Загрузить еще

«Нет другого выбора» Пак Чхан Ука: самый смешной и человечный фильм режиссера «Олдбоя»

«Нет другого выбора» Пак Чхан Ука: самый смешной и человечный фильм режиссера «Олдбоя»

В рамках Киевской недели критики украинскому зрителю представилась возможность ознакомиться с новой работой южнокорейского режиссера Пак Чхан Ука – триллером с элементами черной комедии «Нет другого выбора» (No Other Choice). Фильм с триумфом стартовал в основной программе 82-го Венецианского фестиваля, а у нас на большие экраны выйдет в декабре. Запланируйте его себе к просмотру, потому что, возможно, более сильной картины в этом году вы уже не увидите. Сейчас рейтинг фильма на Rotten Tomatos равен 100% – то есть все, кто не смотрел, в полном восторге.

И да, это действительно лучшая работа Пак Чхан Ука – смешная и страшная одновременно. Режиссер превзошел свое же мастерство в «Олдбое» или в сериалах «Маленькая барабанщица» и «Сочувствующий». Южная Корея уже номинировала «Нет другого выбора» на «Оскар» от страны и очень надеемся, что он попадет в шорт-лист.

За основу для своего фильма Пак Чхан Ук взял роман «Топор» американского писателя жанре детективов и юмористической прозы Дональда Вестлейка. Роман уже был экранизирован под названием «Гильотина» греческо-французским режиссером Коста-Гавросом. У всех троих - это история о человеке, который потерял работу и чтобы получить новую должность решает физически уничтожать конкурентов. Но есть нюансы - у Пан Чхан Ука это больше человечная история, в которой показана, какую значительную роль играет поддержка семьи. 

Пак Чхан Ук, говоривший, что хочет сделать экранизацию «Топоры» своим шедевром, добавил немало южнокорейского колорита, но в конце концов психологическая травма от потери работы – понятие интернациональное и понятное в любом уголке мира (кстати, та же южнокорейская «Игра в кальмаре» тоже своего рода следствие невозможности найти приличную должность).

Счастливая жизнь рассыпалась в один миг. Кадр из фильма

Счастливая жизнь рассыпалась в один миг. Кадр из фильма

Жизни инженера крупной бумажной фабрики Ман Су (актер Ли Бёхон, которого мы знаем как Фронтмена из «Игры в кальмара"), можно только позавидовать – он на хорошем счету работе, где его ценят и хорошо платят. У него отличная семья: красавица-жена, прекрасные сын и дочь, два дружелюбных золотистых ретривера. Жена может позволить себе не работать – ходит на танцевальный кружок и теннис, воспитывает детей. А еще Ман Су осуществил свою детскую мечту и взял в ипотеку дом, где провел детство. Сделал там теплицу и в свободное время выращивает бонсаи.

Эта сказочная жизнь не свалилась ему с неба. С юности Ман Су каторжно работал, высшее образование получал без отрыва от производства, некогда было даже хорошо развлечься с женой. Выстроил свою карьеру потом и кровью и думал, что работодатели будут прислушиваться к его мнению. Поэтому, когда владельцы-американцы решили сократить штат, Ман Су осмелился вступиться за своих коллег: "вы, американцы, говорите, "уволить с работы", а мы это называем "отсечь голову!". Как результат – его тоже увольняют со словами "нет другого выбора". То есть фактически отсекают голову.

Легко представить, что это за тяжесть падает тебе на плечи, когда ты внезапно остаешься без работы, а тебе уже почти 50, на тебе висит ипотека и необходимо кормить шесть ртов (ну хорошо, четыре рота и две пасти), а потребности семьи немалые.

Психологические тренинги – «повторяйте, я устроюсь на новую должность через три месяца» – не помогли. Ни через три месяца, ни через 13 Ман Су так и не нашел достойную работу. 25 лет он проработал на одном месте – так что навыков мастерски проходить собеседования, не выражая свои переживания и тревожность, у него нет. Семья уже пошла на жертвы: жена отказалась от всех кружков и устроилась на подработку, отвезли собак родителям, чтобы не тратиться на продукты, даже от Netflix отписались. Этого мало – банк угрожает отобрать дом из-за просроченной ипотеки, поэтому нужно срочно продать дом и погасить долг банка, а уроки виолончели для талантливой дочери становятся более дорогими и неподъемными. К тому же девочка вообще не разговаривает с родителями – настолько болезненно переживает разлуку с собаками, а сын-подросток перестает быть хорошим мальчиком.

