25 ноября
Загрузить еще

Клоун Олег Добрый: Может, мое дело не самое важное сейчас, но точно – нужное

Клоун Олег Добрый: Может, мое дело не самое важное сейчас, но точно – нужное
Фото: Википедия / Личный архив Олега Литвинского

52-летний Олег Литвинский (псевдоним Олег Добрый») работает клоуном в Национальном цирке Украины. Насколько сложно быть смешным во время войны, какие кошмары преследуют клоунов и почему в жизни цирковые шуты - печальные, артист рассказал KP.UA.

И акробат, и жонглер  

- О цирке во время войны думаешь в последнюю очередь. Насколько тяжело смешить людей в такое время?

- Мы с самого начала войны работали в бомбоубежищах (Олег Литвинский с 2001 года работал с напарником Андреем Обуховым, который умер в апреле 2022 года. – Авт.). Людям надо переключаться на что-то другое в такое тяжелое время. Когда в глазах детей появлялись искринки, я понимал, что делаем нужное дело. Может, это не самое важное сейчас, но точно - нужное. Сегодня на каждом представлении военные говорят «спасибо за то, что ты делаешь – оно того стоит». А я говорю им спасибо – за то, что могу это делать.

- Среди цирковых артистов много тех, кто продолжает династию. А как вы попали в цирк?

- У меня в семье клоунов нет – я первый и, наверное, последний. Дочка пошла в театр. Годиков в пять я приехал к бабушке в Киев - сам я из Крыма, из Джанкоя, и меня повели в цирк. Тогда работал Михаил Румянцев – клоун Карандаш. И у меня что-то внутри загорелось - я тоже захотел дарить смех. Это переросло в хобби, потом пришел в цирковую студию, начал изучать жонглирование, акробатику – осваивал все жанры.

- То есть клоун должен знать все жанры или акробаты тоже изучают клоунаду?

-  Настоящий клоун должен владеть как можно большим количеством жанров, юмор же очень многообразный. Потом я изучал искусство магии, делал фокусы.

- Получается, быть клоуном – это самая тяжелая профессия в цирке?

- Это всегда было так. Прыжки, жонглирование, фокусы, эквилибр и многое другое - все это я освоил. В цирке всегда все держалось на трех китах: клоунах, акробатах и животных. Раздражает, когда в пример ставят Cirque du Soleil - это несопоставимые вещи. Cirque du Soleil - это бизнес, правильно построенный и с большим вложением средств.

- На зарплате это отображается? Сколько зарабатывает клоун?

- Если берут в штат, зарплата может быть 15 тысяч гривен в месяц - норма 15-20 представлений. Но артист получает за номер, а клоун выходит минимум четыре-пять раз. В Германии клоуны за 15-20-минутный выход получают от 3 до 10 тысяч евро. Но это уже уровень цирковой звезды. В Украине сейчас для клоуна работы нет никакой, и за рубеж не выедешь.

С напарником Андреем Обуховым Олег Литвинский был известен по работе в комик-дуэте Пластилин. Фото: личный архив Олега Литвинскогоото: личный архив Олега Литвинского

С напарником Андреем Обуховым Олег Литвинский был известен по работе в комик-дуэте Пластилин. Фото: личный архив Олега Литвинскогоото: личный архив Олега Литвинского

Почему клоуны пугают

- Чтобы стать клоуном, образование необходимо?

- В Киеве в цирковом училище тогда не было набора на клоунаду – предлагали на жонглера. Хореограф цирка из комиссии позвала к ним клоуном

Чуть позже я стал первым в Украине клоуном Рональдом МакДональдом. В Будапеште вручили премию как лучшему корпоративному клоуну Восточной Европы.

Образование я все-таки получил, когда объявили набор на клоунаду.

- У вас есть объяснение, почему некоторые люди боятся клоунов?

- Я долго искал ответ на этот вопрос. В 1990-е, когда все, и цирк в том числе, разваливалось, появилось много шапито. На артистах экономили. Думали: «А что, я тоже клоуном смогу!». И люди, не зная профессии, много бед наделали, вот тогда и появились дети, которые боятся клоунов. Они пугали детей. Ребенок при походе в цирк или влюбляется в него, или скажет: «Нет, больше я этого видеть не хочу».

- Чем же клоун может напугать ребенка, если это, конечно, не Пеннивайс

- Напугать очень легко. Такие «клоуны» при выходе в манеж всегда делали это громко, чтобы обратили внимание. Но ребенок, который сидит в первом ряду с родителями, не готов к такой звуковой атаке. Сначала нужно его обаять, показать, что ты есть. Голливуд тоже свое добавил – ужастиками

В постсоветском пространстве клоунаду вывели на другой уровень. Есть белый лирический клоун и рыжий – придурковатый. Если клоун нравится, то знайте, что за этим стоит очень много лет работы и опыта.

