Загрузить еще

«Граф Монте-Кристо»: Дюма заплакал бы от такой красоты

«Граф Монте-Кристо»: Дюма заплакал бы от такой красоты
Фото: кадр из фильма

Рейтинги нового французского приключенческого фильма « Граф Монте Кристо » – зашкаливают: на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes – 100% (!) «свежести» и 95% «зрелищности», на IMBd – 8/10.

Экранизаций «Графа Монте-Кристо» существует огромное количество, так чем именно эта зацепила за душу зрителей и критиков, попытался разобраться корреспондент Коротко про.

Дюма был бы в шоке

Если вы сторонник того, чтобы экранизация происходила четко по первоисточнику, то сразу предупреждаем: местами будет очень больно от того, как создатели фильма поступили с романом Александра Дюма-отца: не просто урезали или перекроили, а даже добавили сюжетные линии, которых и в помине не было в оригинале. Так что сразу предлагаем оценивать картину как «по мотивам» известного произведения. И да, современный гуманизм тоже наложил мощный отпечаток на мораль картины. Если лейтмотив у Дюма – «зло должно быть наказано», то главное мнение режиссеров этого фильма – «даст ли месть подлинное облегчение?».

Кстати. Если вы не читали роман, то вот коротко, о чем фильм.

Молодой моряк Эдмонт Дантес стал жертвой коварного сговора. Арестованный прямо в день своей свадьбы, он попадает в суровую тюрьму за преступление, которое не совершал. 14 лет он просидел за решеткой, пока не смог убежать. За годы заключения его поддерживал другой заключенный – аббат Фариа. Аббат научил юношу всему, что знал, а также рассказал о месте, где спрятаны огромные сокровища. Но перед этим поставил его перед важным выбором: «Как вы с ним поступите? Будете творить добро? Или ненависть охватит ваше сердце?».

Эдмон избрал путь мести, хотя сам его считает возвращением справедливости.

На свободе вся жизнь Эдмонта Дантеса, теперь уже графа Монте-Кристо, будет посвящена одной цели: отомстить тем, кто отнял у него молодость и счастье. И не просто убить, а разрушить их жизнь, как они разрушили его.

Молодой и влюбленный Эдмон с другом Фернаном, который его предаст, и с невестой Мерседес, которая тоже его покинет. Кадр из фильма

Молодой и влюбленный Эдмон с другом Фернаном, который его предаст, и с невестой Мерседес, которая тоже его покинет. Кадр из фильма

Самая масштабная экранизация

Размах, с которым снят этот фильм, просто эпический: здесь и роскошные декорации, и невероятно продуманная и кропотливая работа над костюмами, и почти три часа хронометража. Дуэт сценаристов и режиссеров Матье Делапорта и Александра де ла Пательера (которые, кстати, были авторами недавней, не менее смелой адаптации «Трех мушкетеров» с Венсаном Касселем и Евой Грин) создал невероятно красивую историю об измене, интригах, любви и мести со всеми необходимыми атрибутами исторического приключенческого кино.

Хотите шторм на море? Пожалуйста – поразительная сцена морского пожара. Хотите невероятные пейзажи Средиземноморья – вот вам виды: от изумрудного моря и до старинной архитектуры. Хотели воочию увидеть самую суровую тюрьму? Закоулки замка Иф к вашим услугам. Вам интересна жизнь французских аристократов середины XIX века? В подробностях – хочется делать стоп-кадры и рассматривать в деталях. Фехтование, затейливые маски, бандиты, скачки на лошадях, драки – все это есть, хотя могло быть и больше (но, пардон! И так три часа в кресле сидишь).

Говорят, что это самый дорогой французский фильм года (43 млн. евро) – и каждая деталь на экране это доказывает. С другой стороны, когда главный персонаж берет на себя функцию Бога – отдавать каждому по заслугам, то и размах должен быть божественным, не правда ли?

Враги Эдмона Дантеса достигли за время его заключения высоких чинов в обществе. Тем страшнее будет падение. Кадр из фильма

Враги Эдмона Дантеса достигли за время его заключения высоких чинов в обществе. Тем страшнее будет падение. Кадр из фильма

Красота спасает даже месть

Все сейчас в нашей жизни склоняется более к инстаграммной красивой картинке, и фильм «Граф Монте-Кристо» – не исключение. Глянцевый визуал здесь преобладает над сутью, и вместо глубокой драмы у Дюма мы получаем сказку с обнадеживающей (ну потому что нельзя сказать, что совершенно счастливой) концовкой.

Попытки режиссеров показать, как граф Монте-Кристо полностью погружается в разрушительную силу мести и это стремление уничтожить врагов в конце концов разрушает и его душу, получились не слишком четкими. Можно даже сказать, что зрителя оставляют с мыслью – а потом все будет хорошо. Это приключенческое кино, где праведники должны победить негодяев, любовь - безнадежность, вера - отчаяние, а все хорошее - все плохое.

«Граф Монте-Кристо» возвращает нас к кино,  как к развлечению, а не грузит какой-то дидактикой. И благодаря этому 3 часа в кресле пролетают незаметно. Кроме того, нам всем сейчас нужна вера в победу добра, пусть даже такой ценой. И мы, как и Эдмон Дантес, верим, что тогда сможем исцелиться.

Пьеру Нинэ приходилось одновременно играть и 20-летнего жизнерадостного юношу и исполненного холодной ненависти 40-летнего мужчины. Кадр из фильма

Пьеру Нинэ приходилось одновременно играть и 20-летнего жизнерадостного юношу и исполненного холодной ненависти 40-летнего мужчины. Кадр из фильма

Несколько слов о кастинге. Актеры тоже подобраны так, что трудно отвести глаза, насколько они хороши. Исполнитель главной роли Пьер Нинэ сумел передать, как наивный, влюбленный и добрый Эдмон Дантес превращается в сурового графа Монте-Кристо, живущего только ради мести, но в то же время искренне верящего, что только так он сможет оставить позади все страдания.

От других актеров хотелось бы более правдивой игры, потому что некоторые переигрывали, а некоторые и не дотягивали, но красивая картинка заставляет забыть даже об этом.

Да и вообще – зачем критиковать, придираться к каким-то пустякам, если даже привередливые французы высоко оценили экранизацию любимой классики и считают выход «Графа Монте-Кристо» культурным событием.

И даже после премьеры на внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля зрители устроили фильму почти 12-минутную овацию.

В главных ролях: Пьер Нинэ («Ив Сен-Лоран», «Маскарад»), Анаис Демустье («Великие люди», «Они»), Бастьен Буйон («Джамбо»), Лоран Лафит («Она»), «Мой кумир»).

PS А дублировал Эдмона Дантеса – Владимир Дантес. Тоже красиво получилось, правда?