26 ноября
Загрузить еще

Нефтегазовый кризис: что общего между Киевом и Багдадом?

Нефтегазовый кризис: что общего между Киевом и Багдадом?
Фото: Пока газовое противостояние Украины и России мало повлияло на мировые цены. Фото: Thinkstockphotos

Казалось бы, он сугубо локальный, но эксперты, с которыми пообщалась "КП", уверены, что ситуация в нашей стране может быть только частью глобальных экономических процессов. 

В мировой экономике любые политические события имеют финансовые последствия. Часто теракт с одной стороны земного шара вызывает обвалы фондовых индексов в другой части света. Многие эксперты говорят, что политическая нестабильность и события последних месяцев в Украине - это продолжение экономических противостояний крупных государств в борьбе за энергетические ресурсы и рынки сбыта. А наша страна лишь разменная монета в этой игре. 

Иракская война не случайна?

На первый взгляд, никаких глобальных изменений конфликт между Киевом и Москвой мировым рынкам не принес. В ответ на то, что Крым стал российским, Европа и США фактически пригрозили России пальчиком. Мол, ай-ай-ай, как вы не хорошо поступаете. Поэтому и серьезных последствий вроде бы эти санкции не принесли.

- Прямых последствий в энергетике от конфликта Украины и России было немного - разве что нефть подорожала на 3-5 долларов, - говорит соучредитель Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич. - Это связано с тем, что Украина не является добывающей страной, однако граничит с одной из крупнейших нефтедобывающих держав - Россией. На мировой энергетический рынок могут также влиять санкции в области поставок энергоресурсов, которые могут ввести против России ЕС и США.

Однако подковерных игр на мировом энергетическом рынке после крымских событий было предостаточно. Иран свернул свою ядерную программу, США согласовывали с Саудовской Аравией объемы добычи нефти, в Ираке снова началась гражданская война, а поставки оттуда постоянно снижаются. И случилось это все, когда Россию начали пугать санкциями или обвалом цен на нефть. Какая между всем этим связь? 

- Я не исключаю, что ситуация в Ираке инспирирована извне, - предполагает Дмитрий Марунич. - Странами, которым выгодно снижение объемов поставок нефти на мировой рынок. Это могут быть Иран или его союзники. В этом случае их статус как поставщика становится более важным.

Рост цен на черное золото толкает США и ЕС на снятие ограничений на экспорт нефти и газа из Ирана. Однако прийти к компромиссу сторонам будет сложно.

- Иранский вопрос так до конца и не решен, - продолжает Дмиртий Марунич. - Снимут ли со страны санкции, станет понятно только после 20 июля. При этом в мире нет единого мнения по этому поводу. Израиль выступает против снятия санкций с Ирана, потому что боится создания на территории этого государства ядерного оружия. Саудовская Аравия видит в Иране основного конкурента в регионе, поэтому я не думаю, что нефть из Ирана "хлынет" на мировые рынки мощным потоком. Скорее всего, объемы поставок будут колебаться в пределах компенсации снижения иракских объемов.

Почему не падают цены

Но даже если Ирану дать возможность добывать столько, сколько он захочет, это все равно не сможет снизить цены на нефть.

- Иран не сможет в ближайшее время нарастить поставки нефти и газа в Европу, - поясняет член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. - Дело в том, что у него нет транспортной инфраструктуры для этого. Ее создание - вопрос минимум десяти лет.

Да и не интересно резкое снижение цен никому из тех, кто занимается добычей. США хоть и начали экспорт собственной нефти, но делают это очень осторожно.

- Впервые за сорок лет в США сняли запрет на экспорт нефти из страны, - говорит Дмитрий Марунич. - Правда, пока речь идет только о конденсате и небольших объемах - около 700 тысяч баррелей в сутки. Для сравнения: Иран может поставлять на мировой рынок 4 млн баррелей в сутки, а Саудовская Аравия около 10 млн баррелей в сутки. 

