22 ноября
Загрузить еще

Ада РОГОВЦЕВА: 70 лет для актрисы - это безобразие

Ада РОГОВЦЕВА: 70 лет для актрисы - это безобразие

Продолжу отмечать в дороге

- Ада Николаевна, здравствуйте. Это Наташа из Киева. Скажите, что для вас значат 70 лет и с чем вы в творческом плане пришли к этой дате?

- 70 лет для женщины - много, а для актрисы - это безобразие. Но меня Господь миловал, наградив каким-то философским взглядом на жизнь. Я благодарна Богу, что живу. Многие мои друзья не дотянули до семидесяти и ушли, поэтому я живу и за них тоже. Многие мои подруги-актрисы не доигрывают до 70-ти, так что я доигрываю и за них.

А работаю сейчас плотно. У меня три антрепризы в Москве и одна в Киеве. Готовлю два юбилейных спектакля - их премьера состоится осенью в Киеве. Кроме того, я занята в пяти фильмах в Москве.

- Кстати, слышала, что в Москве будут отмечать ваш юбилей. А как Украина откликнулась на это событие?

- Я получила на днях известие, что в России меня отметили орденом Дружбы. Это очень почетно, и я с благодарностью приняла эту награду. Я украинка всеми фибрами своей души, но моя творческая жизнь очень тесно переплетена с Россией. В 23 года я получила звание заслуженной артистки Украины на второй Декаде украинского искусства именно в России. Думаю, произошло это с подачи Леонида Леонова, который посмотрел меня в своем спектакле «Русский лес», где я играла Полю Вихрову, и в одной газете очень восторженно о моей работе отозвался. В общем, прослужив всего один год в театре, в свои 23 года я стала заслуженной артисткой. И все эти годы Россия меня как-то поощряет, и я ей благодарна, особенно сейчас, когда она меня, можно сказать, приютила. Уже 15 лет я сотрудничаю в творческом плане с Россией.

Кстати, мой день рождения 16-го, а не 6 июля, как ошибочно указали в советской энциклопедии, и в Украине об этом знают. Я уже столько теплых слов услыхала и ощущаю себя незабытой, непокинутой. 16 числа я буду дома, так что милости прошу ко мне заглядывать. А вечером уезжаю в Одессу, где сыграю в спектакле «Варшавская мелодия-2», поэтому продолжу отмечать день рождения в дороге.

& - Алло. Прямая линия? Ада Николаевна, вы много работали с Романом Виктюком. Не скажете, в каком он состоянии после нападения бандитов?

- Травмы у него серьезные… Знаете, обидно это все так, что сил нет! Как можно напасть на человека в таком возрасте и искалечить его? Я знаю, как ему сейчас тяжело, поэтому всей душой с ним. Думаю, все обойдется, хотя травма у него серьезная.

& - День добрый. Можно задать вопрос Аде Роговцевой? Какие ожидаются ближайшие спектакли с вашим участием?

- Прежде всего два юбилейных проекта, которые готовятся в Украине. Первый - постановка моей дочери Екатерины Степанковой. Она окончила в Москве высшие режиссерские курсы у Петра Тодоровского. Это ее режиссерский дебют, запланированный на сентябрь. А второй - спектакль 26 октября. На этот день мои продюсеры планируют юбилейный вечер из двух частей. Сначала пьеса «Качество звезды», которую ставит Алексей Лисовец, замечательный украинский режиссер, ну а во второй половине вечера я буду принимать поздравления - самая трудная часть.

Мою книгу запретили отдавать в библиотеки

& - Добрый день. Мы с женой большие поклонники вашего таланта, уважаемая Ада Николаевна. Читал, что вы написали книгу о своем покойном муже, актере Константине Степанкове. Где ее можно достать?

- Да, два года назад вышла эта книжка, она называется «Мiй Костя». По своим свежим ранам я ее написала, мне помогали мои близкие, она получилась очень личная. В нее вошли, кроме всего прочего, рассказ о последних днях его жизни и история нашей любви. Некоторые люди, не хочу называть фамилий, почему-то запретили отдавать ее в библиотеки. Тираж был 2000 экземпляров, и у меня осталось уже очень мало экземпляров. Я их просто дарю тем, кто попросит. А еще можно попробовать обратиться в издательство «Альтер Пресс».

