Загрузить еще

Начальник критикует - реагируй правильно

Начальник критикует - реагируй правильно

Если же критика еще и незаслуженна, негодованию подчиненного нет предела!

Какую критику можно считать конструктивной, а какую - деструктивной? Как правильно реагировать на справедливые замечания шефа? Стоит ли отвечать на крик души начальника: «Почему меня окружают одни дебилы?» или правильнее будет оставить его без комментариев? Ответы на эти и другие вопросы «Комсомолка» искала вместе с экспертами.

ИЩИ РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО

Прежде чем говорить о реакции на критику, следует уяснить: если человека критикуют, значит, на то есть причины, утверждают психологи. И какими бы оскорбительными, ранящими и необъективными ни казались нам высказанные замечания, вероятнее всего в каждом из них есть рациональное зерно.

- В любой критике есть две важные составляющие - рациональная и эмоциональная, - разъясняет психолог Марина Деркач. -  Первая из этих составляющих, по сути, является информацией, игнорировать которую попросту глупо. Это тот опыт, который каждый из нас сможет со временем обернуть себе на пользу. Вторая составляющая - эмоции, которые, в зависимости от темперамента конкретного человека, способны его обескуражить, ослепить, привести в бешенство - словом, сделать критикуемого неспособным воспринимать ту самую полезную информацию.

Психолог советует сдерживать эмоции, а вот информацию «выбирать» всю до капли. 

- Критика полезна, ведь она помогает нам, как полноценным членам общества, понимать наше место в нем и постоянно совершенствоваться, - утверждает психолог. - Не оставляйте без внимания то, что о вас говорят: возможно, вам стоит над собой немного поработать? Тем более не стоит игнорировать замечания шефа - это может в конечном итоге стоить вам не только работы, но и карьеры!

КОНСТРУКТИВ И ДЕСТРУКТИВ

«Шефскую» критику (впрочем, как и любую другую) условно можно разделить на конструктивную и деструктивную. Конструктивная критика предполагает наличие разумных аргументов и направлена на поиск приемлемого решения проблемы. Деструктивная критика имеет более эмоциональный окрас и чаще всего произносится ради самоутверждения критикующего за счет собеседника.

- Чтобы правильно отреагировать на критику руководителя, необходимо понять, почему он вас критикует, - советует управляющий партнер рекрутинговой компании SM Consulting Сергей Марченко. - Если критика субъективна («Почему меня окружают одни дебилы?!») и не привязана к фактам, нет никакого смысла на нее реагировать, ведь на самом деле начальнику нужны не оправдания, а возможность выговориться. Понятно, что мотивом подобных высказываний является что-то иррациональное и лучшая линия поведения тут - спокойная готовность выслушать все, что человек думает по вашему поводу, без каких-либо комментариев. Хорошим утешением для обиженного сотрудника послужит тот факт, что подобная критика очень редко приводит к неприятным последствиям: шеф вскоре успокоится и все забудется.

Гораздо более опасна, по мнению эксперта, объективная критика. Ведь если подчиненного критикуют за то, что в отчете есть ошибки, или, скажем, за невыполнение плана продаж, очевидно, что дела не наладятся мгновенно вслед за улучшением настроения начальника. Последствия такой справедливой критики, как правило, гораздо жестче - вплоть до лишения премий и увольнения. С другой стороны, отвечать на объективную критику легче, так как конкретные цифры и факты можно оспорить.

По мнению Марченко, если подчиненный подвергся объективной критике наедине, аргументированная дискуссия будет вполне уместной. В то же время эксперт предостерегает от публичного спора с начальником. Во-первых, публичная критика - это обычно уже вариант «черной метки», и насколько быстро эта «метка» превратится в увольнение, зависит как от принципов управления в компании, так и от реакции подчиненного. Во-вторых, любые начальники, даже слывущие великими демократами, не любят, когда с ними начинают пререкаться, тем более делают это публично.

КРИТИКУЮТ? УЛЫБАЙТЕСЬ!

- Любую критику, будь то критика со стороны начальника, родителей, коллег, друзей, супруги, можно охарактеризовать одной фразой: «Мне не нравится, что ты сделал», - говорит Марина Деркач. - Поэтому и советы, как следует реагировать, являются универсальными. 

Итак, по мнению психологов, услышав критику в свой адрес, реагируйте следующим образом:

* внимательно выслушайте все, что человек хочет до вас донести; 

* искренне улыбнитесь («от улыбки хмурый день светлей!»);

* уточните суть критики (выясните, что конкретно не нравится собеседнику);

* спокойно ее оцените;

* если критика справедлива, не оправдывайтесь, а признайте свою ошибку (это нейтрализует уже возникшую напряженность);

* в случае неприятия данной критики в целом согласитесь только с тем, что является правдой (например: «Вы еще ни разу в жизни не пришли на работу вовремя!» - «Да, вы правы, последнюю неделю я приходил после начала рабочего дня»).

Психолог советует не воспринимать критику как личное оскорбление, не отвечать собеседнику в стиле «сам дурак» и не слишком активно реагировать на уколы недоброжелателей.

- Знание того, как именно воспринимают вас окружающие, очень полезно, - резюмирует  Марина Деркач. - Однако человек так устроен, что с готовностью воспринимает только похвалу, а критику либо игнорирует, либо яростно парирует. С одной стороны, это объяснимо: нас хвалят - и мы счастливы. С другой, согласитесь, неправильно собственное счастье целиком и полностью ставить в зависимость от мнения других людей. Поэтому учитесь слушать, здраво мыслить и попытайтесь ценить любое мнение о себе, которое услышали! 

- Бездельники! Всех уволю!

КАК КРИТИКОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ОБИДЕТЬ

* Подумайте, какова цель вашей критики. Если вы хотите просто самоутвердиться за счет собеседника, откажитесь от своих намерений.

* Прежде чем критиковать, похвалите.

* Критикуйте поступки, а не человека.

* Сохраняйте ровный тон голоса, держите себя в руках. 

* Дайте возможность критикуемому высказаться. 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА 

«Это процесс двусторонний»

- Изначально наша реакция на критику определяется темпераментом. Хороший начальник, критикуя своих подчиненных, может заранее предугадать, чем это, скорее всего, обернется: вспышкой ярости со стороны холерика, горькими слезы меланхолика, неоправданным оптимизмом сангвиника или отсутствием видимой реакции со стороны флегматика, - говорит психолог Виктория Егорова. - Подчиненные же, зная особенности своего темперамента, должны заранее быть готовы к возможной собственной реакции на критику и уметь минимизировать ее негативные последствия. 

Если критика конструктивна (то есть, например, не просто «плохой проект», а конкретно - чем и почему он плох), то и воспринимать ее разумнее всего конструктивно: задавать уточняющие вопросы, согласовывать детали. В общем - обоюдно стремиться не к критике ради критики, а к качественному выполнению задач. Если же критика приобретает форму грубого одергивания и «тыканья носом», каждый решает для себя, как ему реагировать. В любом случае следует помнить, что критика - процесс двусторонний. И ваш начальник ведет себя по отношению к подчиненным так, как они ему это позволяют.