"Наталка Полтавка" из Каменского
Родилась Мария Сергеевна на Кировоградщине в очень бедной крестьянской семье. Вскоре нужда заставила родителей перебраться в Екатеринославскую губернию, в поселок Верховцево, где отец устроился работать на дровяной склад. Однако семья по-прежнему жила впроголодь, и до середины 30-х годов все четверо (в семье подрастал еще младший сын Александр) ютились в тесной и сырой землянке.
Едва родители смогли обзавестись небольшим домиком, как Марии в поисках работы пришлось уехать из отчего гнезда - после окончания семилетки она отправилась в поселок Каменское (нынешний Днепродзержинск) на крупный металлургический завод. За полгода выучилась на монтера электростанции, однако в заводские цеха попала не в рабочей спецовке, а учительницей - ликвидатором безграмотности заводских тружеников, большинство из которых в те годы не умело ни читать, ни писать.
|
Свободные вечера Мария охотно проводила в заводском Доме культуры, где пела в хоре, посещала ансамбль бандуристов и самодеятельный драматический коллектив. И сегодня с юношеским блеском в глазах она вспоминает те славные годы, наполненные искусством и творческим вдохновением. Говорит, что именно тогда и на всю жизнь она полюбила народные песни - украинские и русские, а любимой своей сценической ролью называет Наталку Полтавку из одноименной пьесы Ивана Котляревского.
На одном из областных конкурсов художественной самодеятельности сильный и колоритный голос молоденькой учительницы заметили и даже дали ей направление на учебу в Киевскую консерваторию. Однако семейные обстоятельства не позволили тогда Марии перебраться в столицу.
Дальний Восток, любовь и война
Но собираться в дорогу ей все же пришлось - позвал клич Валентины Хетагуровой, опубликованный в "Комсомольской правде": "Девушки - на Дальний Восток!". Там остро нуждались в рабочей силе, особенно не хватало женских рабочих рук. Так Мария оказалась в числе более чем 11-тысячного отряда девушек-комсомолок, поехавших в 1937 году осваивать несметные богатства этого сурового таежного края.
В Хабаровске, на строящемся здесь кирпичном заводе, бойкой украинке из Приднепровья поручили открыть для местных рабочих школу и библиотеку, с чем она отлично справилась, заслужив уважение заводского руководства и простых заводчан.
Вскоре трудовые будни Марии в теплые романтические тона окрасила вспыхнувшая любовь к главному механику завода Евгению Солодилову. После практики на дальневосточном предприятии коренной москвич уезжал домой уже женатым человеком.
Но счастье молодой пары, у которой родилась дочь Светлана, оказалось очень коротким - в 1941 году грянула война с фашистской Германией. Первые военные залпы принесли в семью Марии Сергеевны страшное горе - на западной границе погиб ее младший брат Александр, боль от утраты которого женщина ощущает и сегодня. Правда, о смерти Саши Мария узнала значительно позже - в конце войны.
Через полгода оборонный завод, где работал Евгений Солодилов, был эвакуирован в Новосибирск, а вместе с ним в Новосибирск уехали и Мария с дочерью. Какое-то время молодая женщина работала шлифовщицей стекол для истребителей, но затем оставила работу из-за маленькой дочери, которую не на кого было оставлять.
Весть об окончании войны застала Марию Сергеевну не в Сибири, а в родных с детства местах - в Верховцево. Зимой 1945-го она получила тревожную весточку от матери, написавшей ей о смерти Александра и о своей немощности. Это письмо и позвало Марию в дорогу, несмотря на то, что ей нужно было с 5-летней дочуркой на руках преодолеть полстраны, разрушенной войной.
С дрожью в голосе вспоминает Мария Сергеевна ту поездку: сначала почти месячное стояние в очереди за билетами, пересадку в Казани и в Харькове, где даже с проездными документами невозможно было попасть на поезд, деньги, которые она совала носильщику за то, чтобы он помог ей с дочерью проникнуть в отходящий состав. Когда Мария Сергеевна наконец добралась до Днепропетровска, она окончательно выбилась из сил, но твердо знала, что дома ей станет легче, ведь здесь и стены помогают.
В родном Верховцево Мария взяла на себя заботу о беспомощной матери и малолетней дочурке. Сначала устроилась делопроизводителем в воинскую часть, занимавшуюся ремонтом системы железнодорожного водоснабжения, а затем пришла воспитательницей в железнодорожный детский сад №21, где и проработала вплоть до выхода на заслуженный отдых (возвращение в Москву для Марии Сергеевны перестало быть актуальным после гибели на производстве ее супруга).
Выжить помогла любовь ко всему живому
Именно в это тяжелое для женщины время в ее жизнь - теперь уже как спасение - снова вошло творчество. Мария Сергеевна стала посещать железнодорожный клуб, где создавались хоровой, драматический и танцевальный коллективы. Поездки с концертами на железнодорожные станции, в местные колхозы, участие в разноуровневых конкурсах художественной самодеятельности наполняли жизнь женщины радостью общения, сопричастности к общему делу, востребованностью, возможностью полной мерой реализовать свои таланты. К тому же не хватало времени жить прошлым, бесконечно перебирать в памяти потери и утраты - песня помогала трудиться, строить новую жизнь, растить дочь, идти вперед.
Выручала и удивительная человечность Марии Сергеевны, ее любовь ко всему живому - птицам, животным, природе. Два десятилетия, которые женщина проработала в детсаду, она неизменно приучала своих воспитанников быть наблюдательными, участливыми, не забывать о братьях наших меньших, заботиться о ближних.
Более 1,5 тысячи детсадовцев, которых Мария Сергеевна научила уму-разуму за эти годы, став взрослыми и самостоятельными людьми, все еще помнят ее науку. Многие, встретив на улице или в электричке (а старушка сегодня продолжает жить на два дома - в Днепропетровске, у дочери Светланы, и в Верховцево, где ухаживает за маминым домиком), кланяются, благодарят за заботу, желают долгих лет жизни.
Секрет ее долголетия
Вне всяких сомнений, и их искренними "молитвами" приумножаются годы Марии Сергеевны. Сама же столетняя пенсионерка видит секреты своего долголетия в постоянном движении:
- Я по-прежнему люблю и продолжаю работать: готовлю, глажу, убираю, занимаюсь стиркой. На соседний рынок хожу только пешком. Ежедневно марширую по ступенькам: вверх-вниз, вверх-вниз, до 900 ступенек за день прохожу. Сидеть на лавочке за праздными разговорами - не для меня. Люблю двигаться!
Несмотря на солидный век, Мария Сергеевна и сегодня весьма любознательна, интересуется всем, что происходит в мире, тренирует свою память чтением вслух любимых ею басен Крылова, разученных еще в молодые годы. Охотно возится с животными, которых в доме Солодиловых трое: Белочка, Рыжик и Алиса. Всех кошек сердобольные женщины подобрали из жалости, выходили и приютили у себя. И, конечно же, Мария Сергеевна поет! По-прежнему глубоким и красивым голосом чаще других заводит свою любимую песню - о высокой горе и зеленом гае, который раскинул возле нее свои ветви.
Зачарованно слушает маму дочь Светлана: она для нее образец силы духа, жизнелюбия и оптимизма, творческого непокоя. И искренне желает дорогому ей человеку еще одного века жизни на земле.