26 ноября
Загрузить еще

Помощь от ЕС и США: сладкие обещания и горькие разочарования

Помощь от ЕС и США: сладкие обещания и горькие разочарования
Фото: Помощь США и ЕС: обещания и реальность. Фото: Thinkstock

Но год уже подходит к концу, а большинство обещаний так и не превратились в реальные деньги.

Обещать - не значит жениться

Декабрь начался с очередного обещания: Европейский инвестиционный банк пообещал выделить Украине 3 млрд евро в течение трех лет. Причем 1 миллиард могут выделить уже до конца этого года.

Впрочем, за последнее время наши сограждане на своем опыте убедились в двух вещах. Во-первых, обещаниями сыт не будешь. Во-вторых, обещать – не значит жениться.

Ведь ранее тот же ЕИБ обещал выделить Украине 200 млн евро кредита на восстановление Донбасса. Да и суммы, исчисляющиеся в миллиардах, мы слышим от банка не впервые. Аналогичная ситуация  и с другими институциями.

 "Комсомолка" подсчитала: если сложить все, что нам только в этом году дали "на словах", получится порядка 60 млрд  долларов. Однако, как разъяснил директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин, такое суммирование обещаний попросту бессмысленно, ведь одни кредиты являются взаимоисключающими, а другие находятся в прямой зависимости друг от друга. Так, например, если бы мы получили обещанные 15 млрд от России, то о деньгах МВФ можно было бы забыть навсегда.

С другой стороны, МВФ тоже не торопится раскошеливаться. Третий транш нам обещали еще в сентябре, но на улице уже декабрь. И эксперты единодушны: в этом году денег от МВФ мы уже не увидим.

В свою очередь за действиями фонда зорко следят другие международные институции. Ведь для получения кредитов необходимо выполнения целого ряда условий, и в большинстве случаев основное из них – выделение нам денег со стороны МВФ.

- ЕС обещал предоставить Украине в этом году 2,6 млрд. долларов, однако предоставил кредитов только на сумму 756 млн. долларов, - напоминает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - ЕБРР и ЕИБ обещали предоставить Украине в том году миллиарды, но в действительности не дали ничего. Говорят, что будут кредитовать малый и средний бизнес, когда Украина проведет экономические реформы и когда им будет удобно и выгодно работать в нашей стране. Другими словами, никогда.

Разрушительные советы

Обещать всегда легко, резюмирует Охрименко. Но ни США, ни ЕС не спешат предоставлять Украине новые кредиты, так как попросту боятся, что Украина никогда их не вернет. Действительно, на данный момент ситуация в Украине с государственными долгами проблематичная.

- Если внутренние государственные долги за счет эмиссии гривны можно увеличивать до бесконечности (правда, это неизбежно приведет к девальвации и гиперинфляции), то внешние долги нужно отдавать в валюте, - констатирует эксперт. - В 2015-м Украина должна отдать около 13 млрд. долларов по внешним долгам, притом, что общий размер золотовалютных резервов всего 12,6 млрд. долларов. Валюты просто недостаточно.

Конечно, можно было бы объявить дефолт, рассуждает эксперт. Но против этого выступает МВФ. Согласно уставу фонда, он не имеет право давать кредиты странам, которые находятся в преддефолтном или дефолтном состоянии. Поэтому задержка с очередным траншем МВФ связана не с выборами и не с формированием правительства. МВФ хочет получить гарантии, что дефолта в 2015 году не будет. Сегодня уже многим вполне понятно, что все эти разговоры о десятках миллиардов долларов - миф. ЕС и США выдают Украине ровно столько валюты, сколько она может погасить. А выдавать валюту, не зная, куда она может "исчезнуть", никто не будет.

- Сегодня МВФ удивляется, почему его два транша, которые были получены Украиной, не обеспечили валютной стабильности и роста золотовалютных резервов. Ведь по прогнозам фонда к концу 2014-го размер золотовалютных резервов должен был бы быть 19,2 млрд. долларов. У нас же на 1 ноября золотовалютные резервы были уже 12,6 млрд. долларов, а на конец года обвалятся и овсе до 10 миллиардов, - напоминает Охрименко. – А дело в том, что не желая замечать реальное обращение наличной валюты в Украине, не учитывая валютных депозитов, которые играют большую роль в банковской сфере, МВФ дал нам заведомо бессмысленный совет девальвировать гривну на 10%. В результате мы получили обвал гривны на 100%!

Все это случилось потому, что нельзя допускать существенную девальвацию национальной валюты в стране, где такая большая долларизация экономики, разъясняет эксперт. Для начала нужно было уменьшить количество наличной валюты в обращении, уменьшить до минимума долю валютных депозитов населения и увеличить долю гривневых депозитов. А после того уже рекомендовать делать гибкий курс. Но разве это специалисты МВФ понимают?

- Нужно сначала думать, а уже потом давать советы, - резюмирует Охрименко. - А теперь понадобятся годы для того, чтобы установился фиксированный курс, а украинцы успокоились и опять стали не скупать, а продавать валюту. Но, это уже будет без советов МВФ. Они тогда будут уничтожать экономику других стран.

В долгах как в шелках

Александр Охрименко приводит данные Минфина Украины о государственном и гарантированном долге. Оказывается, если по состоянию на 1 марта 2014 года государственный и гарантированный долг Украины был 683 млрд. грн., то уже на 1 ноября 2014 года - 945 миллиардов. То есть рост почти на 40% за очень короткое время!

- С марта по ноябрь общая сумма ОВГЗ увеличилась на 123 млрд. гривен, - говорит Охрименко. – Фактически НБУ сделал эмиссию гривны на эту сумму. Но когда политики рассказывают о финансировании государственных программ и войны в зоне АТО, они забывают сказать, что это делается за счет запуска печатного станка. Так что когда нам говорят, что в обвале гривны виновата война на востоке страны, это правда лишь наполовину. Сюда стоило бы добавить безграмотную политику правительства, которая спровоцировала обвал национальной валюты. А АТО – это хорошая ширма.

- Конечно, события на Донбассе вносят существенный вклад в общую ситуацию в стране, - соглашается экономист Всеволод Степанюк. – Но не стоит забывать и о том, что происходит в экономике Украины. Наши потери от ухудшения отношений с Россией с начала года составили порядка 5 млрд. долларов – это больше, чем полученные транши от МВФ! То есть если бы отношения с соседями просто нормально складывались, нам бы и кредиты не потребовались!