По словам эксперта, события в США - это развязка давнего противостояния между транснациональными компаниями (ТНК) и местными добытчиками. ТНК не хотели разрешать экспорт из страны, предпочитая импортировать нефтепродукты. Местные же добывающие компании искали новые рынки сбыта. Некоторые аналитики из США прямо заявляли об опасности падения цены на американский сорт нефти WTI до $80/баррель уже в ближайшие годы, что поставит под вопрос рентабельность добычи сырья. Но в снижении цен на нефть не заинтересован никто. Ни Саудовская Аравия, которая могла бы резко нарастить объемы добычи, ни американские компании, у которых себестоимость добычи находится на уровне 85-90 долларов за баррель и при падении цен на нефть на мировых рынках им просто будет не выгодно ее производить.

Москва против Вашингтона

Еще более интересными выглядят расклады на европейском газовом рынке. США всеми силами пытаются вытеснить оттуда Россию.

- США и Россия давно противостоят друг другу на мировой арене, и задачей каждой из стран является ослабление позиций другой, - продолжает Дмитрий Марунич. - Поэтому США не заинтересованы в укреплении позиций России на европейском рынке. Я не исключаю, что срыв газовых переговоров между Украиной, Европой и Россией был инициирован из-за океана. Пусть США не получают от этого прямой выгоды, но дестабилизация ситуации в европейском регионе им на руку. В этом контексте США может быть выгодно, если Украина остается своеобразной зоной нестабильности. В то же время Россия остается крупнейшим поставщиком газа в Европу. Поэтому Гюнтер Оттингер и заявил, что энергетические санкции против Москвы будут введены в последнюю очередь. Да и углубление сотрудничества между РФ и Австрией демонстрирует настроения в Европе. Отдельные европейские СМИ утверждают, что вопрос санкций может расколоть ЕС.

В дальнейшем эксперты предполагают, что США будут всеми силами блокировать строительство "Южного потока".

- США повторяют свои приемы 70-х, когда СССР выходил на европейские рынки с газопроводами, а ему пытались всячески мешать, - говорит Юрий Корольчук. - Сейчас ситуация повторяется. США не хотят строительства "Южного потока", потому что в случае реализации этого проекта присутствие России на европейском рынке усилится. 

По его словам, в ближайшее время возобновится борьба за европейский газовый рынок. Дело в том, что Европа постепенно отказывается от угля - там этот вид топлива считается неэкологичным, тогда как газ не вредит окружающей среде и его потребление будет расти. Поэтому Штаты будут лоббировать строительство Трансанатолийского газопровода для доставки природного газа из Прикаспийского региона в Европу.

Также Вашингтон будет пытаться вытеснить Москву с газового рынка ЕС за счет собственного сжиженного газа.

- США в ближайшие годы начнут поставлять свой сжиженный газ на европейский рынок, - говорит Юрий Корольчук. - Первые поставки пойдут в такие страны, как Польша и Литва. Именно они больше всех зависят от российского газа. Объемы там небольшие - всего около 10 млрд кубометров в год. Так что этот проект тоже можно назвать больше политическим, и на первых порах он не сильно повлияет на расклад сил в европейском регионе.

Однако в такой ситуации вместе с Россией будет страдать и Украина. Ведь с увеличением поставок газа из-за океана транзит через нашу ГТС будет постоянно снижаться.

КОМПЕТЕНТНО

Пострадали развивающиеся рынки

- Последствия для мировой экономики от конфликта Киева и Москвы будут достаточно значительными, - отметил директор Центра мировой экономики и международных отношений ­НАНУ Олег Устенко. - Дело в том, что экономики России и Украины завязаны не только между собой, но и со странами Центральной и Восточной Европы, а также с государствами с развивающимися рынками. И именно развивающиеся рынки - Бразилии, Казахстана и ряда других стран - почувствуют на себе изменения в первую очередь.

По словам эксперта, также в определенной степени можно говорить о том, что ухудшение отношений между нашими странами не только обвалило рубль, но и оказало некоторое влияние на колебание других валют.

И, разумеется, нельзя не вспомнить о серьезном оттоке капитала. Согласно прогнозам Центробанка РФ, в этом году ожидается отток на уровне 100 млрд долларов. По словам Устенко, это очень серьезная сумма даже для такой экономики, как российская. 

Новости по теме: Новости России Газ Нафтогаз