25 ноября
Загрузить еще

"Дюна" Дени Вильнева: начало эпическое - дождаться бы конца

Фото: кадр из фильма

Невыносимая тяжесть мировой славы

На вопрос знакомых, не читавших книгу, стоит ли идти на "Дюну" - самую ожидаемую премьеру года, я настоятельно рекомендую сперва прочесть сам культовый роман или хотя бы изучить в кратком изложении, в чем сюжет и суть первоисточника. Потому что иначе будет сложно разобраться собственно в мире планеты Арракис (она же Дюна), на которой и происходят почти все события, ну и понять, в чем суть политических интриг в Империи.

Многие сюжетные ходы и повороты фильма будут напоминать и "Игру престолов", и "Звездные войны" - но лишь из-за того, что создатели этих эпических полотен вдохновлялись "Дюной" фантаста Фрэнка Герберта.

Поклонникам же цикла романов Фрэнка Герберта, ожидавших нормальной экранизации с 1965 года (или с 1984-го – после неудачной попытки Дэвида Линча), я бы посоветовал не надеяться, что в фильме воплотятся все ваши представления о мире Дюны. Лучше идти с холодной головой и просто спокойно воспринять, что новый фильм – всего лишь то, как выглядит культовый роман в глазах режиссера Дени Вильнева – иначе разочарований не избежать.

Нет, тут будет и прекрасный актерский состав с не менее прекрасной игрой, и впечатляющие спецэффекты, и фантастическая реконструкция фантастических миров, и божественная музыка Ханса Циммермана – но все это не производит впечатления единого целого и разваливается на части, особенно если не знаком с исходником. Да и 2,5 часа только для первой части многовато.

Будет ли вторая? Кто знает. Пока студия Warner Bros дала добро на обе части, но съемки продолжения еще не начинались - ждут результатов кассовых сборов.

Эпично – первое, что приходит в голову относительно этого фильма. Перехватывает дыхание от некоторых моментов, но очень перегружено, очень тяжеловесно, похоже, картина вязнет в собственной серьезности и вышеупомянутой эпичности. Добрых 45 минут нас будут медленно и дотошно вводить в курс дела. Нереально перенести на экран всю многослойность романа "Дюна" - с многочисленными непонятными терминами, политическими системами и религиозными верованиями, обычаями, подтекстами и прочее. Но создатели честно стараются. И в итоге необходимый баланс кинематографической динамичности нарушен: то события несутся с сумасшедшей скоростью, то тянутся медленно, вызывая зевоту.

Негативную сторону барона Владимира Харконнена передавали также и с помощью сложного грима. Фото: кадр из фильма

О чем фильм: книгу не переврали, но ужали

Сюжет изложен довольно четко. В далеком будущем император Галактики назначает благородную семью (Дом) Атрейдесов (в украинском переводе Атрейдов) новыми управляющими на пустынной и практически безводной планете Арракис. Но именно здесь добывают ценнейшее вещество во всей Галактике – пряность, позволяющую людям летать между звездами, жить дольше и проч. Она вызывает наркотическое привыкание, поэтому ее потребление только растет.

До Атрейдесов долгие годы здесь правил жестокий Дом Харконненов, истощавший планету ради драгоценного ресурса. И они не намерены терять такие доходы. За планету разворачивается сражение.

Но планета обитаема. Тут живут гигантские песчаные черви, которые производят пряность и уничтожают ее сборщиков. Песчаным червям поклоняются местные жители – фримены. Они ненавидят завоевателей и верят, что однажды к ним придет Мессия, который поднимет всех на священную войну, освободит их планету и превратит ее в райский сад.

И есть большая вероятность, что таким Мессией может быть Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе), сын главы дома герцога Лето и его наложницы леди Джессики. Джессика относится к женскому клану Бене Гессерит, обладающему тайными знаниями. И эти знания, и особые способности она передает сыну. Клан Бене Гессерит верит, что однажды они смогут генетически создать Избранного, Квисатца Хадераха, человека, который, пользуясь памятью всех предков, объединит пространство и время и обретет дар предвидения. И этим пророком может стать Пол, которого уже преследуют странные сновидения.

