21 ноября
Загрузить еще

«Гамбит королевы»: такой эпохи Тюдоров вы еще не видели

«Гамбит королевы»: такой эпохи Тюдоров вы еще не видели
Фото: Кадр из фильма

В украинских кинотеатрах стартовала премьера исторического триллера «Гамбит королевы» – новый взгляд на жизнь Генриха VIII и его последней жены Екатерины Парр.

Уезжая на войну, король проявляет незаурядное доверие к жене, назначая ее регентшей на время его отсутствия. Но возвращается он больным параноиком, который начинает подозревать жену во всех смертных грехах – от супружеской измены до ереси и подготовке переворота. Придворные становятся на сторону короля и клевещут на королеву. Женщине не остается ничего другого, кроме как самой бороться за выживание. Фактически это фильм о домашнем насилии – только с роскошными декорациями и основанный на реальных событиях.

Один из способов изучить историю

Жены Генриха VIII Тюдора всегда были лакомой темой для искусства. Не посчитать, сколько фильмов снято о самом Генрихе, об Анне Болейн. О Екатерине Арагонской снят сериал. Песня Catherine Howard's Fate – одна из самых известных у Blackmore's Night. А вот о шестой, последней жене Генриха VIII, из книг и фильмов известно гораздо меньше.

И зря – во-первых, она единственная, кто пережил короля, во-вторых, до брака с королем дважды была замужем (еще и после смерти Генриха вышла замуж – таким образом стала рекордсменкой по количеству браков среди английских королев), в-третьих, воспитывала детей короля – Елизавета и Эдуарда, как своих собственных. С принцессой Марией не сложилось из-за ее католической веры, а Екатерина, несмотря на то, что Англия придерживалась того времени католицизма, продолжала исповедовать радикальный протестантизм, рискуя за свою веру избавиться от жизни. Выдающаяся была женщина, образованная, умная, умело управлявшая государством.

Ее история вдохновила бразильского режиссера, каннского лауреата Карима Айноуза, посвятить фильм именно этой личности.

«Существует так много фильмов о короле и его женах, которых он убил или сослал, но почти ничего нет о выжившей жене». Режиссер решил, что важно прославить Екатерину и то, кем она была, кроме жены Генриха, - в частности интересной писательницей и державной женщиной. В основу кино положен роман «Гамбит королевы» Элизабет Фримантл.

Айноуз снял фильм о женщине, которая не боится общаться с «еретиками»-протестантами, плести интриги с политическими игроками, быть самой собой и стремиться к большему, чем быть вторым местом.

Как бы хорошо ни играла Алисия Викандер, Джуд Лоу ее отодвинул на задний план. Кадр из фильма

Как бы хорошо ни играла Алисия Викандер, Джуд Лоу ее отодвинул на задний план. Кадр из фильма

Невероятный Джуд Лоу

На роль королевы Айноуз пригласил Алисию Викандер. Для нее это не первая роль королевы, которой угрожает опасность со стороны сумасшедшего короля («Королевский роман»). И не первая роль сильной женщины. Алисия Викандер изображает скромную королеву, которая при этом имеет стальной стержень внутри, и в то же время играет роль любящей и преданной жены.

А это, надо заметить, нелегко. Во-первых, над тобой все время дамокловым мечом висит упоминание о том, что сделал Генрих с предыдущими женами. Во-вторых, когда-то любящий мужчина, позволявший Екатерине даже публиковать книги под ее именем, превращается в исступленного параноика, от которого можно ожидать чего-угодно. В-третьих, даже физическая близость превращалась в пытки – на исходе жизни король сильно разжирел, а гангрена на его ноге нестерпимо воняла даже под слоем повязок. И собственно весь фильм посвящен тому, как королева пытается выжить – скрывая отвращение и обиды, общение с запрещенными людьми, желание читать запрещенные книги и передавать эти знания дальше.

