Загрузить еще

«28 лет спустя»: Джоди Кормер, Аарон Тейлор-Джонсон и Рэйф Файнс против новых зомби

«28 лет спустя»: Джоди Кормер, Аарон Тейлор-Джонсон и Рэйф Файнс против новых зомби
Фото: Кадр из фильма

Мы дождались – прошло всего 23 года с момента выхода «28 дней спустя» – триллера, возродившего и переосмыслившего зомби-жанр, и вот продолжение от тех же режиссера Дэнни Бойла и сценариста Алекса Гарленда. Они смогли сделать ужастик культовым, одним из самых прибыльных фильмов-ужасов 2002 года, более того, таким, которым вдохновлялись лет 10 подряд и последующие картины и сериалы о зомби, и об инфицированных – фактически, это один из самых влиятельных фильмов ужасов XXI века.

Придуманные авторами т.н. «быстрые» или «бешеные» зомби сильно отличались от привычных мертвецов, едва передвигающих ноги. А тему заражения неизвестной инфекцией, которая лишает людей мозга и делает их нежитью-каннибалами, причем только в Великобритании, изолированной от другого мира, - не раз вспоминали британцы во время наводнения.

Справедливости ради мы вспомним, что было и продолжение "28 недель спустя" (2007), но от других режиссера и сценариста. Получился сиквел вторичным, культового статуса не имел, а потому – ну и хватит о нем. Давайте о новом фильме, теперь уж действительно – постапокалиптическом.

В отличие от оригинальной картины, где главной была тема выживания и поиска безопасного места от кровожадных зомби, теперь выжившие приспособились за столько лет к опасному соседству, а следовательно, можно обратить внимание на вечные ценности. Авторы выводят на первый план трогательную семейную драму, которая переплетается с высокой философией смерти, все это сдобрено тонким британским юмором – и при этом это еще роуд-муви в его классическом понимании. Ну и зомби, конечно, тоже будут – еще ужаснее и еще опаснее.

За 28 лет зомби полностью потеряли одежду, но стали опаснее. Кадр из фильма

За 28 лет зомби полностью потеряли одежду, но стали опаснее. Кадр из фильма

Через 28 лет после того, как из биолаборатории вырвался опасный вирус, превращавший людей в кровожадных монстров, преодолеть инфекцию так и не удалось. Великобритания осталась с зараженными опасными тварями и немногими выжившими, а вот континентальную Европу вирус не задел.

И теперь Британия в сплошной изоляции и брошена ​​на произвол судьбы, убежать нет шансов – берега патрулируют европейские военные катера (будто какой-то извращенный намек на Brexit, вам не кажется?). Впрочем, авторы решили подчеркнуть, что британцы всегда жили в состоянии войны и опасности, и демонстрируют это вплетенными в сюжет то здесь, то там кадрами из исторических фильмов и документальной хроники – от Средневековья до Второй мировой.

Сами инфицированные изменились – некоторые так и остались без мозга, но очень быстрыми и вечно голодными, некоторые стали толстыми «ползунами» – передвигаются медленно, но от этого не становятся менее опасными. А на некоторых инфекция подействовала как стероиды – и получились устрашающие, наделенные большой силой и умом монстры, вожаки «быстрых» - альфы. Интересно, что инфицированные стали объединяться в своеобразные семьи.

Некоторые из выживших основали на острове близ Шотландии колонию, где все роли в общине распределены как в старину: тот сапожник, тот охотник, тот фермер и т.д. Колонию отделяет от большой земли только тоненькая полосочка. И по ней можно пройти только во время коротких часов отлива. Иногда мужчины перебираются на ту сторону – пополнить припасы, найти что-нибудь полезное для общества и поохотиться из лука на зомбаков. Это небезопасно, но очень почетно.

