28 ноября
Загрузить еще

Китай: социализм с капиталистическим лицом

Китай: социализм с капиталистическим лицом
Фото: Может, технологии у китайцев еще не дотягивают до европейских, но они быстро учатся. Фото: автор.

Корреспондент "КП" побывал в Поднебесной и попытался разобраться, почему экономика этой страны вышла на второе место после американской и удалось ли построить социализм в Китае.

Когда самолет приземлился в международном аэропорту города Пекин, я услышал удивленный возглас моего соседа по перелету. Оказалось, что за год, пока он не был в Китае, курс местной валюты на четверть укрепился по отношению к доллару. И это в то время, когда многие страны специально занижают курс собственной валюты. Это был первый сюрприз, который поджидал меня в этой стране. Но обо всем по порядку.
 
Автозавод за два года
 
Первое, что поражает в стране, - скорость, с которой в Китае могут принимать решения и воплощать их в жизнь. В Украине мы зачастую наблюдаем, как мосты или развязки строят годами. Здесь все по-другому. 
 
Первый город, который я изучил в течение дня, - это Цзинань. Нас приво­зят на автомобильный завод и буднично рассказывают, как от момента принятия решения о строительстве автомобильного завода полного цикла до выпуска первого автомобиля с конвейера может пройти всего два года.
 
- Мы потратили на этот проект немногим меньше 400 миллионов долларов, - с гордостью говорит представитель китайской компании, показывая нам сборочный процесс. - На этом предприятии мы делаем все технологические процессы - штамповку, сварку, покраску и сборку. Здесь работают около тысячи человек, а завод производит около 100 тысяч автомобилей в год.
 
Естественно, без господдержки не обошлось. Но такие скорости и объемы потрясают. 
 
Начинали китайцы с копирования зарубежных марок, откровенного воровства технологий, но сейчас ситуация меняется. Например, один из автопроизводителей инвестирует в обучение студентов - ежегодно в двух созданных им университетах и колледже обучаются 50 тысяч человек. Около 7% от дохода компания направляет на финансирование собственного исследовательского центра, где работают над улучшением качества комплектующих, повышением безопасности моделей и многим другим.
 
Когда нас водили по лабораториям, в одной из комнат стоял автомобиль Ford Fiesta, в котором копались несколько работников в белых халатах.
 
- А что вы хотите, - удивился наш сопровождающий. - Мы изучаем всех конкурентов, нужно же создавать машины, которые смогут соревноваться с ними на равных.
 
И это не пустые слова, они смотрят в сторону Европы и надеются выйти на европейский рынок, как в свое время это сделали японцы, а потом корейцы. Для этого сразу после кризиса в 2010 году одна из китайских компаний купила знаменитую шведскую Volvo ради того, чтобы получить доступ к современным технологиям. Сейчас создан совместный исследовательский центр в Швеции, а уже в следующем году китайцы пообещали начать применять новые технологии в своих машинах. 
Рабочий полдень - так выглядит обеденный перерыв на многих предприятиях. Фото: автор.
 
Строительный бум
 
Средняя зарплата в Китае сильно отличается в зависимости от провинции. Также сильно отличается и стоимость жилья в том или ином городе. Если зарплаты рабочих на крупных предприятиях не сильно отличаются, то стоимость жилья колеблется прилично.
 
- Город Цзинань - это что-то наподобие вашего Запорожья или Мариуполя, - просвещает нас гид Ваня (его настоящее имя просто не произносимо), который семь лет учился, а потом работал в Украине и неплохо говорит по-русски. - Поэтому здесь метр жилья стоит около 1,5 тысячи долларов, а на окраине можно купить квартиру у застройщика за 800-900 долларов за метр. При этом на заводе работник будет получать где-то 500 долларов. В том же Шанхае, который является финансовой столицей страны, можно зарабатывать на треть больше, но и жилье там стоит дороже - около трех тысяч долларов за метр.
 
