Загрузить еще

В Лондоне наши политики искали инвесторов

В Лондоне наши политики искали инвесторов
Фото: Министр инфраструктуры Украины Борис Колесников (слева) призвал принимать выгодные для бизнеса законы.

Европейская рецессия сюда не добралась

Сейчас весь мир говорит о кризисе еврозоны, от которого может пострадать вся мировая экономика. Однако в английской столице замедлением и не пахнет: утром поймать такси, идущее в центр, невозможно, в магазинах толпы покупателей тратят сотни фунтов на рождественских распродажах. Этому есть объяснение - макроэкономические показатели страны в этом и следующих годах будут положительными в отличие от других стран ЕС, где уже даже начали экономить на праздничной иллюминации, как это происходит в той же Португалии.

Неудивительно, что именно в Лондоне, который избежал рецессии и где живут самые богатые бизнесмены, проходила конференция "Украина - взгляд изнутри 2011: на пути к успеху?", организованная Фондом эффективного управления и журналом The Economist. Цель этого мероприятия - информирование потенциальных инвесторов, не знающих, куда вкладывать свои средства, о тех возможностях, что открываются в Украине. 

Взгляд иностранцев

Несмотря на то что за последние годы наша страна опустилась еще ниже в мировом рейтинге Doing Business, иностранцы не видят в нас такого уж плохого партнера. Инвесторы, которые уже пришли в Украину, отмечают, что все не так плохо, как это пытаются им показать.

- Многие в Украине жалуются на высокие налоги, - говорит управляющий партнер Horizon Capital Наталья Яресько. - Я сама американка и скажу вам, что в США на налоги жалуются намного чаще. Безусловно, в Украине не до конца понятны правила игры для инвесторов, но я надеюсь, что после подписания соглашения с ЕС об ассоциации ваша страна станет частью европейской экономики. И многие поймут, что в Украине есть не только риски, но и большие возможности. Ведь рост ВВП на уровне 5% - это очень хороший показатель для стран ЕС.

Проблемы ведения бизнеса в Украине видят все, но иностранцы отмечают и позитивные изменения, которые уже наметились в стране.

- Был принят Налоговый кодекс, который установил единые правила для ведения бизнеса, - заявил управляющий партнер PricewaterhouseCoopers в Украине Борис Краснянский. - Кроме того, с нового года вступает в силу Таможенный кодекс. Многие жалуются на давление со стороны Налоговой, которая стала вести себя по отношению к бизнесу более агрессивно, но и тут есть положительный момент - многие бизнесмены идут в суд и выигрывают дела.

Мнение изнутри

Сложности в ведении бизнеса признают и украинские политики, которые сейчас находятся при власти.

- Главный риск для нас - это коррупция, с которой мы, к сожалению, не можем справиться, - заявил украинский вице-премьер Сергей ТИГИПКО. - Но мы делаем все, что от нас зависит, чтобы облегчить жизнь бизнесу. В результате принятия Налогового кодекса было уменьшено количество налогов с 42 до 23. Кроме того, снижается количество собранных налогов по отношению к объему ВВП. Постепенно будет снижен налог на прибыль с 25% до 16%, а также НДС - с 20% до 17%. Мы сократили 90% видов лицензирования, а сами лицензии выдаем бессрочно. То есть мы принимаем хорошие решения, большинство из них согласованы с ЕС из-за того, что они входят в соглашение об ассоциации, которое мы надеемся подписать 19 декабря, но, к сожалению, на среднем уровне эти решения тормозятся чиновниками.

С представителем правительства согласен и один из самых известных украинских бизнесменов.

- Парламент принял уже столько законов, что если бы они выполнялись, то проблема коррупции была бы полностью решена, - говорит глава холдинга "Проминвест" Петр Порошенко. - Из-за того что законы не имплементированы (не применяются. - Ред.), нас ставят в один ряд с такими странами, как Сьерра-Леона и Гвинея-Биссау. Той же Грузии удалось за год поменять все и подняться с конца рейтинга в его начало. 

А В ЭТО ВРЕМЯ 

Бизнесмены ждут выгоды

Вкладывать в Украину хотят многие. Особенно интересуют иностранцев наше сельское хозяйство, транспорт и энергетика. Но инвесторы просят государство отказаться от монополий в некоторых отраслях бизнеса. Сейчас это особенно заметно в логистике: инвесторы очень заинтересованы украинскими портами, а также туристической инфраструктурой.

- Нет большой тайны, что мы совместно с фондом готовим презентацию президенту Украины по развитию Западного Крыма, - заявил вице-премьер, министр инфраструктуры Борис Колесников. - В ближайшие 3,5 года в районе Евпатории будет построен совершенно новый туристический город с несколькими тысячами гостиничных мест, что даст новые возможности инвесторам, которые хотят вкладывать деньги в развитие инфраструктур.

По словам Колесникова, в АРК будут построены еще как минимум два аэропорта - в Севастополе и Симферополе. Вице-премьер пообещал, что после смены руководства автономии для бизнеса ничего не изменится. Кроме того, качество украинских дорог будут контролировать западные компании.

- Раньше было так, что "Укравтодор" сам получал заказ, выполнял его и проверял качество работ, - продолжает Борис Колесников. - Сейчас мы от этого уходим, мы разделили эти функции. Теперь за качеством строительства украинских дорог будут следить немецкие и французские компании.

Кроме того, по словам чиновника, инвесторов привлекают украинские порты. Наибольший интерес проявляют китайские компании, которые заинтересованы в перевалке своих грузов в Европу. Однако чтобы они пришли, необходимо изменить законодательство.

- Чтобы бороться за деньги инвесторов, нужно создать для них выгодные условия, - говорит Борис Колесников. - При этом за те же китайские инвестиции мы можем бороться совместно с Россией.

Его слова фактически поддержали и другие представители мировой финансовой элиты. По словам представителя Европейского банка реконструкции и развития Жиля Мететала, если власть перестанет постоянно менять условия ведения бизнеса, то в Украину придут многие инвесторы, которые уже сегодня заинтересованы в этом. Будем надеяться, что эти слова услышат не только самые проевропейски настроенные представители украинской власти, но и остальные отечественные чиновники всех уровней. 

КСТАТИ

Новшества, которые ждут нас в 2012 году

  • Запустят скоростные поезда (160-180 км/ч) в мае;
  • реконструируют дорогу Одесса - Николаев - Херсон;
  • окончательно реконструируют дорогу Москва - Симферополь;
  • начнется строительство второй части коридора "Восток - Запад": 
  • Киев - Черкассы - Днепропетровск - Донецк - Ростов;
  • после реконструкции дорог Украину с запада на восток можно будет пересечь на автомобиле за 13-14 часов;
  • в Украину могут прийти еще два лоу-кост авиаперевозчика.