В любой компании, на любом предприятии найдется масса работников, которые будут упоенно жаловаться на своего шефа. Но если разобраться, то каждый из винтиков большой офисной машины располагает большим набором средств для манипулирования собственным боссом. В зависимости от того, каким арсеналом способов влияния располагает каждый из них, и характеризовать их можно по-разному.
ЖЕРТВА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Ничто человеческое не чуждо ни одному из начальников, и воззвать к его чувству сострадания может любой мало-мальски наблюдательный работник. Если для босса собственная семья - это святое, значит, к «семейным обстоятельствам» своих сотрудников они тоже будут готовы прислушаться. Да и проблемы со здоровьем вызовут понимание. Нужно пораньше уйти? Манипулятор вспоминает о 80-летнем юбилее бабушки своей второй жены. Не смог взяться за важную работу? Да только потому, что скрутила какая-то хроническая болячка, и теперь нужно бегать по врачам. Сердобольный шеф сочувствует и отпускает или нагружает делами других подчиненных.
Если начальство превыше всего ставит интересы компании, подчиненные используют другой способ - впадение в прострацию. Сначала сотрудник предупреждает, что задача кажется ему неосуществимой. Если же на ее выполнении настаивают, он распахивает невинные глаза и бегает к своему руководителю с просьбами «в последний раз объяснить, а то тут что-то не сходится». После десятого визита шеф либо сделает все сам, либо перебросит на этот участок более вменяемого сотрудника. Если же манипулятора заставят-таки доделать то, что было поручено, в итоге, скорее всего, получится ерунда. Но жертва только пожмет плечами и скажет: «Я же предупреждал!»
Совет психолога
«Главное - не злоупотреблять»
- Редкий сотрудник не привирает, когда ему нужно сбежать домой пораньше, - считает психолог Елена Воронина. - Вот только завираться не стоит. Несколько раз любой начальник поверит, но когда обстоятельства действительно будут критическими, руководитель может уйти в отказ. Старую сказку о врунишке-пастушке, который пугал село криками «Волки, волки!» знают все. Но выводы почему-то не делают.
ЗВЕЗДНЫЙ МАЛЬЧИК
Часто современные начальники оперируют таким понятием, как «команда-звезда» или «команда звезд». Отдавая предпочтение только незаменимым сотрудникам, они набирают в штат потенциальных манипуляторов. И когда каждый из них осознает собственную значимость - вопрос времени. Тогда и запускается механизм управления начальством.
Начинается все с того, что подчиненный делает большое одолжение, принимаясь за ту или иную работу. Или прямо, или намеками он дает понять, что сейчас-то он все сделает, но если его собьет машина или он отправится в отпуск, то никто другой это выполнить будет не в силах. Прибавку к зарплате «звезда» требует, потрясая обстоятельным списком своих заслуг. Ну а совсем уж оперившиеся сотрудники могут и вовсе пойти ва-банк и ставить ультиматумы: либо будет так, как я говорю, либо же я уволюсь и перейду к конкуренту. В зависимости от мягкости или пугливости шефа подобный деспотизм может продолжаться долго. Впрочем, в кризис сотрудники не часто напирают на свой звездный статус, ведь начальство может прийти к выводу, что высококлассный специалист обходится дороговато, так что задерживать его на должности смысла нет.
Совет психолога
«Шантаж - это не метод»
- Когда подчиненный ставит руководителя перед выбором, он может наткнуться на противодействие со всеми возможными неприятными последствиями, - считает психолог. - Как правило, работодатели долго не держат на работе вымогателей. Подобный способ влияния можно оправдать только в том случае, если ваш начальник - настоящий деспот и понимает только язык угроз.
СЕРЫЙ КАРДИНАЛ
Если сотрудник не выбился в «топы», это еще не значит, что у него не хватает способностей. Практика показывает, что в любом офисе можно найти местного Макиавелли, который умело крутит как своим начальником, так и другими сотрудниками. Как правило, такой стратег имеет доступ «к телу» руководителя и пользуется уважением в коллективе. При правильном поведении этого достаточно, чтобы заставить компанию вертеться вокруг его оси.
Выслушивая задание руководителя, такой сотрудник вывернет и расставит акценты так, как ему будет выгодно. Докладывая о результатах, в первую очередь выпятит свои заслуги, а о некоторых упущениях либо смолчит, либо скажет в последнюю очередь. После общения с начальником он расскажет коллегам только то, что посчитает нужным, полной правды добиться не получится. Искаженную информацию он может передать и шефу. А еще начальника могут попросту ограничивать в общении с клиентами, партнерами и работниками. То есть «серый кардинал» вызовется сделать все самостоятельно, как бы облегчая работу босса, но не факт, что выгода компании в этом случае будет приоритетом.
Совет психолога
«Это только лишние проблемы»
- Манипулятору кажется, что действуя, как кукловод, он сделает свою жизнь лучше, но плетя интриги и выстраивая комбинации, он только увеличивает собственную рабочую нагрузку, - объясняет Елена Воронина. - Если же характер подчиненного таков, что без игр в манипуляции ему не обойтись, то работать с ним невозможно не только начальнику, но и обычным сотрудникам.
АГИТАТОР
Редкий начальник отважится пренебрегать интересами целой группы работников. Если в коллективе зреет недовольство, проще дать народу то, что он просит, иначе атмосфера создастся совершенно нерабочая. Вопрос только в том, что «бунт на корабле» спонтанным быть не может, и за спиной недовольных всегда кто-то стоит. Невзначай брошенная фраза во время обеда, высказанное вслух в курилке мнение по поводу той или иной ситуации - и смятение в массах уже посеяно.
Иногда боссу совсем не помешает узнать о том, что его решения мешают нормально работать коллективу. И если требования касаются доплаты за сверхурочные часы или своевременного начисления зарплаты, то деятельность «агитатора» полезна всем. Но бывает, что подстрекатель хочет свести с помощью коллег личные счеты либо с начальством, либо с кем-то из сотрудников. Кстати, как правило, главный смутьян начальнику не виден: кто-то выдвигает ультиматум, а он стоит сзади.
Совет психолога
«За общим мнением всегда кто-то стоит»
- Подтолкнуть коллектив к действию можно как специально, так и невзначай, - считает психолог. - Когда работник просто высказывает свою позицию, а остальные ее подхватывают, - это обычная ситуация. Но науськивание ради собственных интересов - слишком опасная игра. Так можно потерять и уважение, и работу.