Вообще крупные города напоминают огромную стройплощадку. Чаще всего строительство ведется огромными микрорайонами. Поэтому некоторые районы мегаполисов представляют из себя фантасмагорическую картину - пустые улицы и недостроенные и незаселенные высотные новостройки. На улицах можно за час-другой не встретить ни одного прохожего. Только редкие рабочие будут поглядывать на странного иностранца, который гуляет в районе, где еще ничего нет.
 
Но такая картина наблюдается только в тех городах, которые начали застраиваться в последнее время. В том же Шанхае часто практикуется точечная застройка, и многоэтажные дома стоят буквально в 10-15 метрах друг от друга. Тут проживают более 20 миллионов человек, и жилищный вопрос стоит как нельзя остро. А если добавить сюда и большое количество богатых людей, то получаем картину, когда в зданиях, построенных в колониальные времена, квадратный метр стоит от 30 до 40 тысяч долларов. 
 
- У нас большое расслоение общества, - продолжает наш гид. - Есть относительно небольшая прослойка населения с высокими доходами - это бизнесмены и чиновники, а есть все остальные.
 
После этой фразы я тут же вспомнил Украину - все, как у нас. Кстати, подтверждает слова моего собеседника о наличии прослойки богатых людей и тот факт, что рынок дорогих брендов в этой стране уже стал самым крупным в мире. А к 2015 году, по прогнозам, доля Китая на мировом рынке товаров категории люкс достигнет 40%.
Большинство крупных городов напоминает огромную стройплощадку. Фото: автор. 
 
Явления, которых нет, но они есть
 
В нашем представлении Китай - это страна, где за взяточничество и воровство чиновников расстреливают. По крайней мере так об этом говорит официальная пропаганда. Однако понятие коррупции в стране все-таки существует, и после недавнего заявления генерального секретаря Коммунистической партии Си Цзиньпина о ней говорят даже простые люди. 
 
В Китае ее вроде как нет, как официально не было в СССР. Но если есть какие-то ограничения, то всегда будут те, кто поможет за определенную сумму их преодолеть. Например, для того чтобы купить машину, человек должен вначале получить право получить номерной знак. Для этого, например, в Пекине нужно встать в очередь. Мой собеседник говорит, что простоял в ней около двух с половиной лет перед тем, как приобрел автомобиль. Но при большом желании и определенной сумме этот процесс можно ускорить.
 
В некоторых городах понимают, что с коррупцией можно бороться только экономическими методами. В Шанхае, например, попросту начали продавать номерные знаки. 
 
- Сейчас за него нужно заплатить 90 тысяч юаней (120 тысяч гривен), - говорит наш переводчик. - У нас машины регистрируются по месту прописки, поэтому купить авто в Шанхае в финансовом плане сложнее, чем в том же Пекине. Приходится вначале заработать на номер.
 
Правда, шанхайские номера дают преимущество их владельцу - он имеет право пользоваться эстакадами, которые построены в десятках метров над городом, утопающим в пробках.
 
- В часы пик я не имею права выезжать на скоростные дороги, - говорит мой собеседник. - Мне с пекинскими номерами приходится толкаться в пробках на нижнем ярусе.
 
Побороть коррупцию пытаются и другими методами. Например, недавно на телевидении была запрещена реклама дорогих подарков. Чиновники усмотрели в ней призывы к даче взяток часами, золотыми украшениями и т.п. предметами. Сами же китайцы воспринимают это явление как нечто само собой разумеющееся и даже научились использовать его в личных целях.
 
- Чем выше коррупция в регионе на высшем уровне, тем лучше живут люди, - говорит наш переводчик. 
 
Дело в том, что местные чиновники не выводят деньги из страны, а, как это ни странно, вкладывают в национальную экономику. Более того, среди взяточников в стране есть даже некая конкуренция. Они стараются улучшать свой регион, преследуя сразу несколько целей: развивают свой бизнес и показывают руководству партии, как развивается их регион. Если наверху будут довольны, то в будущем можно рассчитывать на увеличение финансирования из бюджета социальных проектов. Возможно, кому-то такая логика покажется немного дикой, но такой уж у них менталитет.
 