Клоунов без травм не бывает

- Приходилось выходить на манеж после смерти близких, личных трагедий и удавалось ли тогда смешить и самому смеяться?

- Когда умер дедушка (а отца у меня не было), сразу после похорон мне надо было ехать на представление. Тогда и понял, что такое профессионализм. Я должен переключиться на работу, ведь зритель пришел улыбаться. Это тяжело, но это возможно.

- На манеже иногда случаются трагедии (в ноябре во время представления потерял сознание и умер по пути в больницу дрессировщик тигров Николай Козырев. – Авт.). Насколько тяжело выходить, зная, что коллегу в этот момент увозит скорая?

- Если артист - профессионал, он выходит и делает свою работу. Он обязан не дать зрителю почувствовать, что что-то случилось. Зритель должен выходить счастливым, несмотря ни на что. В тот день работал другой клоун, но я представляю, как ему было тяжело. Но зритель улыбался.

- В цирке много травматических профессий. А у клоунов бывают профессиональные травмы?

- Конечно. Первая серьезная травма у меня была, когда работали в Казахстане в шапито - я делал прыжок с кувырком. Дрессировщик собак, которые ездили на велосипеде, постелил в манеже фанерку прямо на  опилки. Я об этом не знал и падал именно на том месте. В результате получил травму ключицы. Повисшую руку положил в карман и отработал еще три репризы. А мелких травм было полно – оступился, связку порвал, неудачно упал…

Олег уверен настоящий клоун должен владеть как можно большим количеством жанров. Стоп-кадр https://www.youtube.com/watch?v=_6n2mUXwTVs

Олег уверен настоящий клоун должен владеть как можно большим количеством жанров. Стоп-кадр https://www.youtube.com/watch?v=_6n2mUXwTVs

«Клоун, ты чего такой угрюмый?!»

- Есть мнение, что клоуны в жизни печальные. Насколько вы с этим согласны?

- На самом деле я очень тихий и закрытый человек. Я не всегда раскрываюсь. Даже в гримерку ко мне заходят нечасто. Я считаю, что все яркое надо делать на манеже. А потом - будь скромным.

- Вас не раздражает, когда от вас в обычной жизни ждут шуток и приколов?

- Однажды пошел на Новый год к сестре, чтобы не сидеть одному в гостинице. Пришел и тихо сидел, а все от меня ждали этих шуток: «Слышь, ты же клоун, чего ты такой угрюмый?». Но я всего себя отдаю на сцене, а в жизни стремлюсь быть «нормальным человеком». Хотя знаю много коллег, которые такие же комедийные и по жизни.

Сейчас, если вижу, что от меня ждут шуток, выдаю парочку, чтобы «успокоить публику», а потом веду себя, как мне комфортно. И тогда меня уже больше не трогают. Поначалу были моменты, когда я страдал в компаниях, где говорили - «о, а сказали, что клоун придет!». 

- Вы, кстати, не обижаетесь, когда называют клоуном?

- Раньше просил не называть что-то клоунадой, а потом понял, что люди говорят то, с чем у них ассоциируется, по шаблону, даже не задумываются. Теперь улыбнулся - да и все. Другой ассоциации в каких-то ситуациях у людей нет - только цирк и клоунада.

Кошмар клоуна

- И Никулин в свое время, и современные клоуны часто жалуются на один и тот же кошмар – им снится, что люди не смеются. У вас такие же кошмары? 

- Мне всегда снился страшный сон, что у нас сейчас представление, а мы еще не одеты или бровей не сделали. Что зритель не смеется – нет. Со временем уже понимаешь, что надо делать для того, чтобы смеялся.

- Но если зал не смеется – как выходите из ситуации?

- Нет общей формулы, каждый раз нужно прощупывать публику – идешь, как сапер по минному полю. Всегда должны быть заготовки и куча реквизита на любой случай. Show must go on - при любых обстоятельствах.

- А вас легко рассмешить?

- Когда смешно - я смеюсь. Я давно не смотрю на коллег, как на уровень, а смотрю как обычный зритель. Есть такой известный клоун Жигалкин, он приехал на «95-й Квартал» - и провалился. А потому что потерял реальность. Это очень важно, кто перед тобой. Он работал в своем шаблонном стиле - «О, сейчас будет смешно!». Публику не подготовил. Такие провалы сильно бьют по психике.

 - А у вас были провалы?

- Было один раз. Мы работали в ночном клубе в Мариуполе на первое апреля. Увидев площадку, сразу сказал: «Ребята, совсем плохо - будут провалы». Сцена была на втором этаже, внизу оркестр, доступа к зрителю не было. Для певцов это нормально, а клоун должен контактировать, видеть глаза и ощущать энергетику. Мы все были расстроены и чувствовали себя виноватыми в том, что не смогли выйти из этой ситуации.