& - Алло. Звонит Виктор Васильевич Талабан. Ада Николаевна, знаю, что вы в свое время исполняли функции парторга в театре им. Леси Украинки. Тогда вы, наверное, были вхожи во все важные кабинеты, а теперь вас в этом плане как-то подзабыли…

- У каждого своя судьба и свой широкий путь, и каждый как-то его создает. В те времена трудно было найти человека, которому бы не приходилось, хочешь или нет, работать парторгом, и мне также пришлось. У нас в театре служил один актер, и он мне объявил: «Ада, лучше ты, чем кто-то другой». Потому что я была задаренная, обцелованная, имела роли, но мне ничего не требовалось для себя, и я хлопотала обо всех. Дошло до того, что однажды у моей маленькой дочери спросили, кем она хочет стать, а она ответила: «Актрисой». - «И что ты будешь делать?» - «Ходить в райком, как мама». Представляете? А вообще-то не было никаких важных кабинетов, потому что выше райкома нас и не пускали. Я только один раз была у Щербицкого, тогда как раз шел «Вечный зов», где я играла все эти красивые сексуальные сцены. Мы проговорили с ним два часа вместо запланированного часа. И этого хватило, чтобы потом обо мне говорили, что я вхожа в разные кабинеты власти. Ну а в Украине меня никто никогда не забывал. Я работаю на телеканале «Интер» в «Интер-школе» для телеведущих, на радио, у Поплавского преподавала восемь лет, в нашем институте (им. Карпенко-Карого. - Прим. ред.) - больше десяти.

Надо иметь богатое и милосердное сердце

- Ада Николаевна, я понимаю, вы пережили трагедию, потеряли мужа. Где берете силы на творчество? Да и жизнь сегодня наступила тяжелая, правда?

- Тяжелая.

- Наверное, ездите в деревню?

- Конечно, порой хочется побыть в одиночестве, пописать стихи или вернуться к своей прозе, но нет времени. И это прекрасно! Когда после спектакля мы с актрисой Зинаидой Шарко, которая тоже уже в возрасте, выходим измотанные, усталые, то говорим: «Ой, как тяжело. И как хорошо, что у нас есть такая возможность - играть!» Потому что многие актрисы нашего поколения хотят играть, но не имеют такой возможности. И я благодарю Бога за то, что Он мне ее дал. А когда становится совсем трудно, я вспоминаю страдания, которые случались в моей жизни, чтобы они помогали в работе. Их же было очень много, и особенно последнее - самое болезненное - потеря Константина Петровича, когда я из счастливой жены сделалась вдовой. Очень горько, никак не хочется с этим мириться, но приходится. Знаете, я вообще вам скажу: если жизнь бережет актера, то ему надо иметь богатое и милосердное сердце, чтобы воссоздать на экране боль и любовь. Это как в случае с Гундаревой, у которой не было детей, но она сыграла в кино лучших мам, она сумела, потому что Бог дал ей такой дар. А так мы, актрисы, пользуемся своими личными переживаниями. Они всем полезны - потери, нами пережитые. Это наши родные с того света посылают нам свою помощь.

Мне нужна путевка в село

& - Добрый день. Маша звонит из Конотопа. Ада Николаевна, чем сейчас занимаются ваши дети?

- Знаете, мои дети - настоящие поэты. Дочка Катя сейчас вернулась из больницы и привезла оттуда такой божественный цикл стихов!.. И повести она тоже пишет, и мой юбилейный спектакль ставит в Театре на Левом берегу как режиссер. Костик заканчивает документальный фильм по экологии. Он когда-то сделал один мой юбилейный спектакль, потом второй, еще один. Его дебютная картина получила первую премию в Париже, но пока что его режиссерская судьба складывается трудно. А вообще, когда меня спрашивают о детях, я говорю, что я ими горжусь. Горжусь своим Костиком и Катей, молюсь за них и благословляю их путь. Уверена, когда с ними знакомишься ближе, то охватывает ликование, что есть такие замечательные, странные, особые люди. Еще хочу добавить: говорят, бабушки больше любят внуков, а я люблю своих детей так, как сильнее любить нельзя.

