утешение. Но ребенок получился непослушным и убегает от отца на поиски приключений. А поскольку ума в деревянной голове мало, то он постоянно влипает в опасные истории. Хотя именно эти неприятности и помогают ему в итоге стать настоящим мальчиком, а не ожившим чурбаном.

У этой нравоучительной и даже жутковатой сказки по книге Карло Коллоди не очень высокий рейтинг среди критиков и зрителей, но зато она получила две номинации на "Оскар" за костюмы и за "лучший грим и прически". И вот ради этого и нужно смотреть картину – зрелище порой получается фантасмагорическим: чего стоит только сверчок – карлик, чье лицо покрыто морщинами, или огромная улитка в виде обрюзгшей женщины, чье тело наполовину скрыто в раковине, а при передвижении она оставляет за собой липкий след. А практически неподвижное лицо главного героя, которое со временем еще и покрывается трещинами, как реальное старое дерево? Костюмы – средневековая комедия дель арте, но не такая праздничная, как на венецианских фестивалях – а мрачная и пыльная, усиливающая гнетущую атмосферу фильма. И темно-кровавым пятном через весь фильм – костюм самого Пиноккио.

Режиссер: Маттео Гарроне – не новичок в создании визуально жутких фильмов ("Страшные сказки", "Гоморра").

Художник по костюмам: Массимо Кантини Паррини ("Догмен").

В ролях: Роберто Бениньи ("Жизнь прекрасна"), Марина Вакт ("Молода и прекрасна"), Федерико Иелапи ("Николай Тесла: человек из будущего").

КСТАТИ

Рекордсмены по количеству "Оскаров"

Художница по костюмам Эдит Хант (1897-1981) была номинирована на премию Американской киноакадемии 35 раз и получила 8 премий.

  • 1950 – "Наследница" ( премия за ч/б фильм)
  • 1951 -  "Все о Еве" (ч/б)
  • 1951 - "Самсон и Далила" (цвет)
  • 1952 – "Место под солнцем" (ч/б)
  • 1954 – "Римские каникулы" (ч/б)
  • 1955 – "Сабрина" (ч/б)
  • 1961 – "Правда жизни" (ч/б)
  • 1974 – "Афера"

Еще одна художница по костюмам Ирен Шарафф (1910-1993) получила 5 "Оскаров". ("Американец в Париже", "Король и я", "Вестсайдская история", "Клеопатра", "Кто боится Вирджинии Вулф?").

Из наших современников можно выделить Коллин Этвуд ("Чикаго", "Мемуары Гейши", "Алиса в Стране чудес", "Фантастические твари и где они обитают") и Милену Канореро ("Барри Линдон", "Огненные колесницы", "Мария-Антуанетта", "Отель "Гранд Будапешт") – у обеих по 4 "Оскара".

P.S. Автор, кстати, ставит на то, что в категории "Лучший дизайн костюмов" победит "Эмма". А вы?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Оскар-2020" за кадром: табу на беспроводные устройства и еда по талонам

Новости по теме: Оскар Кино