25 ноября
Загрузить еще

Карманные деньги: когда и сколько

Карманные деньги: когда и сколько
Фото: Современные дети точно знают, на что можно потратить свое «богатство».

Зарубежный опыт и отечественная практика

Практически каждый родитель дает своему ребенку карманные деньги - на проезд, обед, мелкие покупки и т.д. Однако вопрос о том, как найти золотую середину, чтобы, с одной стороны, учесть потребности ребенка, а с другой стороны, не сильно его баловать, волнует очень многих.

Если обратиться к опыту других стран, то, например, американцы привязывают размер карманных расходов к возрасту ребенка: 

в 7 лет ему дают 7 долларов в неделю, в 10 лет - 10. А, скажем, в Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне: ребенку в возрасте до 6 лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, с 13 лет - 20 евро, а 15-летний подросток получает от родителей уже 25-30 евро в неделю. Если родители не выдают ребенку деньги по установленному тарифу, он может подать на них жалобу, которая, в свою очередь, грозит родителям немалым штрафом.

В Украине четкого законодательного регулирования выдачи карманных денег детям нет, поэтому в этой сфере сколько людей - столько и мнений.

- В нашей семье лишних денег нет, так что слишком много я давать ребенку не могу, - рассказывает Оксана, мама 16-летнего ученика колледжа. - Но, конечно, приходится выделять деньги хотя бы на проезд. Четко фиксированных сумм нет - обычно даю мелкие купюры, которые есть в кошельке: иногда 5-7 гривен, а иногда - 10-15. Возможно, сыну этого и мало, но, к счастью, он никогда не жалуется. 

Противоположного мнения придерживается Светлана, мама 15-летней школьницы, полагающая, что гораздо удобнее, когда сумма "детских денег" является фиксированной:

- С тех пор как дочь стала учиться в лицее, выдаю каждый месяц 300 грн. Около 100 грн. в месяц из них уходит на маршрутку, остальные она использует по собственному усмотрению.  

ИСХОДИТЕ ИЗ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Очевидно, что размер выдаваемых ребенку денег зависит прежде всего от материального положения семьи. И если для состоятельных родителей проблема заключается в том, чтобы не давать слишком много, то малообеспеченные ломают голову над тем, как дать хотя бы минимальную сумму, чтобы не развить у ребенка комплекс неполноценности. Психологи единодушны: не стоит лезть из кожи вон, чтобы дотянуть своего ребенка до каких-то мифических норм. Даже не пытайтесь, отказывая себе в самом необходимом, сделать ребенка "не хуже" одноклассника Пети, у которого всегда есть деньги и на пиццу, и на кино, и на игровые автоматы. Вы даете столько, сколько можете, - и на этом точка. 

Нередко в семье настолько мало свободных средств, что карманные деньги для школьника считаются неразумным расточительством. Но даже в таких случаях психологи советуют давать ребенку совсем небольшую, пусть символическую сумму, нежели не давать ничего. При этом не лишним будет подбодрить ребенка, сказав, что, независимо от того, в каком положении находится ваша семья сегодня, в его силах добиться очень многого.

В немалой степени размер карманных денег зависит от умения ребенка ими распоряжаться. Тут играет роль и возраст ребенка, и его характер. В подавляющем большинстве случаев подросток будет распоряжаться деньгами рациональнее, чем первоклассник, просто в силу возраста. Хотя, конечно, бывают и исключения.

НЕ ГОНИТЕСЬ ЗА СВЕРСТНИКАМИ

Дети всегда знают, сколько получают от своих родителей их сверстники, и хотят иметь не меньше! Если же сумма не дотягивает до размеров, выдаваемых одноклассникам, нередко возникают проблемы.

- Не поддавайтесь на требование ребенка "давать побольше", не подкрепленное никакими разумными доводами, - советует вице-президент НПЦ "Дианализ" Виктория Егорова. - Определять сумму карманных денег исходя только лишь из того, сколько дают другие родители, просто абсурдно, ведь всегда можно найти кого-то, кто будет давать еще больше. И если все вокруг приезжают в школу на джипах с личными водителями, а ваш ребенок страдает оттого, что ходит пешком, значит, вы неправильно выбрали школу! А напрягать всю семью ради того, чтобы пустить кому-то пыль в глаза, просто бессмысленно!