Семья, конечно, поддерживает Ман Су. Но ему от этого еще больнее. Кадр из фильма

Семья, конечно, поддерживает Ман Су. Но ему от этого еще больнее. Кадр из фильма

Ман Су, категорически не желающий искать что-то за пределами бумажной отрасли, которой отдал почти всю жизнь, понимает, что вакансий мало, а опытных инженеров много. Порядочный семьянин, честный трудяга попадает в нравственный тупик, из которого он видит лишь один выход. И он решает действовать на опережение: находит потенциальных конкурентов и собирается уничтожить их. Потому что другого выбора просто нет.

Но решить мало – нужно еще отважиться. И здесь сюжет делает настолько абсурдные повороты и выверты, что нельзя угадать, куда он поведет дальше. Перефразируя Шекспира «Убить или не убить – вот в чем вопрос!». События становятся удивительно ужасающими, высокая, почти греческая трагедия переплетается с черным юмором, превращаясь в фарс.  Персонажи иногда выбрасывают такие кульбиты, что непонятно, заслуживают ли они жизни, действительно ли, для всех будет лучше, если они исчезнут.

Сам режиссер никак не выражает своего отношения к персонажам и их действиям, оставляя этот непростой моральный выбор зрителю. Почти все события мы видим через призму Ман Су, поэтому вопрос «почему должна страдать моя семья, а не кого-то другого?», «а почему кто-то другой должен получить это место, если я тоже хороший работник?», «а, может, конкурент тоже заслуживает хорошей жизни?» - вынужден искать ответы не только герой фильма, но и зритель, разрывающийся между тем, чтобы сочувствовать главному герою и осуждать его.

Кровавых сцен здесь достаточно (привет, «Олдбой»), но здесь они не безнадежно мрачны, а такие, что не знаешь – ужасаться или смеяться.

Трагедия в картине то и дело сменяется фарсом и наоборот. Кадр из фильма

Трагедия в картине то и дело сменяется фарсом и наоборот. Кадр из фильма

Пан Чхан Ук использует эти приемы, чтобы показать: человек даже не винтик – только бумажка с той же бумажной фабрики, которую в любой момент может подхватить ветер перемен, скомкать и отнести куда-то на мусорку, где тебя привалит другим мусором. И вырваться из этой помойки практически нереально, особенно в мире, где огромный разрыв между высшими и низшими классами, где корпоративная жадность разрастается до настоящего безумия, ИИ, который с легкостью, бесплатно и без больничных и выходных справляется с задачами, где нужно было несколько рабочих. Это такая мясорубка (мясорубка в фильме тоже будет), которая превращает добрых, порядочных, любящих людей в нравственных монстров. Меняются не только главы семей, потерявшие работу, но и их близкие - у кого-то исчезает когда-то пылкая любовь, кто-то тоже понемногу теряет человечность, кто-то сталкивается с всепоглощающим одиночеством, а у кого и наоборот - семьи и сами будут готовы пойти на преступления ради единства.

И, если в «трилогии мести» Пан Чхан Ука было четко понятно – вот злодеи, вот их главные герои заслуженно и жестоко их наказывают, и так им и надо, то здесь нет негодяев, здесь есть люди, которые просто хотели быть счастливыми, но они ломаются под давлением общества, требующего от тебя быть успешным и радостным. И это своеобразный манифест Пан Чхан Ука, призыв дать отпор капитализму, пока он полностью нас не расчеловечит.

После более двух часов фильма пролетают незаметно, настолько в нем бурлят страсти. Но иногда камера делает кульбит и мы оказываемся на лоне роскошной осенней природы, которая должна умиротворять, но наоборот, эта яркая красота лишь подчеркивает внутреннюю тьму и отчаяние персонажей. Вообще операторская работа в этом фильме – на самом высоком уровне. Мы видим и утонченную экзотическую красоту Кореи – хоть в природе, хоть в интерьере. Иногда в эту красоту врываются кадры бездушных машин на заводе: выглядят они так, будто хотят перемолоть все человечное, что есть в картине. Бурная дождливая ночь сменяется солнечной погодой, но золотисто-красная осень плавно превращается в бесснежную, а оттого еще более мрачную и бездушную зиму. Бездушную, как и мир, в котором успех и деньги, куда важнее человечности.