22 ноября
Загрузить еще

Новые требования МВФ: отменить рассрочку и снова повысить тарифы

Новые требования МВФ: отменить рассрочку и снова повысить тарифы
Фото: Новые требования МВФ: тарифы еще выше и отмена рассрочки за коммуналку. Фото: Олег Терещенко

Если все, что якобы от нас "требует МВФ", правда, украинцам мало не покажется. И сегодняшняя черная полоса через год нам представится светло-серой. 

"КП" в Украине" вместе с экспертами разбиралась, что нам еще могут подсунуть под соусом "требований МВФ" и дадут ли после этого очередной кредит. 

Пенсионная реформа

С пенсиями надо что-то делать, и здесь особо выбора у нас нет. Дефицит Пенсионного фонда в прошлом году был на уровне 6,4% ВВП, в этом году - 6%, и это очень много. Но что делать, чтобы снизить этот дефицит, в правительстве пока окончательно не решили, поэтому, как говорится, "земля полнится слухами". Причем слухи эти - один хуже другого. 

Повышение пенсионного возраста

Об этом говорится много, но, считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, правительство на это пойдет вряд ли. Во-первых, это вызовет огромное социальное недовольство. Во-вторых, без роста экономики не решит проблему, даже если поднимать его до бесконечности. 

Снижение максимальных пенсий, пересмотр спецпенсий

Эта мера не решит проблем, но все же такой шаг вполне можно предпринять и хоть немного снизить дефицит. 

Увеличение рабочего стажа

"КП" в Украине" уже писала о планах повысить рабочий стаж до 25 лет с января 2017-го с введением минимального страхового стажа на уровне 16 лет. Планируется, что к 2036 году необходимый рабочий стаж вырастет с сегодняшних 15 лет до 35 лет. По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, 35 лет - это очень много, и в 2036 году масса людей не смогут показать такой стаж. А значит, громадное число людей будет получать не пенсию по возрасту, а социальную пенсию, которая равна половине минимальной.

Оплата счетов за коммуналку для многих стала серьезной проблемой. Фото: Андрей Цыганов

Дополнительный пенсионный налог

Эта новость начала активно муссироваться в минувшие выходные после появления в прессе очередного инсайда. Эксперты считают, что, вероятнее всего, речь идет о введении второго уровня пенсионной реформы. 

Реформа ЖКХ

Реформирование сферы ЖКХ в Украине вылилось в беспрецедентный рост тарифов и баснословные суммы на субсидии. Уже очевидно, что это далеко не все "покращення" и дальше будет еще "лучше". 

Рост тарифов

Не успел вице-премьер Павел Розенко опровергнуть повышение тарифов, заявив, что "повышать дальше уже просто некуда", как в НКРЭКУ поведали: цена электроэнергии для населения на 60% ниже обоснованного уровня! Что это означает, ясно даже самым закоренелым оптимистам - нас готовят к очередному повышению.

- До 1 апреля цена отечественного газа, который НАК закупает у "Укргаздобычи", должна быть повышена до уровня импортной, - говорит энергетический эксперт Валентин Землянский. - Это означает рост тарифов на газ для населения минимум до $300 за тысячу кубов в отопительном сезоне 2017/18 годов. Кроме того, подорожают тепло, горячая вода, электроэнергия - плюс 50% к текущим тарифам.

Уменьшение субсидий

Еще в начале года говорили о монетизации субсидий. Экономисты единодушны: если полстраны живет на субсидиях - это ненормально и свидетельствует об огромных проблемах в экономике. К тому же из-за коррупции возникают большие сомнения в том, что субсидии распределяются честно и правильно. А первое правило борьбы с коррупцией - это монетизировать все, что можно монетизировать. 

Но пока до монетизации далеко, Кабмин в очередной раз снизил социальные нормативы тепло-, газо- и электроснабжения. 6 февраля правительство приняло решение снизить социальные нормы потребления услуг ЖКХ, исходя из которых назначаются субсидии, с 1 мая 2017 года. Соответственно, уменьшатся и субсидии.