- И еще один вопрос. Если выбирать из четырех ролей, какая для вас важнее: роль актрисы, жены, мамы или бабушки?

- Пятая: человек. Господнее создание, человек. Он все вбирает, если прислушаться, там на все хватит. И упаси Боже выбрать какую-то одну, потому что другие четыре страдают. Или четыре выбрал - и разбазарился. Тут вообще очень трудно. Бог подскажет.

& - Здравствуйте. Елена Никифоровна из Запорожья. С юбилеем, Ада Николаевна! Знаете, никогда не замечаю вашего возраста. Когда вы играете на сцене, то можете дать фору молодым актерам!

- Я вам так скажу: мне 70, но выгляжу я на 60 (смеется).

- А как вы расслабляетесь? Где любите отдыхать, чтобы набраться сил?

- Расслабляюсь и отдыхаю я в деревне. До меня тут дошел слух, что один добрый и близкий человек хотел бы подарить мне на юбилей путевку куда-то. Так вот, мне нужно подарить путевку в село!.. Вот это самая лучшая путевка. Ко мне в деревню. Знаете, когда много работаешь, возникает страх не набыться. Ты думаешь о жизни, о возрасте, и когда тебе 70, становится страшно не сколько ты проживешь, а успеешь ли набыться. Потому что с детьми не набыться, сколько бы ты ни жил.

Великий грех лежит на государстве

& - Здравствуйте. Это Марина из Киева. Ада Николаевна, скучаете ли вы по старым временам, по СССР? И чего вам сейчас не хватает, что было тогда?

- Моей юности, моего азарта, эмоциональности, нерастраченных иллюзий. А больше всего - человеческой открытости. Например, тогда не было человека, голосующего на дороге, которого бы не подвезли. А теперь... Я и сама иногда вдруг не торможу, побаиваюсь. Потому что люди очень изменились. И вот эта черствость есть. Она и в том, что у нас больше 200 тысяч беспризорных детей. И мы так теперь живем, хотя многое тянется еще оттуда, из сталинских лагерей. Просто сегодня наша жестокость и черствость расцвели пышным цветом.

Но самое главное, что мы свободны. Я сейчас могу говорить перед вами как угодно, о чем угодно, и меня никто не пришпилит, не вынесет выговор, который перечеркнет мою карьеру. Теперь стало гораздо легче дышать. Если бы только наши руководители не были такими, как начальство в детдоме, и не бросали нас на произвол судьбы. При этом они упакованы так, что мы не можем себе даже представить. Откуда оно у них? Как случилось, что тысячи людей, отработав всю жизнь без выходных и отпусков и не находясь на низшей ступени существования, попадают в страшную нищету? И вот это великая беда, потому что богатые люди должны быть, но и бедных быть не должно! Когда человек не может удовлетворить свои самые скромные, самые благородные потребности, тогда великий грех лежит на государстве.

& - Добрый день. Женя из Фастова, ваша большая поклонница. Интересно, у вас есть продюсер?

- Да, вот она рядышком сидит, Ирочка. Правда, она продюсер одного направления. В свое время занималась спектаклем «Варшавская мелодия-2», «Бульвар Сансет», теперь - юбилейной постановкой «Качество звезды». Но продюсера, который бы работал и на Украину и на Россию, такого у меня нет. И быть не может, потому что для этого мне следовало заработать пару миллиончиков долларов и его себе нанять.

Ссориться не умею

& - Алло, прямая линия? Андрей из Луцка звонит. Вопрос Аде Роговцевой. Какое отношение к нашим актерам в России? Поступали ли вам предложения сменить гражданство?