12-летнему Спайку еще рано ходить на такие вылазки, но его отец Джейми твердо решил сделать из него настоящего мужчину и берет сына с собой. Мать Спайка – Айла (Isla – на английском, то есть остров) – страдает неизвестной болезнью, периодически даже не узнает родных. Ходят слухи, что где-то там, на большой земле есть, возможно, безумный, но настоящий врач. И Спайк решительно настроен найти его.

Борьбе с инфицированными выжившие учатся с детства. Кадр из фильма

Борьбе с инфицированными выжившие учатся с детства. Кадр из фильма

Здесь невероятная атмосфера, которая восхищает тебя полностью: тревожная музыка (шотландский инди-поп от Young Fathers), стадо оленей, несущихся с бешеной скоростью, черные тучи ворон, мрачные руины, багровые закаты и вышеупомянутые исторические кадры усиливают ощущение тревоги и опасности. Но когда солнце заливает сочную зелень шотландских цветущих лугов и холмов – этот буколистический пейзаж возрождает чувство свободы и надежду на то, что все будет хорошо. А самодельный некрополь способен примирить со смертью. Даже фраза memento mori – помни о смерти – здесь звучит жизнеутверждающе.

Немного безумный, оранжевый (йод отпугивает зомби) врач, который перефразирует шекспировского Гамлета, держа в руках череп, заброшенная заправка Shell, на вывеске которой отпала первая буква, сравнение современной пластической хирургии с последствиями аллергических реакций, кафе Happy Eater -  юмор здесь специфический, но работает очень в тему.

Дойл и Гарленд собрали известных актеров – и Аарон Тейлор-Джонсон, и Джоди Кормер, и Рэйф Файнс, но все внимание приковывает игра именно 14-летнего Элфи Уильямса в роли Спайка, демонстрирующего отличный баланс между уязвимостью и стойкостью. Кстати, здесь играет и невероятного телосложения, фактурный британский боец ​​смешанных единоборств, кикбоксер – а с недавних пор еще и актер Чи Льюис-Перри (ибо вы точно будете гуглить, кто сыграл альфу).

Этот некрополь, возможно, станет важным элементом для продолжения фильма – «28 лет спустя: Костяной храм». Кадр из фильма

Этот некрополь, возможно, станет важным элементом для продолжения фильма – «28 лет спустя: Костяной храм». Кадр из фильма

Самое главное в «28 годах спустя» – что авторы не воспользовались проверенным материалом, чтобы просто подзаработать деньжат. Они создали почти новую историю – с актуальным политическим подтекстом, динамичную и глубокую.

Вообще Бойл и Гарленд сконструировали своеобразные качели – вот дыхание перехватывает от испуга и едва на минуту попустит, как через секунду наваливается еще больший ужас. Вот мы радуемся с героями победе, а потом снова не можем дышать из-за потери. То сердце сжимается от семейной драмы, а в следующую минуту - у нас уже слезы радости. Смех сменяется ужасом, ужас – слезами потери, вера в чудо – разочарованием, но после всего приходит надежда. И эта надежда – настоящий хэппи-энд, а не то, к чему мы привыкли в голливудских мелодрамах.

Ну и, конечно, авторы оставили огромный клифхенгер – надо ведь заманить зрителя на вторую часть «28 лет спустя: Костяной храм». И, возможно, на третью. Названия еще нет, но слухи ходят. Не исключено, что там даже появится звезда «28 дней спустя» Киллиан Мерфи.

Страна: США, Великобритания

Режиссер: Дэнни Бойл («На игле», «28 дней спустя», «Пляж», «Миллионер из трущоб»)

Авторы сценария: Алекс Гарленд («Восстание штатов», «Пляж», «28 дней спустя»), Дэнни Бойл

В главных ролях: Элфи Уильямс («Темные начала»), Джоди Кормер («Последняя дуэль», сериал «Убивая Еву»), Аарон Тейлор-Джонсон («Носферату», «Скоростной поезд»), Рэйф Файнс («Конклав», франшиза о Гарри Поттере, "Список Шиндлера").

Продолжительность: 01:55