Любящий Генрих с каждой минутой все больше превращался в маниакального монстра. Кадр из фильма

Любящий Генрих с каждой минутой все больше превращался в маниакального монстра. Кадр из фильма

Алисии Викандер прекрасно удалось передать эту моральную стойкость в атмосфере постоянной угрозы жизни, но Джуд Лоу полностью затмил ее игру.

Такого Джуда Лоу вы еще не видели. Да, у него много ролей негодяев, много самовлюбленных, даже есть самодуры. Но везде он оставался красавчиком. Для роли Генриха VIII он не побоялся превратить себя в отвратительное, толстое, гниющее снаружи и изнутри чудовище. Лоу не мог не выложиться на полную, получив возможность передать то, как разлагается и физически, и морально когда-то великий человек, свернувший на темный путь.

Лоу действительно играет самодержца, для которого не существует ничьей воли, ничьих желаний, кроме своих собственных. Иногда появляются искры некогда талантливого и веселого эпикурейца и влюбленного мужчины, но с каждой минутой он становится все более раздраженным, мрачным, ревнивым и подозрительным. Прогрессирующая паранойя усиливает осознание того, что инфекция с ноги уже растекается по всему телу и может убить в любую минуту. И в то же время видно, как сильно король желает чувствовать себя любимым. Типичная история Синей бороды, искусно воплощенная британским актером.

Королева не только сильная женщина, но и добрая, поэтому ее служанки и фрейлины остаются ей верны. Кадр из фильма

Королева не только сильная женщина, но и добрая, поэтому ее служанки и фрейлины остаются ей верны. Кадр из фильма

Костюмы и атмосфера

Королевские наряды, одежда придворных вельмож и простолюдинов играют в «Гамбите королевы» отдельную роль.

Режиссер настоял на том, чтобы их создавали исключительно вручную, подчеркивая чрезмерную роскошь Тюдоров и их двора. Сделаны с исторической достоверностью лауреатом премии "Оскар" Майклом О'Коннором («Герцогиня»), который выискивал ткани по всей Европе и привлекал к работе специалистов по истории костюма. Будет много золота, украшений, бархата, шелка и крупных планов, благодаря которым можно рассмотреть мельчайшие детали – и получить достоверное представление, как одевались люди тех времен.

Атмосферу той эпохи передает и то, что снимали в настоящем замке – средневековом Хеддон-Холле (графство Дербишир). Именно его мрачные стены как нельзя лучше подходили для мрачного триллера о домашнем тиране. Эпизоды насилия, возможно, будут неприятны для уязвимых зрителей, но еще больше погружают нас в образ жизни тех времен.

И даже съемки на природе помогают атмосфере. Яркий солнечный свет и изумрудно-зеленая трава природы четко контрастируют со съемками в помещении с тусклым освещением (кое-что напоминает полотна Рембранта) и множеством закоулков, которые, кажется, просто наполнены шпионами и предателями, которые вот-вот ужалят тебя.

Солнечные дни сильно контрастируют с пасмурной атмосферой королевского замка. Кадр из фильма

Солнечные дни сильно контрастируют с пасмурной атмосферой королевского замка. Кадр из фильма

Страна: Великобритания, США

Режиссер: Карим Айнуз («Невидимая жизнь Эвридики» – премия «Особый взгляд» на фестивале в Каннах 2019 года)

В главных ролях: Алисия Викандер («Девушка из Дании», «Анна Каренина», «Легенда о Зеленом рыцаре»), Джуд Лоу («Молодой папа», «Шерлок Холмс»), Эдди Марсал («Джентльмены», сериал «Джонатан» Стрэндж и мистер Норрелл»), Сэм Райли («Малефисента»), Саймон Рассел Бин («Орландо», «Ярмарка суеты»), Эрин Доэрти (сериал «Корона»).

Продолжительность: 02:00

Новости по теме: Кино Кинопремьеры фильмы