- Кроме любви, нежности и внимания я ничего в России не чувствовала, где бы ни была. И так они относятся ко всем актерам, если только те соответствуют уровню. Ступка вообще герой России, его там просто обожают. А теперь и я к Ступке пристраиваюсь (смеется). Но если мы позволяем себе не избавляться от суржика, нашего незнания языка, то это, естественно, уважения не вызывает. Более того, к тебе относятся лучше, даже когда ты не владеешь русским, но правильно говоришь на украинском. Только по-настоящему, как Леся, Франко или Стус. Язык должен быть литературным - вот основа основ!

- А насчет гражданства?

- О чем вы говорите?! Давно все знают, что я искренняя украинка и никуда отсюда уже не денусь. А в лучшие мои годы - в 40-45 - я получала приглашение перейти на постоянную работу от многих театров в Москве. Но тогда у меня было что-то впереди. А сейчас… Кому мы нужны, старики?

& - Здравствуйте. Меня зовут Тарас. Ада Николаевна, неоднократно видел вас в спектаклях, которые ставил Роман Виктюк. Насколько мне известно, именно он дал вам вторую жизнь после смерти мужа и ухода из театра Леси Украинки…

- Вы совсем не обязаны знать факты моей биографии, но Константин Петрович скончался три года назад, а Виктюк ставит для меня спектакли уже 20 лет. Поэтому связи здесь никакой нет. А то, что Виктюк действительно дал мне вторую жизнь, это правда. После ухода из театра я у него сыграла четыре главные роли, он открыл мне широкий мир Америки, Израиля и так далее, мы с ним объездили полмира.

& - Алло. Я попала на прямую линию? Ада Николаевна, вы прожили с Константином Степанковым долгую и счастливую жизнь. А бывало, что ссорились?

- Мы прожили вместе 46 лет. Тут такая очень интересная тема. Понимаете, я не умею ссориться. Могу впасть в невменяемое состояние, что-нибудь швырнуть или разбить, выпустить пар. Но ссориться не умею и не люблю. Бывало такое, что мы с мужем дойдем до ручки, выскажем все, а потом через минуту нормально беседуем. А я знаю такие ситуации, когда люди способны дуться друг на друга месяцами, при этом поддерживая интимные отношения. Расскажите мне, как это возможно? Наверное, особый шик.

- Ну а когда вы что-то разбивали, как реагировал ваш муж?

- Подбирал осколки и говорил: «Ты что, с ума сошла, что такое? Так серьезно?». И все. Я ведь человек терпеливый, сдержанный - швырну и забуду. А Костя очень многое в себе таил и, как тонкий, интеллигентный человек, не позволял этому проявляться. Я его всегда просила: «Котя, отпусти ситуацию».

- Посоветуйте, как сохранять теплоту человеческих отношений многие годы?

- Первое: для этого нужен предмет любви или жалости в самом хорошем украинском понимании. А также немного мудрости и великого короля жизни - эгоизма. Скажи себе: мне удобнее, приятнее и лучше не быть злобной, не таить обиду, не доставлять неприятностей!

- Вы не думали создать музей Константина Петровича?

- Я и Кость - мы из тех людей, которым музеи не нужны. У моего мужа, кстати, есть большой стенд на киностудии Довженко. А еще его музей - это моя книга о нем.

Фото Максима ЛЮКОВА и из личного архива Ады Роговцевой.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Ада Роговцева родилась 16 июля 1937 года в Глухове (Сумская область). В 1954 году поступила в Киевский театральный институт. В 1958-м, в 20 лет, студенткой 4-го курса пришла в труппу Киевского театра им. Леси Украинки, где проработала 35 лет.

В кино - с 1956 года. Снялась более чем в 50 фильмах. В последние годы - одна из самых задействованных в кино украинских актрис. В 23 года получила звание заслуженной артистки Украины. Герой Украины, народная артистка СССР и УССР, лауреат Государственной премии им. Т. Г. Шевченко, премии им. М. Заньковецкой. Издала сборник стихов и книгу воспоминаний.

5 лучших киноработ Ады Роговцевой

  • «Салют, Мария!» (1970)
  • «Укрощение огня» (1972)
  • «Овод» (1980)
  •  «Вечный зов» (1983)
  • «Две луны, три солнца» (1998)