Наверное, такая ситуация возможна именно в стране, где строится коммунизм. Ведь в Советском Союзе те же "красные директора" похожими методами выбивали для своих предприятий заказы и финансирование из бюджета. 
 
Вообще, Китай с точки зрения запретных вещей может дать фору любой стране. Игорного бизнеса нет, а найти подпольное казино не составляет труда. Проституции тоже как бы нет. Откуда ей взяться в государстве, которое стремится к коммунизму? Но вечером на улицах к вам будут подходить как сами девушки древнейшей профессии, так и их сутенеры и предлагать незамысловатые услуги. В ночных клубах они и вовсе выставлены как на витрине, а заказ можно сделать через бармена.
 
Социальное обеспечение и образование
 
Ну и наконец пару слов о социальном неравенстве. Хотя его в социалистическом государстве быть не должно. Из-за запрета на рождение второго ребенка в стране живет множество людей, которые попросту не имеют документов. Это и есть та дешевая рабочая сила, которая толкает экономику страны. При этом около 10% населения владеет чуть ли не третью национального богатства. 
 
Высшее образование в Китае платное, год обучения стоит от 800 до 1300 долларов. Медицина тоже платная - визит к врачу может обойтись в 40 долларов. Пенсионный возраст для женщин ниже нашего - 50-55 лет (в зависимости от того, работали ли они на вредных производствах), а у мужчин - 60 лет. Средняя пенсия около 200 долларов. Однако на выплаты от государства могут рассчитывать только государственные служащие и те, кто отработал на госпредприятиях. Остальные старики иногда получают выплаты от работодателей или от местных муниципалитетов - их размеры куда скромнее: от 10 до 50 долларов. Поэтому большинству помогают дети. Особенно повезло тем, кто успел обзавестись потомством до ограничения на рождение детей.
 
МНЕНИЕ
 
Все дело в дешевой рабочей силе
 
- Китайское чудо случилось исключительно благодаря дешевой рабочей силе, - считает экономист Александр Охрименко. - Этот фактор обеспечивает рост экспорта и ВВП страны. Это одна из немногих стран, которая во время кризиса могла за счет экономии на своих работниках продавать товары по демпинговым ценам и тем самым удержать экспорт на высоком уровне. На сегодня ЦК КПК очень сильно озабочено ростом доходов китайцев. Для этого, чтобы эти доходы не росли так быстро, принимаются специальные превентивные меры, начиная с ограничений по выдаче кредитов, заканчивая ограничением по развитию бизнеса и созданию новых рабочих мест. Китай стал действительно перед дилеммой "Если китайцы начнут каждый день кушать белый хлеб, экономика Китая рухнет". Это их цитата. Суть в том, что пшеница плохо растет в Китае, и если китайцы будут есть белый хлеб каждый день, то их профицит может превратиться в дефицит по внешней торговле. Для того чтобы решить эту проблему, Китай огромное количество денег стал вкладывать в экономику Африки или ЕС, чтобы уменьшить приток инвестиций в свою страну и затормозить рост доходов китайцев.
 
Несколько слов о заработной плате. Наши работники, по данным Гос­комстата, получают меньше, чем в Поднебесной. Но тут вопрос в том, как считать. Официальная статистика Китая очень хитрая, она не показывает средней заработной платы по стране в целом, а показывает только по отдельным регионам и отраслям. И, как правило, только госсектора. Но основная масса продукции производится в частном секторе, и там до сих пор в некоторых регионах работают китайцы за 1 доллар в день или 30 долларов в месяц. В Украине даже в регионах не может быть такой низкой заработной платы. Поэтому на данный момент украинская рабочая сила в несколько раз дороже китайской.