Участие в одесской «Юморине»-праздник для любого клоуна (Олег крайний слева). Фото: https://odessa-life.od.ua

Участие в одесской «Юморине»-праздник для любого клоуна (Олег крайний слева). Фото: https://odessa-life.od.ua

В Одессе юмор особый

- Есть ли города, страны, в которых зритель всегда принимает на ура, а где-то приходится потрудиться, чтобы рассмешить?

- Германия очень легкая для клоуна, могут в буквальном смысле с пальца смеяться. А вот испанцам нужен текст, просто мимикой не возьмешь. Китайцы - те сначала «мертвые» сидят, а потом аж ладошки горят, так им понравилось. 

В Украине особая – Одесса. Там проще и тяжелее одновременно. Проще потому, что «твоя» атмосфера. Но юмор там неповторимый: «мама, если от этого не смеются…» - как они говорят. Они уже все «схавали» - твое представление может быть для них пройденным материалом.

В Днепре тоже интересно. Однажды подсадили в зал арт-директора, а он большой и внешне на бандита похожий. И издевались над ним все представление. Бабушка возле него сидит: «Сынок, не обижайся, у нас уже лет 10 таких клоунов не было!».

- Взрослых сложнее рассмешить, чем детей?

- Это правда. Ты просто можешь оступиться, и дети уже будут ржать. Но взрослые внутри тоже дети, и когда есть шанс вернуть их в детство, то они твои. Надо осторожно распаковать этого ребенка внутри.

Желтый шарик в память о напарнике

- Какие традиции или приметы есть в цирке?

- Спиной к барьеру стоять нельзя - будет трагедия. Нельзя есть семечки - аншлага не будет. У нас был один любитель семечек - когда ездили по Азии, то пока не отбили у него это желание, полные залы не собирали. Хотя, может, это совпадение.

Нельзя трогать реквизит перед выходом артиста – будет все падать, особенно этой приметы боятся жонглеры. Нельзя проходить перед артистом непосредственно перед его выходом, это у «униформы» (обслуживающий персонал в цирке. – Авт.) есть такой грешок. Даем за это подзатыльник.

Всегда за кулисами громко поздравляем друг друга с выходными. Раньше их было мало – шесть дней рабочих, теперь много, но традиция осталась. 

На «зеленке» (заключительное представление. – Авт.) всегда шутят друг над другом. Например, мне вместо бутафорской батареи могут вынести настоящую. А если вытащат унитаз вместо батареи, отыграть вообще будет тяжело... На одной из «зеленок» вместо веника «униформы» притащили пылесос. Но это традиция, мол, «сейчас посмотрим, какой ты артист». 

- В прошлом году вы потеряли напарника (Андрея Обухова), с которым выступали больше 20 лет. Как прошло первое представление без него?

- Первое было самым тяжелым - в зале были друзья и родители Андрея. Это было представление о желтом шарике - это цвет его костюма. Этот шарик по сценарию всегда был со мной - и в конце он лопается. Я очень держался, чтобы не выйти из образа. Все плакали. Этот момент был очень тяжелым.

На втором представлении уже не было лиц, которые напоминали Андрея, - оно прошло на ура, все ржали. У меня было чувство, что он стоит рядом и похлопывает по плечу: «Иди вперед».

Сейчас Олег Литвинский работает над сольными программами. Фото: личный архив Олега Литвинского

Сейчас Олег Литвинский работает над сольными программами. Фото: личный архив Олега Литвинского

Минутка поэзии

Стих Олега Литвинского

Веселый, забавный, он шут при дворе,

Смешные он песни поет детворе.

Все громко смеются, кричат - браво! Бис!

И просят его продолжать бенефис.

И снова, и снова выходит он к ним,

Дарит он счастья и радость одним,

Другим он с иронией скажет о том,

Чего все боятся сказать в слух о нем.

Он может играть, песни петь, танцевать,

Веселый каскад шуток новых опять.

И кажется всем, что жизнь без забот,

Забылись проблемы за прожитый год.

Ну вот и финал бенефиса шута,

Аплодисменты - награда труда,

И зритель с улыбкой побрел кто куда,

Цитируя шутки и песни крича.

Закончился праздник, шут со сцены сошел,

Присел за кулисой, сигаретку нашел,

Маску свою он снял без труда,

И слеза по щеке прокатилась одна.

В груди закололо, и сердце его,

Не вынесло то, что внутри у него.

Он вверх посмотрел, улыбку даря,

После чего не стало шута.

Время пройдет, пролетят и года,

Но шутки шута остаются всегда.

И в памяти всех открыты сердца,

Для радости той, что дарил он тогда.

Новости по теме: Цирк клоун артист