Арракис изменит характер Пола так, что родная мать Джессика с трудом его будет узнавать. Фото: кадр из фильма

Актерская игра: так закалялся Мессия

Собственно, тема превращения юного дворянина в того, кто, возможно, станет настоящим Мессией, - главная в фильме. Фактически вся первая часть - это довольно затянутая прелюдия к этому событию. У Вильнева получилась не космическая опера (как мы ожидаем от фантастической картины, хотя космических кораблей и сражений тут предостаточно), не разветвленная многоуровневая история человеческих судеб (как могли надеяться фанаты книги), не проблема сложной экологической ситуации (на чем делал упор сам писатель и о чем говорил режиссер Дени Вильнев), а история взросления Пола Атрейдеса. И с этой задачей Тимоти Шаламе справился блестяще.

Мы видим его в начале колеблющимся юношей, который не хочет взваливать на себя груз ответственности: будущий правитель Дома хочет жить своей жизнью, например читать книги. Но за эти 2,5 часа хрупкий подросток преображается в мужчину, смело смотрящего в глаза смерти, знающего, чего он хочет, с явными задатками лидера. Но - пока только задатками.

На его фоне другим талантливым актерам просто не хватило экранного времени, чтобы раскрыть своих персонажей. Чтобы изобразить честность и достоинство герцога Лето, Оскару Айзеку досталось лишь несколько эпизодов. О чудовищности барона Владимира Харконнена мы больше догадываемся по зловещему виду персонажа, чем по нескольким репликам блистательного Стеллана Скарсгарда. Точно так же, парой моментов, показано благородство и смелость преданных Атрейдесам Гурни Халека (Джош Бролин) и Дункана Айдахо (Джейсон Момоа). Преступно мало времени у вождя фрименов Стилгара (Хавьер Бардем) и у племянника барона Раббана Харконнен (Дэйв Батиста). Немного больше повезло леди Джессике (Ребекка Фергюсон), возможно, создатели фильма решили показать, как мать повлияла на становление Пола Атрейдеса.

И - та-дам! - лишь парой реплик да парой появлений в видениях Пола ограничили образ фрименки Чани (Зендея). И самое обидное – видно, насколько сильно актеры выкладывались даже в эпизодах, просто негде было развернуться на полную. Все они стали лишь фоном для превращения Пола Атрейдеса в будущего полководца священной войны.

В первой части фрименка Чани будет появляться в основном в видениях Пола. Фото: кадр из фильма

Несомненная удача: ощущение присутствия

Главная заслуга создателей фильма, что они смогли передать ощущения непостижимости вселенной. Величественные кадры моря – воды, дающей жизнь всему сущему, сменяются видами бескрайней засушливой пустыни, прекрасной и смертельной одновременно. Мощь природы в "Дюне" подавляет и заставляет себя чувствовать червем. Особенно на фоне того самого гигантского песчаного червя – Шаи-Хулуда, неимоверной силы, скрытой под земли, губящей все живое, что попадается на его пути.

Его передвижение передает вибрацию и зрителям. Мы не слышим и даже почти не видим Шаи-Хулуда – но мы чувствуем его появление всем нутром.

Визуальные эффекты и операторская работа Грейга Фрейзера позволяют не просто увидеть, а ощутить то суровую прохладу родной планеты Атрейдесов, то раскаленный жар Арракиса (даже песок хрустит на зубах, а губы пересыхают от недостатка влаги), то опасность давящих дворцовых покоев, в сравнении с которым даже пустыня дает ощущение свободы.

В общем, на вопрос – стоит ли смотреть "Дюну", отвечаем однозначно: смотреть. Но, чтобы понять "Дюну", надо прежде всего любить сам роман. Иначе серьезность и размах картины просто раздавит. Но зато и фундамент для продолжения здесь заложен мощный.

Подробнее об создателях картины читайте здесь.

Над образом песчаного червя команда фильма трудилась около года. Но показывают его очень мало. Возможно, во второй части будет больше. Фото: кадр из фильма

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Погані домогосподарки": как заработать 40 млн долларов на скидочных купонах