Упразднение рассрочки

Тоже слух последних дней: якобы МВФ настаивает на отмене с 1 апреля 2017 года механизма оплаты услуг ЖКХ в рассрочку. Напомним, что этой норме всего несколько месяцев (она работает с октября 2016-го), а особо настаивал на ней премьер Владимир Гройсман. 

Земельная реформа

Подать закон о рынке земель в парламент власть обязывалась к концу сентября 2016-го, но не подала. МВФ возвращается к вопросу по новой: до конца марта закон должен быть принят.

Это, пожалуй, единственный пункт, который не вызывает явного и единодушного отторжения у экспертов. Двумя руками за отмену моратория на продажу сельхозземель выступает Александр Охрименко. По его словам, это практически единственный реальный драйвер роста отечественной экономики.

- Есть определенные опасения, что иностранцы будут активно покупать землю, - говорит Олег Устенко. - Но экономически отмена моратория была бы неплохим шагом. 

КОМПЕТЕНТНО

"Проще всю ответственность свалить на кредиторов"

Олег Устенко.
Фото: ЯНСОНС Оскар

О том, чего на самом деле хочет МВФ и светит ли нам в ближайшее время очередной транш, "КП" в Украине" спросила исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега УСТЕНКО. 

- Все непопулярные решения - от пенсионной реформы до повышения тарифов - украинское правительство объясняет "требованиями МВФ", хотя эксперты, в том числе и вы, не раз говорили о том, что на самом деле никаких требований нет. Украина сама взяла на себя обязательства и теперь сама же отказывается их выполнять…

- Действительно, с одной стороны, правительство практикует прежнюю тактику: что бы такое делать, чтобы в итоге ничего не делать. С другой стороны, делать что-то действительно надо, ведь дефицит бюджета в 3% фактически нарисован. В доходной части бюджета заложены миллионы, получить которые будет очень проблематично: за приватизацию, от "поиска сокровищ" прежнего режима и т.д.

- Самые главные спекуляции, когда речь идет о требованиях МВФ, касаются роста тарифов…

- В меморандуме действительно было написано, что тарифы должны быть на минимально допустимом рыночном уровне. Но это не требования для Украины, а обычная "калька" - МВФ этого требует от всех. В этом есть очевидная логика: государство не может торговать себе в убыток, тем более когда не может себе этого позволить. Но последние заявления об увеличения тарифов являются следствием пробуксовки реформ, а не реформой. Экономика - это не базар, и любое экономическое решение будет иметь последствия в смежных сферах. Прежде всего, это рост цен и снижение уровня жизни населения, дополнительные расходы из госбюджета на субсидии, а также увеличение себестоимости украинской продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной на рынке.

Поэтому повышать тарифы без обеспечения роста экономики - это не реформа, а путь в никуда. И те, кто сегодня это делают, просто перекручивают логику МВФ. 

- А как в самом фонде относятся к тому, что украинское правительство постоянно ими прикрывается и валит с больной головы на здоровую?

- Украинское правительство - далеко не первое, кто так себя ведет, и в фонде к этому привыкли. Там прекрасно понимают, что никто не хочет брать на себя ответственность за непопулярные решения и проще все свалить на кредиторов. Кстати, Кристин Лагард в своем недавнем выступлении призвала Украину определиться, для кого она проводит свои реформы - для МВФ или все же для себя?

- Получим ли мы в итоге очередной транш?

- Это очень маловероятно, и вот почему. В ближайшее время в МВФ появится новый представитель от США, и, скорее всего, это будет достаточно консервативный человек, который будет читать контракт именно так, как он написан. И у него возникнет резонный вопрос: как можно давать деньги стране, которая не выполняет взятые на себя обязательства? Так что если у Украины раньше и были шансы на очередной транш, то сейчас они сильно уменьшаются. Единственная причина, по которой нам все-таки могут дать деньги, заключается в том, что в этом квартале мы должны выплатить МВФ 1 млрд долларов. Если ситуация с финансами будет действительно катастрофической, то в МВФ могут выделить нам этот миллиард с тем, чтобы мы погасили перед ними же свой долг.