Кажется, только вчера «Паразиты» получили свои 4 «Оскара», но в действительности прошло целых 6 лет. За это время оскароносный корейский режиссер Пон Джун-хо снял лишь один фильм – сатирическую сай-фай драму « Микки 17 ». Если вспомнить, какая это острая была сатира и какие острые вопросы поднимались в «Паразитах», можно было ожидать подобного и в новой картине.
Взяв за основу свежий бестселлер Эдварда Эштона «Микки 7» – в жанре научной фантастики, Пон Джун-хо решил преподнести темы клонирования человека и освоения космоса по-своему, не с такой серьезностью, но продолжая затрагивать важные темы. Это уже видно из названия – в романе главный герой погибает 6 раз, а в кино – все 16, что делает рассказ более комичным. Одна смерть – трагедия, много смертей – статистика.
Сюжет фильма разворачивается вокруг неудачника Микки Барнса (Роберт Паттинсон), который должен кучу денег, и чтобы его не нашли кредиторы, сбегает с Земли. На самом деле тех, кто хотел бы покинуть планету из-за экологических проблем, достаточно много, поэтому ищут специалистов. Микки, который толком ничего не умет (даже внимательно прочитать контракт), согласился на должность «восстанавливаемого сотрудника», то есть того, кто выполняет самую опасную работу, обязательно погибает, но затем его заново клонируют.
В чем Микки повезло, так это в том, что он встретил свою любовь – решительную и сильную Нашу (Наоми Аки). Кадр из фильма
Космическая экспедиция, возглавляемая неуравновешенным амбициозным политиком с чрезмерным эго Иеронимусом Маршаллом (Марк Руффало) вместе со своей коварной и безжалостной женой Илфой (Тони Колетт), летит колонизировать ледяную планету Нильфхейм.
На этой планете, выполняя очередную опасную задачу, Микки падает в ледяную пропасть и чудом спасается – а точнее, его спасают местные странные животные. Но поскольку никто не рассчитывал, что парень вернется, на станции уже успели напечатать его новый клон. И после возвращения Микки 17 встречается с Микки 18. Но существование двух клонов запрещено и по инструкции надо безвозвратно уничтожить обоих.
На первый взгляд, кажется, что это просто фантастическое приключение о неудачнике, втянутом в историю о том, что значит быть человеком и прояснить моральные (или безнравственные) аспекты клонирования. Но Микки выглядит настолько тупым, что даже не может объяснить другим членам команды без функции обновления, «каково это – умирать?». А не то, что задуматься над бессмертием своей души или над тем, что делает человека человеком.
И первую половину фильма мы действительно наблюдаем за этим как за комедией, в которой высмеивается и карикатурный политик, и вопросы жизни и смерти, и экологические проблемы на Земле.
И, возможно, это была бы действительно прекрасная идея – взять истерического политика, полностью слетевшего с катушек, уверовавшего в собственную богоизбранность, – и отправить его в далекий космос. Да и здесь проблема – на космическом корабле будет царить культ его личности, из-за чего люди превращаются фактически в рабов, а на планете, которую они планируют колонизировать, из-за его чрезмерного эго могут погибнуть местные жители, которых он, конечно, не считает разумными существами.
Невероятная игра Марка Руффало продолжает удивлять. После оскароносных «Бедных-несчастных», где он также сыграл негодяя – хоть и несколько иного пошиба, в «Микки 17» он снова воплощает зло, но уже наделенное властью. «Существует только одно правильное мнение – и оно мое», «я единственный спаситель и спаситель» и т.д. п. – выглядит это карикатурно и отвратительно, и было бы даже смешно, если бы ты с ужасом не сознавал, что это не фантастика. Западные кинокритики открыто пишут, что для полноты картины нужно было Марка Руффало намазать бронзатором и надеть на него рыжий парик. А когда (простите за небольшой спойлер) на космической станции происходит «заварушка» и Иеронимус Маршалл получает маленькую царапину – перед глазами сразу встает картина неудачного покушения на Дональда Трампа, и становится даже интересно: а была ли эта сцена с нападением на Маршалла в начальной версии сценария? Или ее срочно вписали?
Марк Руффало и Тони Коллет воплотили на экране мерзкого политика и его не менее мерзкую жену. Кадр из фильма
Во второй половине картины режиссер внезапно и резко начинает поднимать достаточно острые проблемы. Гуманно ли убивать человека, зная, что его копию можно всегда напечатать заново? Не приведет ли это к созданию бесправных крепостных, которых и за людей можно не считать? Следует ли прогибаться под негодяев, злоупотребляющих властью и устанавливающих культ личности? Что такое колонизация другой планеты – благо для человечества или трагедия и геноцид местных жителей? И не напоминают ли события в фильме историю жестокого колонизаторства американских земель и отношение «белого господина» к коренному населению? Ну, или же, в случае клона – эксплуатацию мигрантов, которых тоже за людей не считают?
Но уже в третьей части возникает какое-то странное чувство недоделанности. Острые вопросы заданы, но ответов на них режиссер не дает, более того, он избегает этих ответов, сосредотачиваясь на попсовых моментах истории, – ну конечно, это же голливудский блокбастер, поэтому здесь будут и любовь, и драки, и переживания за судьбу главных героев (с намеками, что как-то оно все решится). А вот важные вопросы так и зависнут недосказанными.
Возможно, именно для того, чтобы не отвечать на эти вопросы, Пон Джун-хо и сменил профессию главного персонажа. Если в романе «Микки 7» Микки Барнс – историк, то есть человек, который может осознать последствия событий, да и вообще умеет думать, то в фильме персонаж Паттинсона – эдакий простачок, живущий сегодняшним днем, руководствуется эмоциями, а главная его цель – хорошо поесть и заняться любовью со своей девушкой. И только появление другого Микки, другой версии себя, заставляет его взглянуть на все происходящее под новым углом. Но надолго ли?
Роберт Паттинсон - блестящий в этой роли: наивного влюбленного неудачника, способного сначала только на примитивные задачи, да и в роли Микки 18 – более жесткой и решительной своей версии. Настолько блестящий, что даже не знаешь, за кого из этих Микки болеть. С другой стороны, если даже его девушка стремится оставить обе копии – почему бы и нам не болеть за обоих?
В целом «Микки 17» - это красивый фильм, с красивыми образами и построенным новым миром, с отличной режиссурой и игрой актеров (Тони Колетт тоже невероятна в своей роли главы семьи, которой нужно управлять сумасшедшим мужем с манией величия). Здесь много сатиры, юмора и иронии, есть моменты, которые заставят пролить слезу (но не сильно), есть над чем задуматься, но без особого напряжения, есть даже вроде хеппи-энда…
Но вот этого ощущения катарсиса, шока от прозрения не возникло. Поэтому и послевкусие осталось таким, будто тебе пообещали изысканный экзотический обед с острыми блюдами, а он оказался фастфудом. Вкусно, но ничего особенного и пресно. А может быть, это все просто оттого, что «Паразитами» Пон Джун-хо установил слишком высокий стандарт, который сам не смог повторить?
Игра Роберта Паттинсона, которому пришлось фактически, играть минимум две роли, заслуживает высокой похвалы. Кадр из фильма
Страна: США, Южная Корея.
Режиссер: Пон Джун-хо ("Паразиты", "Окча")
В ролях: Роберт Паттинсон («Сумерки», «Довод», «Бэтмен»), Стивен Ян (сериал «Ссора»), Наоми Аки («Клипны дважды»), Марк Руффало («Мстители», «Бедные-несчастные»), Тони Коллет («Аллея кошмаров»).
Продолжительность: 02:19