- Не бойтесь объяснять ребенку сложности финансового положения семьи, - добавляет психолог Марина Деркач. - При этом важно, чтобы ребенок уяснил: временные трудности не помешают ему построить собственное финансово благополучное будущее. Не секрет, что миллионерами нередко становятся люди, у которых было не слишком обеспеченное детство.

Остается добавить, что карманные деньги - это не просто поощрение. Важно не просто выдавать ребенку средства на расходы, но и учить его ими распоряжаться, планировать свой бюджет. Посоветуйте ребенку, как можно распределить полученные средства. Например, две трети суммы тратить, а треть - откладывать на крупную покупку. Помните, что чем раньше ребенок научится правильно обращаться с финансами, тем легче ему будет во взрослой жизни.

Фото Максима ЛЮКОВА. 

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Обсудите сумму вместе с ребенком

- Мелкие деньги можно давать ребенку уже с 5-6 лет - в этом возрасте дети любят складывать монетки в копилку. При этом нужно объяснить, что деньги можно собирать не только на куклу или велосипед, но и, например, на подарок бабушке, - говорит психолог Марина Деркач. - Школьнику регулярно выдавайте небольшие фиксированные суммы, причем чем старше ребенок, тем реже должно быть финансирование. Первоклашке следует давать деньги ежедневно, 10-12 летнему подростку - раз в неделю, а 14-летнему - раз в месяц.

Что касается суммы, то самый лучший вариант - обсудить и рассчитать ее вместе с ребенком исходя из его потребностей и ваших возможностей. Определившись с размером, не пытайтесь распоряжаться этими деньгами - теперь вы можете  лишь давать советы, но не диктовать свою волю.

СОВЕТ "КП"

Чего не стоит делать

1. Компенсировать деньгами дефицит внимания.

2. Использовать карманные деньги как средство наказания.

3. Отказать в карманных деньгах, мотивируя, например, тем, что "у тебя деньги есть - тебе бабушка с дедушкой на день рождения подарили".

4. Уменьшать сумму карманных денег, если в конце недели или месяца у ребенка остаются "излишки".

5. Отбирать "излишки". 

КСТАТИ 

Согласно опросу, проведенному Йоркским университетом среди детей в возрасте от 11 до 15 лет, подростки не чувствуют себя более или менее счастливыми в зависимости от дохода своих родителей и сумм, выделяемых им на карманные расходы. Для счастья детям нужна семья, в которой их любят и принимают такими, какие они есть. 

В ТЕМУ

Рассказывать ли ребенку о заработках?

Детский вопрос о том, сколько зарабатывают папа и мама, нередко ставит родителей в тупик. Между тем данный интерес далеко не праздный: таким образом ребенок пытается определить собственное место и место своей семьи в окружающем материальном мире.

Психологи советуют не называть ребенку конкретных сумм, поскольку как изобилие, так и недостаток денег в семье вполне может навредить детской психике. Изобилие может направить ребенка по неверному пути, когда он предпочтет не добиваться результата собственными силами, а пользоваться родительскими деньгами. Нехватка денег может не только поспособствовать возникновению комплекса неполноценности, но и развить у малышей страх за собственное выживание.

Специалисты утверждают, что есть практически беспроигрышные варианты ответа на детские вопросы о доходах. Например, можно сказать, что денег в семье достаточно для того, чтобы нормально жить и учиться. Если же ребенок настаивает на том, чтобы были названы конкретные суммы, можно задать встречный вопрос, поинтересовавшись, что он сам думает о доходах семьи.

Отвечая на вопросы о сумме семейных доходов, можно направить разговор в другое русло и поговорить о необходимых тратах. В частности, можно подсчитать с ребенком именно детские расходы - на оплату обучения, спортивной секции, питание, дорогостоящие покупки. Имея понятие о семейных расходах, ребенок начнет лучше себе представлять и семейные доходы. И велика вероятность, что в этом случае некорректные вопросы вроде "Почему вы так мало зарабатываете?" или "Почему вы не можете мне купить ноутбук?" попросту не возникнут.