26 ноября
Загрузить еще

Требуется работник с изюминкой, айфоном и без ненависти к богачам

Требуется работник с изюминкой, айфоном и без ненависти к богачам
Фото: Рис.: Валентин ДРУЖИНИН.
Мы страна противоречий  - работу найти сложно, а работника еще сложнее. На что только не идут работодатели и соискатели ради того, чтобы найти "того самого". Согласно опросам, 2/3 кадровиков даже шерстят страницы кандидатов в социальных сетях, чтобы их проверить. А половина соискателей удаляют компрометирующие фото, записи и ограничивают доступ к своим аккаунтам.
 
Но проблема не только в скелетах в соцсетях. Мы и решили проанализировать, чем живет рынок труда. А заодно дать вам советы, как правильно искать работу.
 
ОТ "РАМАШКИ" ДО БУКАШКИ
 
Попала недавно в компанию, где все как назло оказались работодателями. Весь вечер одну тему мусолили: "Работника найти невозможно, думающие люди перевелись!" Вот правда, даже пробки обсудить не с кем было. Один вой: работать никто не может, а зарплату требуют.
 
Масштабы бедствия пришлось узнать самой. Нам в отдел понадобился работник. Разместила вакансию на сайте, и понеслось...
 
Вот приходит резюме от человека с именем в электронной почте "РАМАШКА", следом мне пишет "Banan 23". После прилетает "Танюсик-пупусек" и "Сладкий заяц". Я не в секс-индустрии работаю!
 
Эти люди хотят работать ведущими новостей, редакторами. И это не сумасшедшие, не студенты. У них образование, опыт, возраст. Просто в своей почте они поставили такие имена. Пишешь подруге или другу, приходит письмо от "Пусечки". Ну кто осудит, кому какое дело? Но зачем же с этого адреса резюме отправлять?!
 
Вот наконец письмо не от зверюшки, не от фрукта, письмо с человеческим именем.
 
Чем порадуете? Опыт работы: 1996 г. - играла в спектакле "Сказка о спящей царевне и о семи богатырях" - Спящая царевна. 1997 г. - "Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди" - царевна Лебедь. Подробное описание творческих успехов и неудач, включая участие в слете юных маркетологов. И только второй лист формата А4 заканчивается реальным опытом работы.
 
А как вам 22-летние юноши и девушки с тремя высшими образованиями? Эти вундеркинды, которые не в состоянии ответить на элементарные вопросы по географии и истории. Дипломы и диссертации в стране настолько обесценились, что большое их количество вызывает скорее недоверие.
 
"Умен не по годам"
 
Но все это были букашки, тараканы полезли следом. Барышня, которая прикрепила фотографию с Хеллоуина, сообщила о себе. Все. Включая паспортные данные, номер пенсионного страхования, ИНН. Было бы у меня совести поменьше, набрала бы на ее имя кредитов. Окончательно убил меня пункт 
 
№ 7, в котором сообщалось ровно следующее - "НЕ СУДИМА". Серьезно?! Есть работодатели, которые этим интересуются, но писать это в резюме очень странно.  Далее сведения - "не замужем", "фамилию не меняла". В конце приписка: "разумна", "логична", "адекватна". 
 
Замечательный раздел резюме - "Личные качества". В "стандартный набор" входят работоспособность, коммуникабельность, неконфликтность. А вот в нестандартный - все что угодно: "Умен не по годам, отсутствие образования полностью компенсируется высочайшим интеллектом", "Владею техникой общения по телефону на высоком уровне", "Продуктивный, общительный, коммуникабельный. Разбираюсь в людях. Работаю много и быстро. Недостаток один: вру много!".
 
Есть и те, кто гораздо более многословен: "Очень красивая, всегда сохраняю позитивный настрой, креативно мыслю, всегда нахожу подход к людям, люблю развиваться, не стоять на месте, коммуникабельная, ответственная, довожу начатое дело до конца. В совершенстве владею украинским и русским языком. Очень красивый голос".
 
Менеджеры по персоналу не раз говорили о том, что один из главных врагов хорошего резюме - лишние подробности. Однако некоторые соискатели не прочь продемонстрировать креативность вкупе с пафосом: "Человек!!! Оставь на минуту свои дела и заботы! Прочитай это резюме. В нем нет ничего поучительного. Зато в нем есть нечто более важное - нет проблем неразрешимых, и не потому, что они необычайно трудны, но потому что они суть мнимые проблемы, поскольку решение их приходит вместе с ними. И найдя решение, немедленно приводи свой замысел в исполнение, ибо промедление провалу подобно!"
 
Вообще некоторые соискатели в резюме - как открытая книга - ничего о себе не скрывают! Правда, выглядит это порой не вполне адекватно: "Причина ухода: наличие задатков лидера, отсутствие возможности стать рядовым исполнителем и непризнание работодателем моего права на сон", "Адекватной зарплатой считаю $10 000 в месяц, но на первое время меня вполне устроит и 450-600 у.е", "Заинтересовала должность главного редактора. Если вакансия занята, могу каким-нибудь директором…".
 
Редкое качество
 
Кстати, об адекватности. Знакомая, которая сейчас находится на другой стороне баррикад - ищет работу и потому внимательно читает вакансии, - рассказала о другой стороне проблемы, то есть о работодателях.
 
Во-первых, оказалось, что всегда и везде требуется адекватность - она сегодня в большом дефиците и потому приветствуется на любой должности. Во-вторых, возрастной ценз создает впечатление, что все соискатели претендуют как минимум на участие в конкурсе красоты. Прочие требования нередко удивляют, если не сказать больше. 
 
Например, сущность нашей экономики с огромным разрывом в доходах отлично отражается в таком требовании к соискателю: "Отсутствие неприязни к очень богатым людям".
 
А как вам такая вакансия: "Нужна девушка с изюминкой: либо очень красивая, либо очень умная". Получается как в известном анекдоте про обезьяну: а что же делать и красивым, и умным?
 
Это удивительно, но требования имеются не только к внешности, но и к гаджетам. На одном собеседовании знакомой прямо сказали, что не нуждаются в "девочках с айфонами". А в другой компании требования оказались прямо противоположными: без айфонов не берут! Потому что фирма солидная и должна производить солидное впечатление. 
 
В связи с этим я вспомнила другой случай - коллега рассказывал. Ему на собеседовании указали, что у него… не такие ботинки. На работу, правда, взяли - уж очень послужной список впечатлял. Но ботинки потребовали поменять! 
 
СОВЕТЫ
 
Продай себя
 
Несколько советов, как составить резюме:
 
В интернете вы найдете простые резюме, можно взять их за образец.
 
Ваше резюме должно зацепить работодателя в первые 30 секунд. Специалисты утверждают, что именно столько сохраняется активный интерес при просмотре нового предложения.
 
Желаемую должность писать нужно сразу после имени и места жительства, но перед зарплатой.
 
Описание опыта начинайте с последнего места работы.
 
Резюме не должно быть больше страницы.
 
Если вы хотите показать примеры своих работ (аудио или видео), для начала разместите их в интернете, а в резюме поставьте ссылку. Редкий работодатель будет скачивать файлы, к тому же во многих офисах стоит ограничение на скачивание.
 
Если вас изначально просят прислать запись ваших работ, не надо писать "При необходимости пришлю записи". Вас уже попросили!
 
Если у вас смешной или оригинальный почтовый адрес, заведите другой, простой.
 
Если вы одно и то же письмо пересылаете несколько раз, часть сообщения оказывается скрытой. В результате ваш потенциальный работодатель получает с виду пустое письмо - чтобы найти в нем информацию, приходится щелкать по скрытым цитатам. Поверьте, не у всех на это хватит соображалки и желания.
 
Если вы претендуете на должность главного бухгалтера, например, то не приписывайте в конце "мимимими" или смайлы. Не так поймут. 
 
СОВЕТ ПСИХОЛОГА
 
"Представьте себя на месте того, кто будет читать ваше резюме"
 
- Резюме - это визитная карточка соискателя, первое впечатление о нем. А, как известно, у человека никогда не бывает второго шанса произвести первое впечатление, - напоминает психолог Оксана Навроцкая. - Поэтому задача номер один - в сжатой форме представить себя в самом лучшем свете, не впадая в крайности. Залог успеха - удачное начало, поэтому поместите в начало самую ценную информацию. Акцентируйте внимание на ярких сторонах своей карьеры за последние 5-10 лет, а вот детально описывать свои хобби не стоит. Не употребляйте ни мудреные термины, ни общие фразы. И постарайтесь не увлекаться, ведь хорошо известно: чем больше у человека заслуг, тем легче их изложить на одной странице. Закончив работу, перечитайте полученное еще раз, представляя себя на месте того, кто читает ваше резюме, и вычеркните лишнее.